+9
Сохранить Сохранено 7
×

Маркировка рекламы по-новому: как наступает ответственность


Маркировка рекламы по-новому: как наступает ответственность

© unsplash.com

В прошлом году вступили в силу изменения к закону «О рекламе», которые регулируют порядок размещения интернет-рекламы. Операторов обязали отчитываться перед Роскомнадзором, была введена и обязанность по маркировке (токенизации) интернет-рекламы. Компании могли адаптироваться к новым правилам в течение года.

Однако, начиная с 1 сентября 2023 года, появилась административная ответственность за нарушение обязанностей. Николай Бычков, ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education) рассказал о новых штрафах и объяснил, какую информацию маркировать.

Роскомнадзор может взыскать штраф в размере от 200 до 500 тыс. рублей с рекламодателей и рекламораспространителей за сообщение недостоверной или неполной информации в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), а также за просрочку передачи данных или несообщение (ч. 15 ст. 14.3. КоАП). Распространение интернет-рекламы без токена (erid) или с нарушением требований к его размещению обойдётся для юрлиц в сумму от 200 до 500 тыс. рублей (ч. 16 ст. 14.3 КоАП).

© unsplash.com

Также могут оштрафовать и самого оператора рекламных данных (ОРД) на сумму от 300 до 700 тыс. рублей за нарушение обязанностей по присвоению erid или передаче информации в РКН (ч. 17 ст. 14.3 КоАП).

Чтобы избежать административной ответственности, нужно следовать нескольким правилам. Во-первых, следует разобраться в том, что относится к рекламе и подлежит маркировке, а также правильно маркировать контент и не забывать о ссылках на сайт, erid. Кроме того, нужно передать в ЕРИР через ОРД саму рекламу (креатив), сведения о ней, о контрагенте, о рекламных договорах и о площадках размещения. Следующий шаг — определить в договорах с участниками рекламной цепочки ответственного за передачу сведений ОРД. Не стоит забывать и о том, что ОРД придётся периодически передавать статистику о показах рекламы.

Отдельное внимание стоит уделить и процессу маркировки. По сути, маркировать нужно все, что подпадает под определение рекламы и размещается в интернете. Кроме социальной рекламы.

Для более простого понимания, информация является рекламной, если: сведения адресованы неопределенному кругу лиц или же направлены на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к товару и продвижению его на рынке.

Надзорные органы неоднократно обращали внимание на то, что не вся информация о товарах, работах и услугах является рекламой.

Так, например, информация на сайте продавца о его товарах не будет рекламой, если это просто каталог с характеристиками, ценами и кнопками «добавить в корзину» или «купить», поскольку тут цель – проинформировать потребителя. Но если на онлайн-площадке будут сквозные баннеры или назойливые всплывающие окна с определённым товаром и призывом купить его, то это будет рекламой. Если информация об одном товаре будет нейтральной, а о другом – более эмоциональной (в т. ч. может использоваться иное визуальное оформление), то информация о последних будет рекламой, поскольку явно привлекает внимание к конкретным товарам и призывает их купить.

© unsplash.com

Лендинги обычно не признаются рекламой. Но если на странице появляется один лишь рекламный баннер, то такой сайт тоже признают интернет-рекламой. Информация о брендах и партнерах также зачастую не является рекламной. Но ситуация изменится, если какой-то бренд будет существенно больше освещен или ярче презентован по сравнению с другими.

Обойти обязанности по маркировке и передаче сведений ОРД через условно-закрытые группы с большим количеством участников тоже не выйдет. Если информация может быть интересна неопределенному кругу лиц, и если имеются иные признаки рекламы, то обойти закон не получиться. Регулятор понимает, что такие сообщества закрыты лишь формально. На деле любой может отправить запрос и попасть в группу без какого-либо отбора.

Замаскировать рекламу под обзор тоже нельзя. Если какой-то товар занимает наибольшую часть ролика, то посыл видео становится очевидным. Стоит отметить, что в законодательстве о рекламе нет «саморекламы». Не важно, где и кем она размещена. В законе нет и понятия «нативной рекламы». Информация о товаре может быть органично интегрирована в произведение и тогда не будет считаться рекламой, а, следовательно, маркировать её не нужно.

Креативная среда разнообразна и имеет множество «подводных камней». Поэтому не стоит искать исчерпывающий список примеров для разграничения информации и рекламы. Его попросту нет. Как отметила ФАС, стоит руководствоваться признаками рекламы, «внутренней целью» (истинными причинами размещения информации), и тем, как эти данные воспримет рядовой потребитель.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (0)