+14
Сохранить Сохранено 7
×

Как Кустурица познакомился с «Бурановскими бабушками»


14 2 470

Как Кустурица познакомился с «Бурановскими бабушками»

Кадр из фильма "Кто такой этот Кустурица?"

Во всём многообразии тем, представленных на фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге, выделялись два телевизионных портрета – Эмира Кустурицы и «Бурановских бабушек».

Про фильм «Кто такой этот Кустурица?» (реж. Наталия Гугуева) всё более-менее понятно заранее - если учесть, что снимался он для Первого канала (его уже показали по ТВ). Ничего не хочу сказать плохого об особенностях тамошней «ЖЗЛ», но и хороших слов наберётся не много. Ориентация на максимально широкого зрителя приводит зачастую к удобоваримому, но, как правило, шаблонному результату: посмотрел одну работу  - считай, видел все остальные. Исключения крайне редки – и данная картина вряд ли в их число входит. 

Кадр из фильма "Кто такой этот Кустурица?"

Впрочем, это всё же вопрос вкуса и личных пристрастий. Кинокритику, пожалуй, здесь просто нечего смотреть: хотя автор и проходится почти по всем фильмам мэтра, но проходится бегло, практически без «вкусных», киноманских деталей. Однако те, кто обожает обозначенного героя просто как Фигуру, без особой претензии, узнают для себя (вполне вероятно) много нового и интересного – и как минимум проведут полтора часа с пользой. Увидят, как Кустурица пинает мяч с Марадоной. Услышат, как Горан Брегович рассказывает, что его друг вырос в таком районе, где у пацанов было только два варианта: либо стать вором, либо стать гением (Эмиру повезло).  Узнают, что поехать получать свою первую «Золотую пальмовую ветвь» режиссёр не смог: перекладывал паркет в доме у приятеля. В парижском банке его однажды приняли за грабителя; Михалков на ММКФ как-то раз одолжил свой приличный костюм (а то бы вышел всеобщий кумир на сцену в джинсах); актёры подозревают, что Кустурица поил задействованную в съёмках обезьяну не только йогуртом, но и коньяком… Если прислушиваться – такого рода «сенсаций» полно. Работают ли они на создание образа? Разумеется. Дают ли что-то для вечности? Да не факт.

Деян Спараволо. © facebook.com

Особый упор делается на музыкальной составляющей: концертные записи позволяют показать персонажа в его, скажем так, естественной среде (тем более, что кино он сегодня снимает нечасто). Умиление зрительного зала вызывают живописные эпизоды российского турне. Заслуживает пересказа и правда неплохой анекдот. Как-то раз организаторы очередного концерта купили билеты на нужный поезд, на нужное число – но на другой месяц. Выяснилось это уже на ходу: все места во всех купе были заняты. Проводница пошла навстречу, уложила двоих, но всё равно – остальному коллективу пришлось коротать ночь в вагоне-ресторане. А утром на станции их встречает сам мэр города с традиционным фольклорным ансамблем – и стоит видеть лица сходящих с поезда музыкантов, невыспавшихся и пьяных. Кустурица, абсолютно убитый русским гостеприимством, бросает вроде бы в сторону, но микрофон его слышит: «Опять с утра эта долбанная музыка…». Другая его реплика, сказанная уже после другого концерта: «Как же тяжело зарабатывать деньги…».

Зритель и режиссер Наталья Гугуева после премьеры фильма в доме русского Зарубежья. © Олег Булдаков/facebook.com

 

«Для меня быть счастливым – значит, быть свободным», - говорит режиссёр. «Я весёлый!» - характеризует он себя вопреки всем перенесённым трагедиям (во время войны в Сараево сожгли его родной дом, после чего отец умер от сердечного приступа). Всё то же самое, только в десять раз короче, уже было в новелле из альманаха «Гавана, я люблю тебя».

Мария Мирошниченко. © budemfest.ru

Так совпало, что в фильме есть момент, когда в Ижевске прославленному гостю что-то такое вручают «Бурановские бабушки» (перед этим благоразумно попросив организаторов мероприятия: «Не забудьте бабушкам показать, кто из них Эмир Кустурица»). Уже непосредственно им посвящён другой представленный на фестивале фильм - «Бурановские бабушки. Цель» (реж. Мария Мирошниченко). Нетрудно догадаться, что его тоже сняли по телезаказу – на сей раз для канала «Россия 1». И повод нетрудно вспомнить: «Евровидение» - всё, что до, и всё, что дальше. Впрочем, сам песенный конкурс пусть и занимает в картине видное место, но интересует режиссёра заметно в меньшей степени. Куда больше внимания здесь уделяется сельской жизни отважных пенсионерок (вся пенсия которых умещается в крошечный кошелёчек – суточные от канала на загранкомандировку оказались весьма кстати). Здесь и крещенская прорубь, и святочные гадания, обряды, ряженые. По телевизору бабушки смотрят третью инаугурацию Путина: «Он к нам идёт, к нам!». А вот муж одной из участниц дружного коллектива главное в жизни супруги выступление увидеть не смог: «До вас мне, что ли, было – коза рожала!».

 

Обозначенной в заголовке фильма «целью», как известно, является строительство в деревне храма – но к чести автора, никакого акцента на этом не сделано (все и так знают – ну и хорошо). Сам храм показан лишь единожды – одним кадром в финале, и все упоминания о стройке сведены к минимуму. Разве что одна из бабушек признаётся, что выигранная у Диброва сумма пошла не только на церковь, но всё же и ей на новые зубы, а милицейский начальник шёпотом обещает, что «от себя лично» даст на церковь 100 тысяч и ещё у замов поспрашивает 50 (не только бабушкам, но и залу это слышать приятно).

В конце ленты всемирно известный теперь коллектив начинает учить удмуртский текст великой песни «Imagine». Прослушав перед этим краткую справку, что были такие «Битлс» и что «Джон Леннон был идеалистом, как мы». «Хороший, стало быть, человек», - подумали, наверное, в этот момент бабушки. И они тоже хорошие. И фильм о них по определению не может быть плохим. И наверняка обречён на высокие рейтинги – только вот вряд ли на фестивальные призы.

См. также:

«Россия»: без наркотиков – и за свободу»

 

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (0)