Обзор кинопремьер: Сталинград – в прошлом, бойфренд – в будущем
- 11 октября 2013 12:40
- Максим Марков
Массированным ударом почти в полторы тысячи копий на страну обрушивается «Сталинград» Фёдора Бондарчука - самый амбициозный российский проект этого года, выходящий под лейблом голливудской «Колумбии». Под его натиском попробуют выжить отличный ромком Ричарда Кёртиса «Бойфренд из будущего», филигранная страшилка «Возмутитель спокойствия» и эксцентричная японская комедия «Это я, это я!» - а также ещё ряд картин, не побоявшихся выйти в прокат под шквальным огнём местного патриотизма.
«Сталинград»
Россия, реж. Фёдор Бондарчук, в ролях: Пётр Фёдоров, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук, Дмитрий Лысенков, Яна Студилина.
В ноябре 1942-го разведчики капитана Громова и ещё несколько примкнувших к ним бойцов занимают дом на берегу Волги - стратегически важный и для советской армии, и для фашистской. А в доме живёт девушка Катя, которой как раз на днях исполняется 19 лет.
То, как здесь воссоздан разрушенный город – выше всяких похвал. Это воистину уникальная, штучная работа художников, декораторов, мастеров-рабочих, предваряемых, пожалуй, лучшим художником-постановщиком нашего сегодняшнего кино Сергеем Ивановым. Вот это действительно – мировой уровень. Всему, что касается этой огромной, гигантской, фантастической по размахам декорации – веришь безоговорочно. Да, быть может, не все объекты стояли в действительности именно там и выглядели именно так, но когда ради художественной выразительности историческую правду заключают в скобки – это порой позволительно. Так что тому вещественному миру, что представлен отечественными кинематографистами в «Сталинграде», - стократное «Браво».
Всё остальное здесь на несколько порядков хуже.
По большому счёту, смущает практически всё. И в первую очередь – слабый, неубедительный сценарий (авторы - Илья Тилькин и Сергей Снежкин), явно держащийся единственно только на осознании собственной бескрайней патриотичности. Не знаю, конечно, но в советское время киношники тоже были патриотами – что не мешало им создавать на экране цельные характеры и достоверные истории, в том числе и о Великой Отечественной войне. Вот едва ли не любой фильм той поры возьми – он будет правдивее. Может, не во всём, но там будет главное: Судьба Человека. А тут этого нет – и персонажи за два часа действия так и не становятся полнокровными людьми. Мы их видим, но чувствуем ли?.. И как в связи с этим комментировать старательную игру актёров, которым нечего, по сути, играть?..
Ещё смущает попытка придать сюжету «актуальности», привязав его красными нитками к фукусимской трагедии. Так ли уж это было необходимо? И так ли уж нужна возникшая в связи с этим закадровая фигура рассказчика, который время от времени отечески напоминает нам и про «огромную страну», и про «великую реку», или популярно объясняет зрителю то, что не удалось выразить иными средствами?.. Любопытно было, кстати, прозвучит ли здесь легендарное «За Родину, за Сталина!» - прозвучало, и пусть не так, как думалось, а сильно завуалировано, но всё-таки. Хорошо это, плохо? Нет, опять же – неубедительно. К тому же - что дал нам появляющийся пару-тройку раз образ русского деда? Правильно ли мы понимаем того благородного немца, что сперва подкармливает русскую девушку, а проиграв бой, яростно рвёт с неё платье?.. На чьей стороне мы, когда убивают пошедшего за водой фрица, а капитан гневно кричит, возражая: «Даже звери не жрут друг друга на водопое!»?.. Стал ли лучше фильм от того, что сожжение еврейской женщины с дочкой высокопарно названо здесь «жертвоприношением»?.. Таких вопросов наберётся несколько десятков.
Очень выразительное, нет слов, изображение Максима Осадчего, но и в этом плане возникает дилемма: а позволительно ли святую войну снимать так красиво? Это всё-таки война – или гламурный журнал?.. А герои – отчаянно страдают или позируют для модной фотосессии? И потом, крайне размыта граница, отделяющая собственно операторскую работу от последующей компьютерной обработки. Неправильно будет сказать, что вся картинка выглядит «отфотошопенной», но тогда какой глагол тут уместнее?.. Однако постоянно сыплющийся на обитателей города пепел – который везде и всегда, и к нему привыкаешь, как к воздуху – это изумительный образ. Быть может, не такой действенный, как атака заживо горящих солдат (патриотизм сегодня бывает до жути кровожадным), но на подсознание работающий очень точно.
Музыка – Анджело Бадаламенти. Имя – громкое, результат – ни уму, ни сердцу. И даже цоевская «Легенда» на финальных титрах в исполнении Земфиры – вроде бы и заставляет досидеть до самых последних имён, но всё равно кажется вставным номером, слабо приклеенным ко всему остальному. В целом работа со звуком производит ровное впечатление: взрывы, пальба – в кресло не вжимает, но вроде нормально. Спецэффекты?.. Внушительно выглядят, возразить нечего.
Но больше всего смущает в этом фильме то, что начинается он заставкой голливудской «Колумбии». Не хочу вдаваться в подробности того, что она здесь делает, но она есть. Словно бы свидетельствуя, что американцы взяли под своё крыло не только нашу «бушующую оппозицию» и «либеральную интеллигенцию», но и самых что ни на есть патриотично настроенных и идейно выдержанных художников. Мелочь, скажут многие; ну да. А осадок остался.
Да, что же сказать, в конце-то концов, о режиссуре?.. Тут мнение не может быть однозначным. С одной стороны, Бондарчук – необыкновенный молодец: то, что он вынес, вытащил, осилил такую махину – это по нынешним для отечественного кинематографа меркам, безусловно, подвиг. Но, с другой, заметно увлёкшись технической стороной процесса, режиссёр ушёл от живой эмоции, от искренних чувств, от каких-то необъяснимых порою нюансов, которые и составляют Магию Кино. И в итоге его фильм, конечно же, очень важный – но будет ли он любим?.. Слабо верится. Сравнение с «Брестской крепостью» Александра Котта он определённо проигрывает - хотя в своё время, напомню, «Брестскую крепость» выдвигать на «Оскар» решительно отказались.
См. также:
«Сталинград»: премьера, которой не стыдно. Фоторепортаж»
«Трёхмерную версию Сталинградской битвы представили зрителям»
«Как снимался фильм «Сталинград». Фоторепортаж»
«Фоторепортаж со съемок фильма Федора Бондарчука «Сталинград»
«Бойфренд из будущего» (About Time)
Великобритания, реж. Ричард Кёртис, в ролях: Донал Глисон, Рэйчел МакАдамс, Билл Найи, Том Холландер, Лидия Уилсон, Линдсэй Дункан, Марго Робби.
Однажды утром отец объявляет сыну страшную семейную тайну: мужчины в их роду обладают способностью перемещаться во времени. Правда, только в пространстве собственных воспоминаний, да и здесь есть ряд исключений, но этого всё равно с лихвой хватает для того, чтобы постараться лишить себя всех неприятных и неловких моментов, которые порой то и дело случаются на непростом жизненном пути.
Мало кто из режиссёров говорит сегодня о столь невероятно важных и сложных вещах с такой невероятной беззаботностью и лёгкостью. В этом фильме есть, кажется всё, обо всём – и про семью, и про детей, и про мужчин, и про женщин, и про любовь, и про верность, и про дружбу, и про чувство долга, и про смерть, в конечном итоге… Редкий сплав – когда всё это, спаянное вместе, смотрится на одном дыхании и не раздражает. Ричард Кёртис вообще мастер на подобного рода штуки: он сам поставил великую рождественскую (читай – новогоднюю) «Реальную любовь» и одно из главных признаний в любви к рок-н-роллу «Рок-волна», а для других ещё написал «Ноттинг Хилл», «Дневник Бриджет Джонс», «Четыре свадьбы и одни похороны» (и был одним из тех, кто придумал «Мистера Бина», ко всему в довесок). Вопрос, конечно, как ему это удаётся, но в жанре нестыдной романтической комедии он по-прежнему - автор №1. Наряду с Кёртисом сегодня осталось не так уж и много кинематографистов, знающих секрет самого важного волшебства: как сделать человека счастливым посредством двухчасового фильма.
Свой магический пазл режиссёр составляет из разнообразнейших точных деталей, нестандартных ходов, остроумных поворотов. Он ловко смешивает и звучащую на новогодней вечеринке «татушную» песню «Я сошла с ума» (английский вариант), и плакат «Амели» в комнате героя, и выставку фотографий Кейт Мосс, и премьеру в лондонском театре (крайне язвительный драматург в исполнении Тома Холландера – одна из несомненных удач картины). Он придумывает абсолютно сумасшедшую, но при этом чрезвычайно притягательную семейку (свихнувшийся дядюшка, взбалмошная сестра, острая на словцо мать), нелепых, но обаятельных друзей, неординарные и тем интересные ситуации (первая встреча Тим и Мэри у него случается в полной темноте – выходит, что влюбиться можно не только в лицо или фигуру, но и в голос и содержание). Он классно шутит про отношения, да и не только шутит, вообще – классно их описывает, чутко улавливая моменты, которые многие захотели бы осуществить и в своей жизни: трижды повторенная первая ночь, стриптиз в обмен на каждое принятое решение, предложение руки и сердца не под радио, а под мелодию специально приглашённых в дом музыкантов. И по счастью, Кёртис не растерял пока уникального дара одной ёмкой фразой описывать всю суть, весь характер, весь мир своих персонажей: «Как вообще жить, когда такие дела творятся!», - восклицает его герой, играя с грудастой блондинкой в теннис; и ведь его очень даже можно понять.
Нельзя, впрочем, всё же не отметить некоторую затянутость картины, особенно во второй её половине. Словно бы умиляясь своим замечательным придумкам, автор не готов отпустить их, не повторив по два, а то и по три раза, что в какой-то мере пагубно сказывается на общем темпоритме. Но любой свой минус Кёртис компенсирует по меньшей мере пятью плюсами – и проигрывая иногда в плане цельности, одерживает безоговорочную победу по части эмоциональности. Что позволяет оценить его новую работу по высшему разряду: хороший фильм не должен кончаться, а определённые неровности только добавляют ему уникального очарования.
«Возмутитель спокойствия» (Borgman)
Нидерланды, реж. Алекс ван Вармердам, в ролях: Ян Бейвут, Хадевейх Минис, Иерун Персеваль, Сара Хьёрт Дитлевсен, Эльве Лейбарт, Алекс ван Вармердам, Том Девиспелар.
Из землянок, тщательно сокрытых в лесу, выскакивают мужчины в костюмах – кто-то охотится на них с ружьями. Чуть позже лидер лесных жителей стучится в двери цивилизованного дома, прося разрешить ему, незнакомому страннику, принять ванну – а то он немного запачкался в дороге. Как ни странно, это даёт результат. Только вот однажды проникнув в чужой дом, покидать его странный гость уже не намерен…
«Возмутитель спокойствия» - один из самых филигранных, художественно безупречных фильмов 2013 года. Он обманчиво очень прост, но при этом здесь выверено каждое движение, обдуман каждый эпизод. Безупречная режиссура – холодная, отстранённая, но полностью подчиняющая всё внимание зрителей. Иррациональное действие завораживает, гипнотизирует, притягивает – во всяком случае до тех пор, пока где-то в середине картины прекрасная маленькая девочка не берёт в руки огромную каменную плиту… И вот тут некоторые начинают быстро выходить из зала.
Единственное «но», которое можно выставить против фильма, - самое бессмысленное. Вопрос «зачем всё это?» - одновременно и неизбежно напрашивается, и попросту глупо звучит. На него нет ответа. Нужен он вам – ищите его либо в эпиграфе «И сошли они на Землю, чтобы укрепить свою мощь», либо в мимоходом оброненной фразе «Мы родились на Западе, а Запад процветает». Нашли – размышляйте. Но на самом деле это история о внешне бесцельном и безадресном Зле – которое просто есть и всё тут. История, подвластная любой удобной вам интерпретации. И воплощение стопроцентно соответствует идее – в которой равнодушная констатация значит куда больше морали, вкладываемой в искусство некоторыми художниками.
А ещё это один из самых страшных фильмов последнего времени – хотя он и избегает всех тех приёмчиков, которые обычно в ходу у мастеров-пугальщиков. Здесь нет ни демонов, ни маньяка с бензопилой - напротив, всё предельно реалистично и убаюкивающе спокойно. Но в этом-то и соль: настоящий ужас в природе выглядит весьма обыденно. Настолько обыденно, что мы, насмотревшись теленовостей, его порой уже и не замечаем. А он есть. И твою засунутую в ведро голову однажды может залить цементом тот, кого ты уж точно никогда бы в жизни не стал бы подозревать в никаких отклонениях.
См. также:
«Гонка за иноязычным «Оскаром»
«Это я, это я!» (Ore Ore)
Япония, реж. Сатоши Мики, в ролях: Кадзуя Каменаши, Юки Утида, Рё Касэ, Эри Фусэ, Мидорико Кимура, Кейко Такахаси.
Однажды Хитоси крадёт телефон – без предварительного умысла, случайно, просто так получилось. Но первый шаг на скользкую дорожку приводит ко второму – и ответив на звонок чужой матери, он ловко выманивает у неё крупную суммы денег. Однако неведомым образом это приводит к самым непредсказуемых последствиям: та самая чужая мать вдруг признаёт его своим родным сыном, а потом и вовсе оказывается, что Хитоси, не понять как, стал «размножаться». И даже подружился с парочкой своих клонов – они и думают, и едят одинаково!.. Но вдруг наступает момент, когда кто-то решает всех двойников «удалить» - и начинаются загадочные убийства…
«Мир, полный Меня», - как гласит слоган картины. Идея не то чтобы новая, но ещё и не истрёпанная многочисленными вариациями. Японские мастера решают её эксцентрично – то отчаянно комикуя, то нагнетая напряжение, то и вовсе уходя за грани разумного, полностью обосновываясь на территории абсурда. При всём при этом сделан фильм без утомительных «художественных излишеств», а напротив – предельно наивно. И хотя понятно, что эта «наивность» искусственная (поди ещё так сними – это ж тоже уметь надо!), мотивы её появления очевидны. Расчёт здесь сделан не на фестивальную публику и даже не на весьма условно понимаемого «широкого зрителя», а в первую очередь на девчонок, фанатеющих от Кадзуя Каменаши (или Каменаши Кадзуя), не только исполнителя главной роли, но и сверхпопулярного на родине певца, звезды местных телесериалов (говорят, огромная фан-база у него есть и в России). Такого парня и так много – но естественно желание девчат, чтобы его было ещё больше, чтобы на всех хватило. «Это я!» данный народный запрос в меру успешно решает.
Впрочем, фильм может заинтриговать и тех, кто имя данного актёра услышал впервые. Всё-таки тут довольно интересно показаны японский быт, японская архитектура, да и тема бесконечного тиражирования для нашего времени становится всё более актуальной - и узнать, как её пытаются осмыслить за рубежом, весьма любопытно.
Также в прокате:
«Философы: Урок выживания» (The Philosophers)
США-Индонезия, реж. Джон Хаддлс, в ролях: Джеймс Д’Арси, Бонни Райт, Софи Лоу, Дэрил Сабара, Фредди Строма, Риз Уэйкфилд.
Студенты-философы размышляют, кто из них достоин жить в постапокалиптическом мире. Бесполезным – пуля в голову.
«Тёмная лошадка» кинопроката: впечатляющее количество копий при минимальном количестве информации о проекте. Сюжет, судя по всему, - «умная смесь» из «Голодных игр» и «Параграфа 78»: умри, но подумав. Единственная стоящая «зацепка» - актриса Бонни Райт, Джинни Уизли, сестра Рона и девушка Гарри Поттера. Сейчас ей 22 года, и это её первый фильм после Хогвартса.
«На грани сомнения» (Suspension of Disbelief)
Великобритания, реж. Майк Фиггис, в ролях: Себастьян Кох, Лотте Вербеек, Эмилия Фокс, Ребекка Найт, Фрэнсис де ла Тур.
Успешного сценариста подозревают в убийстве молодой девушки. Расследующий дело полицейский инспектор не только задаёт провокационные вопросы, но и просит знаменитого автора прочитать написанный им сценарий. Как водится, вскоре герой теряет ориентиры между вымыслом и реальностью.
Майк Фиггис – всеми признанный, интересный автор, но главными его фильмами так и остаются мелодраматичный «Покидая Лас-Вегас» (принёсший «Оскар» Николасу Кейджу) и экспериментальный «Тайм-код» (экран которого был смело разделён на четыре части). Работы Фиггиса последних лет, как правило, вызывают чувство лёгкого недоумения, однако репутация - такая вещь, что однажды «приклеившись», уже не оторвётся.
«Великая красота» (La grande bellezza)
Италия-Франция, реж. Паоло Соррентино, в ролях: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо, Яя Форт, Галатея Ранци
Пожилой писатель наблюдает за летним Римом – вечным городом, который, однако, уже не таков, каким был во времена «Сладкой жизни» Федерико Феллини.
В свои 43 года Паоло Соррентино – один из главных современных режиссёров Италии, на которого художественный мир по-прежнему возлагает большие надежды. Восемь лет назад его «Последствия любви» были названы тамошней киноакадемией лучшим фильмом года, но громче всего прогремел в 2008-м «Изумительный» - оригинально решённая биография премьер-министра Джулио Андреотти. Последнее десятилетие премьеры всех лент Соррентино (и этой тоже) проходят в рамках конкурсной программы Каннского фестиваля, так что подлинные киноманы, пристально следящие за веяниями в авторском кинематографе, «Великую красоту» точно не пропустят.
См. также:
«Гонка за иноязычным «Оскаром»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: