«Манты» и «Призрачные акулы»: США и Австралия готовятся к подводной войне
- 16 мая 2024 01:21
- Виктор Войцеховский
Тема летающих, плавающих, передвигающихся по суше или в какой-либо иной среде беспилотников набирает обороты в военно-техническом мире. Неизвестно, закончится ли это когда-то появлением настоящей SkyNet и гибелью человеческой цивилизации, но пока этого не произошло, тема боевых роботов и просто беспилотных аппаратов будет муссироваться с нарастающей силой.
Некоторое время назад мы уже поднимали историю морских беспилотников и даже пришли к выводу, что всемогущие Соединенные Штаты отстали в этой части от целого ряда стран. На этот раз хотелось бы вновь обратиться к ней, хотя и с несколько иной стороны — с подводной. И если с концепцией надводных беспилотных аппаратов у гегемона пока не все окончательно ясно, то в отношении подводных беспилотников работа там, что называется, кипит.
Manta Ray
Последней американской разработкой непилотируемых подводных аппаратов (UUV) стал подводный металлический «скат» Manta Ray от компании Northrop Grumman, прототип которого был испытан в Южной Калифорнии в феврале и марте.
Управление исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), отвечающее за разработку и адаптацию новых технологий к использованию в военных целях, заявляет, что уникальность проекта Manta Ray заключается в его модульности и способности варьировать полезную нагрузку в зависимости от миссии.
Самоубийство — не решение
Здесь, как и в случае с надводными беспилотниками, американцы не ограничиваются только одной функцией изделия — камикадзе. Их интересует достаточно широкий спектр возможностей беспилотного устройства, и в первую очередь использование его в разведывательных, транспортных и минно-заградительных целях. Разогнаться и врезаться в борт неприятельского корабля с несколькими сотнями килограммов взрывчатки на борту, по их мнению, не та задача, что требует высокого уровня интеллекта и технологий.
Как отмечают в Northrop Grumman, Manta Ray можно разобрать и поместить в пять стандартных транспортных контейнеров, перевезти туда, где он будет развернут, и снова собрать в полевых условиях. По их мнению, это куда более важное и востребованное в будущем свойство подводного беспилотного аппарата.
В подтверждение этому построенный в Мэриленде прототип был разобран, перевезен, а затем снова собран на побережье Калифорнии.
«Сочетание модульной транспортировки по пересеченной местности, сборки в полевых условиях и последующего развертывания демонстрирует уникальные возможности сверхбольшого UUV», — заявил Кайл Вернер, возглавляющий программу Manta Ray в DARPA.
Он отметил, что модульный метод транспортировки означает, что Manta Ray может экономить энергию для выполнения своей миссии, а не бесцельно расходовать ее в процессе движения к месту развертывания.
Идея здравая, если исходить из того, что у операторов «Манты» достаточно времени и места для ее сборки на месте этого самого развертывания.
«Призрачная акула»
Соединенные Штаты — не единственная страна, вырвавшаяся вперед в деле создания подводных беспилотников.
В апреле Австралия представила беспилотный подводный аппарат Ghost Shark («Призрачная акула»), назвав его «самым продвинутым подводными автономным транспортным средством в мире». Австралийцы также не торопятся замыкаться на функционировании аппарата в качестве дрона-камикадзе и наделяют его массой иных полезных способностей.
«„Призрачная акула“ предоставит ВМС скрытные, автономные подводные боевые возможности большой дальности. Они смогут вести непрерывную разведку, наблюдение и рекогносцировку и наносить удары», — говорится в заявлении австралийского Минобороны.
В документе есть намек, что появления первых серийных моделей можно ждать уже к концу следующего года.
Австралийские официальные лица и представители компании — разработчика «Акулы» Anduril Australia обращают внимание на скорость, с которой подводный аппарат прошел путь от идеи до испытаний. Напомним, проект Ghost Shark стартовал всего два года назад. Схожий американский проект от Boeing — UUV Orca разрабатывается уже более десяти лет. Аппарат также рассчитан на многозадачность и может быть использован для разведки, наблюдения, рекогносцировки и нанесения ударов.
Подводная война
Вполне вероятно, что создание новейших беспилотных подводных аппаратов в Австралии и США является подготовкой к подводной войне, которая может развернуться по результатам затянувшегося противостояния между странами Запада и Китаем. Австралия в данном случае может быть причислена к коллективному Западу в рамках антикитайского альянса AUKUS (Australia, United Kingdom, United States), образованного ею, Великобританией и США. А значит, Ghost Shark и Manta Ray практически наверняка уже отнесены к элементам будущей военно-морской обороны Тихого океана.
Вполне ожидаемо разработкой боевых подводных беспилотников занимаются и в Китае. Как и в Австралии, соответствующие действия там максимально засекречены.
(Не)преодолимые сложности
Тем не менее говорить о возможности какой-либо масштабной войны подводных беспилотников пока преждевременно. Главное обстоятельство, затрудняющее их развитие, — невозможность поддержания постоянной связи с ними. Если воздушными или сухопутными дронами можно управлять при помощи радиосигнала, то вода для радиоволн практически непреодолимая среда. Поэтому создателям подводных беспилотников для обеспечения связи с аппаратом и управления им требуется использование иных, более сложных физических принципов.
Исследование 2023 года, опубликованное в швейцарском журнале Sensors, указывает на то, что подводная связь требует как минимум существенно больше энергии. Однако даже это не страхует ее от сбоев и потери данных. На качество связи влияет температура воды, соленость и глубина.
Создатели нового поколения военных БППА не говорят, как они будут преодолевать проблемы со связью. Однако, судя по темпам, которыми Австралия создает свою «Призрачную акулу», австралийские ученые нашли приемлемое решение проблемы связи и управления глубинными дронами.
Вполне вероятно, что речь идет о полном изменении концепции использования таких беспилотников. В частности, они могут и не нуждаться в постоянном приеме управляющих сигналов. Это уже используется для воздушных дронов с целью их защиты от средств РЭБ.
Так, подводный беспилотник может получить управляющие сигналы через обычную антенну, всплыв на поверхность в безопасном месте, как это делают подводные лодки. После этого управление беспилотником «берет в свои руки» искусственный интеллект и использует при этом полученные данные.
Одним словом, проблемы со связью с подводным аппаратом через толщу воды вряд ли в состоянии затормозить разгорающийся бум подводных беспилотников. Сложные задачи в условиях критической необходимости их решения становятся лучшим стимулом для технологических находок и научных открытий.
Учитывая, что и США со своими союзниками, и Китай определенно рассматривают войну подводных беспилотных аппаратов как один из способов достижения своих целей, избежать ее вряд ли будет возможно.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: