+8
Сохранить Сохранено 7
×

Они нас гноят, а мы их перегниём. Фоторепортаж


Они нас гноят, а мы их перегниём. Фоторепортаж

 

 © Глеб Кузнецов

Организатор волонтерских отрядов для реставрации северных церквей Рита Баева печально не глядит на разрушающуюся Никольскую церковь в деревне Зачачье Холмогорского района Архангельской области. Ну еще бы - это 17 век, Федеральный (с большой буквы) памятник, и всякая шантрапа к нему не подходи! Сегодня я расскажу о восстановлении церквей в Архангельской области, о людях и (на языке вертелось - нелюдях, но ни одного на ум не пришло). Всем спасибо за поздравления с днем рождения, ваше участие вселяет радость! Итак...

 © Глеб Кузнецов

Наша Лиза, которой исполнилось 14, бежит прочь от Ильинской церкви в деревушке Нюнега на восточном берегу речки Вага. Лиза умная девочка, но опыта у нее пока не хватает, чтобы поверить в то, что через какой-то год здесь будут служить. Но мы постараемся. Для Архангельской области сочетание "восточный берег" равно приговору - мостов нет, дорог по направлению восток-запад раз-два и обчелся - реки и леса режут край на дольки. Даже районный центр Шенкурск, который будто только вчера пережил авиаудар, а всего-то скоро уже сто лет, как тут большевики погуляли, не соединен с "материком" мостом. Летом наводят понтон, зимой - ездят по льду, а весна и осень - время изоляции. После закрытия роддома в Шенкурске большим спросом пользуются бабки-повитухи. А вся духовная надежда на здешнего батюшку отца Олега. Отец Олег, что называется, сам себе благочинный - единственный священник в районе на 17 тысяч человек жителей и земли в "две Франции". Зато у него 6 детей, соломенная шляпа и "эверест оптимизма".

 © Глеб Кузнецов

Эту часовню в Осиновской, на благодатном западном берегу Ваги, берегли до 1970-х годов, а в 1990-е сюда прикатили удальцы на мотоциклах и стянули веревкой шпиль с колокольни на лом, а крест не смогли - веревка лопнула. Церкви в этих местах рушили в каждой деревне и везде вам расскажут историю о том, как жестоко поплатились разрушители. На севере не было крепостного права, и эти церкви людей не гнали строить злые помещики - сами собирались своей общиной и делали. Потом сами рушили, а сейчас вспоминают и учатся ценить, что осталось.

Я говорил с ребятами, которые пили пиво у придорожного кафе, а сами строят трассу М8, а раньше в порты ездили шабашить, а еще раньше самые старшие в Чечне воевали - эти ребята знают названия всех церквей в округе и произносят эти имена с гордостью. Осталось перейти от слов к делу, а пока строить и даже часто служить сюда наезжают москвичи.

 © Глеб Кузнецов

Основная проблема таких церквей - скорое разрушение вследствие гниения тесовой крыши, попадании воды на перекрытия и стены... а дальше скорый конец. Полная реставрация не только тяжела и дорога, но и не нужна. Вот, приедем мы такие распрекрасные, все сделаем, вручим селянам ключи, и домой. А они "Отче наш" разучились читать, они бросят это снова. Поэтому настоящий путь, как и всякий стоящий путь, долог: остановить разрушение и словом и делом возбуждать в местных жителях жажду жизни.

Ниже: законсервированная за 4 дня 10 людьми при 25 тыс. рублей трат на материалы часовня в Осиновской и "нетронутая" церковь в Нюнеге, она нас ждет на следующий год.

 © Глеб Кузнецов

 © Глеб Кузнецов

 © Глеб Кузнецов

Мои друзья, видевшие север еще пять лет назад, говорят, что тогда хотелось плакать, а сейчас, рассказывают, в деревнях детские сады снова открывают. Я встретил людей, которые семьями перебираются в брошенные деревни из городов, и они не маргиналы-дауншифтеры. Они плотники или программисты или еще кто-нибудь, но уровень их жизни в отреставрированных крестьянских избах 1850-го года постройки площадью по 200 кв. м куда как выше моего и большей части тех людей, с которыми я знаюсь в Москве.

Вот, например, плотник из того самого Зачачьева жалуется, что не может найти помощника с жалованьем в 1 тыс. руб. в день - я что-то припоминаю серые лица в московских электричках, эти зарплаты в 30 тыс. руб. при тратах на проезд, еду, съемное жилье и при всем угробленном здоровье. Я вижу создание в вымершей было провинции условий, которые превосходят наши, в набитых до отказа городах. Но надо работать, конечно. И еще придется поверить на слово, так как личных фото я не делал - ведь когда тебе есть о чем поговорить с человеком, в последнюю очередь думаешь о фотоаппарате.

 © Глеб Кузнецов

Было бы неправдой, будто мы только строили-строили... мы изрядно ходили, но злых людей не встречали.

 © Глеб Кузнецов

Зато бывают в деревнях замечательные музеи, где собраны такие трогательные вещи, как этот половник. Мощно кушали предки!

 © Глеб Кузнецов

Рита и ее друзья уже лет пять занимаются северными церквями. Я познакомился с ними на Масленице, о которой писал этой весной. Они-то эту Масленицу и делают, а еще многие разные вещи, у них на сайте об этом: http://rozhdestvenka.ru/. Но церкви - это что-то особенное. Хотя не понимаю, почему многие из этих людей неверующие. Непонятно мне не то, что неверующие люди занимаются церквями, а то, почему такие хорошие люди неверующие. Думаю, тяжелое наследие. Возможно, восстанавливая эти церкви, они как бы и свои души... Мне повезло - человеку, родившемуся в 1985 году и на книжной полке у родителей видевшему портрет царской семьи... .

 © Глеб Кузнецов

Еще спросят: что же РПЦ? Она занимается этими церквями, проект "Общее дело" организовывает по 30 экспедиций за сезон, но слишком много церквей и слишком плохое их состояние, а создавать приходы в деревнях на "три старушки" трудно, но можно.

 © Глеб Кузнецов

Для нас тоже формат клуба самодеятельности стал тесен. В ближайшее время мы зарегистрируем фонд, который станет заниматься консервацией и реставрацией деревянных северных церквей. В этом году у нас было четыре отряда, на следующий готовим семь, два из которых на региональных памятниках и связаны с серьезными реставрационными работами. Но также мы занимаемся музеем народных промыслов, интересуемся фестивалями северной культуры, издательской деятельностью - всем, что касается культуры русского севера. Мы светские люди, верующие и неверующие, но все с жаждой жизни. Надеюсь, фонд не изменит ничего в нашей дружеской атмосфере. И каждый раз я буду уезжать из Архангельска с блаженной улыбкой и встречать этот московский мир с искренним удивлением: "Что же это они так?.."

 © Глеб Кузнецов

 © Глеб Кузнецов

 © Глеб Кузнецов

 © Глеб Кузнецов

 © Глеб Кузнецов

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+8

 

   

Комментарии (14)

  • asinch
    asinch 20 августа 2013

    Хорошо,что многие хорошие люди-неверующие.Лишнее доказательство того,что бога нет.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 20 августа 2013

    Если есть хорошие люди, значит у Них есть душа и совесть.
    Если у хороших людей есть душа и совесть, значит они различают Добро и Зло.
    А что такое Добро?
    Добро - это и есть одно из проявлений Бога.

    Так что наличие многих хороших людей свидетельствует о том, что Бог есть. А то, что они как бы "неверующие", никакого значения не имеет.

    "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (с).

    Грибы.

    Ответить
    2 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 20 августа 2013

    Хорошо,что многие люди-хорошие.

    Ответить
    6 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 20 августа 2013

    Брат, Мы вот чо подумали.

    Хорошим "социальным людям", коих на Земле 85%, нет причины страдать от того, что, например, Православие содержит такие предписания:

    - Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.

    - Не убий .

    - Не прелюбы сотвори.

    - Не укради.

    - Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

    - Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

    Они нормальным людям не в тягость.

    А вот генетических людоедов (нелюдей и псевдолюдей), коих на Земле около 15%, от этих правил реально плющит и колбасит. Эти требования ведь лишают сих людоедов почти что всех их людоедских целей в жизни. Хе хе хе.

    Грибы.

    Ответить
    6 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 20 августа 2013

    Простим им их слабости.

    Ответить
    2 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 20 августа 2013

    Лютость адептов секты Атеизма по отношению к Православным верующим из того происходит.
    Простить - это пол дела.
    Лечить лютость сию надо. Словом и делом.

    Грибы.

    Ответить
    1 +
  • motivator-3982
    motivator-3982 21 августа 2013

    В реальности многие люди лишь притворяются праведниками, в чём есть великое лицемерие церкви.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 21 августа 2013

    Это генетические волки, рядящиеся в овечьи шкуры.

    Грибы.

    Ответить
    1 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 20 августа 2013

    Плюсуем, плюсуем, плюсуем.
    А на второй и шестой фотке Иван чай (розовые цветы).
    Красива. А воздух, воздух какой! Благодать!

    Грибы.

    Ответить
    2 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 20 августа 2013

    реставрация - это хорошо. Надеюсь - всосстановят.

    PS желательно - именно воссоздав оригинал, а не сделав новодел

    Ответить
    4 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 20 августа 2013

    а то например у нас несколько лет назад нашлись "умники" от церкви, которые деревянную церковь 200-летней давности обшили новомодным сайдингом из соображений "так красивее"

    Ответить
    4 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 20 августа 2013

    "Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь.
    Сенокос некошеный,
    Лес да монастырь.

    Избы забоченились,
    А и всех-то пять.
    Крыши их запенились
    В заревую гать.

    Под соломой-ризою
    Выструги стропил,
    Ветер плесень сизую
    Солнцем окропил.

    В окна бьют без промаха
    Вороны крылом,
    Как метель, черемуха
    Машет рукавом.

    Уж не сказ ли в прутнике
    Жисть твоя и быль,
    Что под вечер путнику
    Нашептал ковыль..."

    Ответить
    3 +
  • ВсёПутём
    ВсёПутём 20 августа 2013

    Половник большой. Ела вся семья из одной большой тарелки или что у них там было. А детей у всех было человек по 10.

    Ответить
    3 +
  • Перец
    Перец 20 августа 2013

    Не понимаю, какая разница верующий или нет? Старинные памятники архитектуры, в том числе религиозные, нужно сохранять, это наше наследие. Даже с коммерческой точки зрения это выгодно, ибо туризм исторический основан на таких вот незамысловатых памятниках старины.

    Ответить
    8 +