Обзор кинопремьер: околокино, околофутбола
- 27 сентября 2013 10:48
- Максим Марков
Осеннее обострение традиционно приводит к тому, что на одной неделе в прокат одновременно выходит сразу с десяток картин – в тщетной надежде, что каждой достанется свой зритель. Но всё посмотреть нереально – поэтому приходится выбирать. На сей раз наш выбор в пользу Вуди Аллена («Жасмин»), первого американского проекта Александра Роднянского («Машина Джейн Мэнсфилд») и двух российских новинок, каждая из которых интересна не столько своими художественными качествами, сколько темой – это жёсткое мужское кино «Околофутбола» и наивные девичьи слёзки «Привычка расставаться». И лишь бонусом – «Пленницы», «Va-банк» и «Страсти Дон Жуана».
«Околофутбола»
Россия, реж. Антон Борматов, в ролях: Александр Ратников, Павел Ерлыков, Иван Фоминов, Григорий Иванец, Дарья Мингазетдинова.
Ярый – автослесарь, Бритва – ди-джей, Мажор – продюсер, Тичер – учитель истории, кандидат наук. Вместе они любят «Спартак» и являются лидерами околофутбольной группировки, члены которой проводят свободное время за дружеским (и не очень) мордобоем с теми, кто разделяет это их увлечение.
«Мы не болельщики», - чётко отделяют себя герои фильма от тех спортивных фанатов, что обматывают шеи клубными шарфиками. Они – именно что футбольные хулиганы, приходящие на стадион не столько ради игры, сколько ради возможности столкнуться после финального свистка с противоположными трибунами. Хотя даже стадион – это не обязательно, для бойни сгодится и метро, и площадка перед Дворцом пионеров, да и просто чистое поле. Стенка на стенку, кулак к кулаку – вот и получается «бойцовский клуб», коллективная терапия. «В футбол играть, что ли?» - следует удивлённый ответ на не раз задаваемый здесь вопрос: «Зачем вы дерётесь?». Да почему – потому, что так надо, потому, что всё ясно: «Вот я, вот враг» - лупи и не ошибёшься. Отдохнул душой – и снова за работу.
Иной логики создатели фильма искать и не пытаются, вполне удовлетворяясь имеющимся: нет тут никаких потаённых смыслов, это обычная, со старины наследуемая нашими земляками страсть к кулачным боям – только народные праздники как повод встретиться сменились теперь футбольными матчами. Нет здесь места и поискам морали: неважно, что для кого-то эта история заканчивается смертью, а для кого-то – «пятёрочкой», главное – братство, единение, родство душ – такое не купишь, за такое нестрашно и пострадать.
«Это фильм, который наполовину сделали киношники, наполовину – люди с разбитыми кулаками», - сказал на премьере режиссёр, лишний раз подчёркнув, что история эта не выдумана и герои эти – где-то среди нас. Даже и не знаешь, плюс это или же минус. С одной стороны, «Околофутбола» – рассказ о жизни, о которой обычный человек, скорее всего, ничего никогда и не узнает. И как отражение этой реальности, многих попросту не затрагивающей, фильм, конечно, почти что бесценен – ровно в той степени, что и «Россия 88» о скинхэдах. Но занимая вроде как (по идее) нейтральную позицию, рассказчики очевидным образом симпатизируют своим героям. Отнюдь не осуждая, а напротив – поддерживая их благородную ярость и против чеченцев (выливающуюся в погром кафешки), и против ментов-убийц (финальная битва с ОМОНом), и в целом против существующего общественного строя (мимолётное появление Паука с репликой про недавно прошедшие московские выборы). И как относиться к такому – вопрос, разумеется, спорный.
Что касается художественной – третьей - стороны произведения, то она в данном случае очевидным образом отступает на второй план. Придерживаясь чаще всего реалистической манеры повествования, режиссёр не забывает и об эстетической красоте картинки, то и дело позволяя себе полюбоваться героями, величественно шагающими в рапиде. Основной сюжет разбавляют две побочные и явно лишние линии – поиск «крота», регулярно сдающего своих же полиции, и невыразительный любовный треугольник, призванный, надо полагать, подтянуть в кинотеатры девичью аудиторию. Сам же футбол остаётся вообще не более чем фоном – который интересен лишь в том плане, что проигравшим матч футболистам персонажи картины легко кидают свои «предъявы», прозрачно намекая, что повторного поражения они не потерпят. Но при таком раскладе, надо думать, по поводу собственно фильма у их прототипов претензий не возникнет.
См. также:
«Жасмин» (Blue Jasmine)
США, реж. Вуди Аллен, в ролях: Кейт Бланшетт, Алек Болдуин, Салли Хокинс, Бобби Каннавале, Питер Сарсгаард, Олден Эренрайк.
Жасмин (имя Жанетт ей не нравится) подвержена панике, склонна к истерике, разговаривает сама с собой – и её можно понять: времена сейчас трудные. Богатенький муж, баловавший её и лелеявший, оказался мошенником – и потерявшая всё женщина вынуждена переехать из Нью-Йорка в Сан-Франциско к сестре (не биологической) Джинджер, подумывая вернуться в колледж, чтобы закончить своё некогда брошенное обучение. Однако это не так просто, если ты залпами глотаешь «Ксанакс» и налегаешь при этом на русскую водку.
«Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного», - весь фильм (ну, где-то с середины) только и ждёшь, когда же Жасмин произнесёт эту знаменитую фразу; но и без неё параллели с Бланш Дюбуа и «Трамваем «Желание» Теннесси Уильямса очевидны. Потому не следует ждать от нового фильма Вуди Аллена привычных шуточек – на сей раз он вернулся к своему второму творческому «Я», специализирующемуся на тонких, психологически достоверных женских портретах (см. «Интерьеры», «Другая женщина» и пр.). Его Жасмин, однако, далеко не привычный всем тип, та ещё штучка, можно сказать, раритет – но чувствуется, что сам мастер встречался с такими дамочками очень часто и отлично успел изучить их повадки. Ничего в своей жизни не сделав, эта женщина тем не менее считает, что все ей должны, а если что-то одалживает сама, то возвращать уж точно никогда не собирается. Будучи не в силах сосредоточиться на элементарных вещах (ей не даётся даже компьютер), она видит для себя единственный способ существования: присосаться к все равно какому, но обеспеченному мужику, который отстранил бы её ото всех забот и дум о насущном. И сравнение с пригретой на груди змеюкой будет в данном случае довольно уместным. Впрочем, эта «змея» сходит с ума после первого же укуса – по собственной же вине потеряв под ногами твёрдую почву, она падает в бездну страха и отчаяния, не в силах совладать со своей несчастной головушкой. И балансирует на грани нервного срыва от первого кадра до последнего.
Если Вуди Аллен с присущим ему мастерством эту героиню нашёл и описал, то воплотила её в жизнь Кейт Бланшетт, очевидным образом наработавшая на очередную (уже шестую) номинацию на «Оскар» (первая статуэтка ей досталась за «Авиатора»). И хотя конкуренция в этом году будет сильной (через неделю выходит, например, «Гравитация» с Сандрой Буллок – тоже абсолютно «оскаровская» роль), элементарная статистика подсказывает, что именно Бланшетт станет в итоге фавориткой этой престижной гонки (ранее награду Киноакадемии за роли у Аллена получали Дайан Китон, Мира Сорвино, Пенелопа Крус и Дайэнн Уист - дважды). Да что там статистика – достаточно просто посмотреть, с какой самоотверженностью разрушает себя на экране эта актриса, чтобы понять: отнять у неё «Оскар» будет очень и очень непросто. Сама Жасмин бы его уж точно не отдала.
См. также:
«Привычка расставаться»
Россия, реж. Екатерина Телегина, в ролях: Алёна Константинова, Елизавета Боярская, Полина Филоненко, Александра Тюфтей, Александр Петров, Пётр Фёдоров, Данила Козловский.
Встретившись в аэропорту с плачущей незнакомкой, Ева в красках пересказывает ей историю своей жизни - в которой за последние девять лет нашлось место семи парням. К каждому из них героиня испытывала самые светлые чувства, но с каждым в итоге прощалась – причём зачастую будучи сама инициатором разрыва.
Денис, Ярослав, Максим, Фабио, Иван, Антон и наконец – Вадим. Мужчины как-то привыкли думать, что женщины только и делают, что всё время ждут их, единственных и ненаглядных, а между тем – даже девушки с самым невинным взглядом вполне могут оказаться хищными самками. Пытаясь разобраться в самой себе, героиня безоглядно рушит все отношения, обижаясь при этом, когда бросают её – а потом вдруг решает встретиться со всеми своими любимыми заново и выяснить: «Что же у нас вышло не так?..» Что это, как не полная дурость? Что это, как не пример незамутнённого девичьего взгляда на жизнь, когда весь мир вертится вокруг Неё – а стоит Ей закрыть глаза, как всё вокруг моментально исчезает, потому как не существует вне Её личного сознания?..
На самом деле, ответ очевиден: «Привычка расставаться» - это очередной наш ответ «Сексу в большом городе», причём зачастую буквальный. Здесь есть один момент, когда в кафе сидят четыре подруги – и ты вдруг отчётливо понимаешь: Боярская – это умудрённая Саманта, Филоненко – наивная Шарлотта, Тюфтей – юморная Миранда, а сама Алёна Константинова играет, понятное дело, Кэрри. И чтобы совсем уж развеять сомнения, героиня начинает вести блог в ЖЖ, откровенный и познавательный, с ответными комментариями в духе: «Продолжай поиски и любовь придёт». Так и случается – в конечном итоге она понимает, что все её любовные опыты, все её горечи и радости, победы и поражения, - всё это привело её прямиком к Мужчине Её Мечты, за которым не грех податься и в Антарктиду. Наивно? Да. Романтично? Да кто его знает.
Гнусно понимаемой «романтикой» дышит вообще весь фильм, под завязку набитый всеми «романтическими моментами», какие только могут прийти в голову насмотревшемуся чужих картин человеку: задорный бой подушками, красивый секс на капоте машины, переводная татушка, смена причёски, осенние листья, свежевыжатый апельсиновый сок, чемоданчик с фотографиями, «Если через год мы где-нибудь встретимся – это будет судьба, а так – случайность»… Плюс к этому - обильный саундтрек, лубочные спецэффекты, анимированные детальки, откровенный сюр в ряде моментов… Придумано, поставлено и сыграно это всё из рук вон плохо, но разве же в этом суть? Притом что как кинематографический опыт данную ленту рассматривать категорически нельзя, она весьма и весьма познавательна тем, что раскрывает ту теневую сторону, каковую девушки, как правило, предпочитают тщательно скрывать. Возможно, впрочем, что и правильно делают: всё-таки необязательно кавалерам знать все эти подробности про всех предыдущих мужчин, которые могли быть у их избранницы – к чему себя лишний раз расстраивать. Но если кто вдруг решился – милости просим: фильм самым решительным образом срывает все покровы, метафорически обнажая хрупкую, нежную и что бы там не произошло - невинную девичью душу.
«Машина Джейн Мэнсфилд» (Jayne Mansfield's Car)
США-Россия, реж. Билли Боб Торнтон, в ролях: Роберт Дювалл, Джон Хёрт, Билли Боб Торнтон, Кевин Бейкон, Роберт Патрик, Кэтрин ЛаНаса, Рэй Стивенсон.
Алабама, 1969-й. В то время как хиппи протестуют против войны во Вьетнаме, в дом одного благородного семейства приезжают нежеланные гости: вторая семья женщины, однажды сбежавшей отсюда, оставив на попечение отца трёх сыновей и дочь. Недавно она скончалась в далёкой Англии, завещав похоронить себя на родине – чем и объясняется этот нежданный и даже неприятный визит. Приводящий, разумеется, ко всеобщему примирению.
Билли Боб Торнтон, некогда получивший «Оскар» за сценарий к своему режиссёрскому дебюту («Отточенное лезвие», 1995), умело и даже привычно смешивает в очередной своей картине несколько важных и никогда не теряющих своей актуальности тем. Это и проблемы семьи: взаимоотношения отцов и детей, улаживание конфликтов между родственниками, налаживание мостов между мужчиной и женщиной. Это и нюансы взаимопонимания: как, например, найти контакт с теми, кто «украл» у тебя жену и мать? Это и вопросы человеческого бытия: герой Роберта Дювалла ежедневно слушает полицейскую частоту, регулярно выезжая на место автомобильных аварий – чтобы посмотреть на свежий труп и задуматься на минутку о вечном (с теми же чувствами он посещает «аттракцион», где, заплатив за билет, осматривает разбитую тачку, в которой погибла знаменитая актриса). И надо всем этим – отголоски мировых войн: Первую прошёл отец, на Второй побывали сыновья, а вот сейчас угроза отправиться во Вьетнам нависла уже над внуками. И отговаривать ведь бессмысленно – даже несмотря на то, что воспоминания о пережитых некогда страшных минутах не дают забыться даже четверть века спустя…
По большому счёту, это типичный фильм про большую семью со своими скелетами в каждом шкафу – жанр, насчитывающий сотни качественных примеров. Лента Торнтона – ни лучше, ни хуже. На общем фоне она выделяется разве что нестандартным изобразительным решением (когда часть действия разворачивается под ослепительно жарким солнцем, а часть – в ночном доме при тусклом мерцании свечей) и бархатным саундтреком, подчёркивающим обаяние давно ушедшей эпохи. И главное – для нас эта картина особенно важна потому, что одним из её продюсеров является Александр Роднянский, довольно удачно выходящий в последние годы на международный рынок («Облачный атлас», «Мачете убивает» и пр.). А за своих всё-таки всегда хочется порадоваться.
Также в прокат выходят:
«Пленницы» (Prisoners)
США, реж. Дени Вильнёв, в ролях: Хью Джекман, Джейк Джелленхол, Пол Дано, Виола Дэвис, Мария Белло, Терренс Ховард.
Пропали две шестилетние девочки, родители не находят себе места от страха и горя, но у полиции нет практически никаких серьёзных зацепок – и единственному подозреваемому никак не предъявить обвинения. Когда удерживать себя в рамках приличия становится уже невмоготу, вспыльчивый отец решает добиться правды самостоятельно – причём добиться в буквальном смысле этого слова.
Как-либо представлять актёрский ансамбль картины не имеет никакого смысла – люди все известные. А вот про режиссёра из Канады можно сказать то, что он прославился в 2001-м году, получив приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале за ленту «Водоворот» - даже выходившую потом в российский прокат. Но воистину звёздным для него стал сезон 2011-2012-го годов, когда его «Пожары» номинировались в иноязычной категории на «Оскар», «Сезара», «Бафту» и «Давида», на родине удостоившись восьми канадских «Джини», в том числе за лучший фильм, режиссуру и сценарий. Теперь вот Вильнёв дебютирует в Голливуде – в жанре жёсткого триллера, которому критики уже прочат разнообразные «оскаровские» номинации.
«Страсти Дон Жуана» (Don Jon)
США, реж. Джозеф Гордон-Левитт, в ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур, Тони Данца, Гленн Хедли.
Редкий мужчина готов откровенно признаться в том, что регулярно смотрит порнуху. А вот герой этого фильма порно ставит в один ряд с тачкой, хатой, собственной мускулатурой, друзьями и даже девушками – ничего при этом не отменяя, а абсолютно легко и естественно всё сочетая. Но что самое удивительное - он умудряется не забывать о своём хобби, даже когда в его постели лежит подруга со внешностью Скарлетт Йоханссон…
Полнометражный режиссёрский дебют (после пяти поставленных короткометражек) одного из самых интересных, симпатичных и многообещающих актёров поколения молодых 30-летних. Судя по выбранной теме, этот парень и правда ничего не боится, будучи готовым откровенно говорить о том, о чём прочие, страшно краснея, предпочитают помалкивать.
«Va-банк» (Runner Runner)
США, реж. Брэд Фурман, в ролях: Джастин Тимберлейк, Бен Аффлек, Джемма Артертон, Энтони Маки, Дэвид Костабайл.
Необходимость платить по счетам вынуждает положительного студента-математика ввязаться в опасную аферу с онлайн-казино. Но деньги деньгами, а некоторых в этом бизнесе отправляют на съедение крокодилам…
Ещё недавно имя Бена Аффлека в списке исполнителей вызывало скорее лёгкое недоумение, но в последние годы ему удалось блистательно перезагрузить свою карьеру – и вновь взобраться на самую вершину благодаря собственноручно поставленной «Операции «Арго», признанной Американской киноакадемией лучшим фильмом прошлого года. И то, что недавно Аффлек подписался на нового Бэтмена, уже отнюдь не кажется плохой шуткой, а воспринимается едва ли не как очевидный, закономерный и даже ожидаемый поворот в его актёрской судьбе (хотя многие и выступают против).
Впрочем, в данной картине солирует всё же не он, а Джастин Тимберлейк, активно и не без успеха выстраивающий свою не только музыкальную, но и кинематографическую судьбу. И кто кого переиграет?..
См. также:
«Джастин Тимберлейк опять приехал к нам без концерта. Фоторепортаж»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: