+14
Сохранить Сохранено 7
×

«Возмутитель спокойствия» Ян Бейвут: «Люди любят страшные истории»


14 0 967

«Возмутитель спокойствия» Ян Бейвут: «Люди любят страшные истории»

 

Кадр из фильма "Возмутитель спокойствия".

На фестиваль «Молодость» приехал бельгийский актёр Ян Бейвут – представить киевским зрителям новый фильм Алекса ван Вармердама «Боргман». В российский прокат эта лента о Зле, разрушающем мирный уклад буржуазной европейской семьи, совсем недавно вышла под названием «Возмутитель спокойствия».

Актёр Ян Бейвут на кинофестивале "Молодость". © фотоагентство repor.to

- Ваш герой – олицетворение абсурда, бесцеремонно вторгающегося в нашу реальную жизнь. Как вы вместе с режиссёром его создавали?

- Никак. Алекс ничего не объясняет. Ты просто читаешь сценарий – и всё. Когда мне дали сценарий, я тут же с восторгом погрузился в сюжет, нетерпеливо переворачивая страницы вплоть до последней: что же там произойдёт дальше, что ещё случится?! Написанное увлекло меня и потрясло. Но когда я пришёл в первый съёмочный день на площадку, единственное, что мне сказал режиссёр: «Добро пожаловать, очень рад, что вы здесь. Уверен, вы справитесь с ролью прекрасно». И потом ещё добавил: «Мне нравится ваше чувство юмора, но сегодня оно вам не пригодится».

- На мой взгляд, эта картина - один из самых страшных фильмов года, она страшнее любого американского ужастика. Вы этого добивались – напугать зрителя?

- Нет-нет, абсолютно нет. Не думаю. Я, конечно, не Алекс, это он режиссёр, а я просто актёр, сыгравший предложенную мне роль. Но мне не кажется, что Алекс хотел кого-то напугать. Но он хотел создать атмосферу напряжения. Как и Дэвид Линч, который тоже создает атмосферу напряжения, полную будоражащих вопросов (но в особенности напряжения). Этого же добивается и Алекс: сделать так, чтобы по вашему телу пробежала лёгкая дрожь. Но никак не напугать в привычном смысле этого слова. Ведь здесь нет таких типичных элементов, коими полны американские страшилки, вроде гнетущей музыки и пугающих эффектов - будто кто-то стоит за твоею спиной и сейчас нападёт на тебя и задушит. Здесь такого не было. Никакой «особенной» музыки, никто тебя внезапно не хватает за плечо – просто напряжение разлито в воздухе, и ты ждёшь, чем же всё кончится. Так что специально над «страхом» мы не работали.

Кроме того, не думаю, что данной историей Алекс хотел что-то «сказать» – мол, я хочу то и то передать зрителю. Этого нет. У него нет привычной морали, нет никакого нравоучения. Он просто заглядывает вглубь человека и находит в каждом из нас некие потаённые силы - мы сами их порою не ощущаем, но они в нас обязательно есть.  Это некие силы, которые могут мгновенно изменить нашу жизнь. Вот эта семья в фильме – трое очаровательных детей, у мужа хорошая работа, Марина - художник, они здоровы, богаты… Но они в любой момент могут потерять всё, что строили долгими годами. И Боргман появляется как раз в этот момент. Такой сюрреалистический персонаж, воплощение зла. Но это не то зло, которое вторгается в нашу жизнь, не постучав в дверь и не спросив, можно ли войти. Это зло, которое изначально есть в каждом человеке. Человек вообще существо чувствительное, его легко задеть, обидеть, вывести из себя. И вот что-то такое уже было в Марине. Боргман это просто разбудил.

Кадр из фильма "Возмутитель спокойствия".

- Что интересно, Боргман легко находит общий язык с детьми – рассказывая им страшные сказки. Это ведь не случайно - каждый ребёнок любит страшилки. И это тот сказочный мотив, который был у ван Вармердама и в предыдущих картинах. 

- Да, мотив сказки тут определённо присутствует. Но вот что странно: каждая сказка – это ведь жуть что такое! Сказки очень жестоки. Возьмём Красную шапочку – её съедает волк. Белоснежку мачеха травит яблоком. Это же ужас! Дети часто хлопают в ладоши в нетерпеливом ожидании: «Сказку! Сказку!..» Но ведь на самом деле это не сказки, а очень страшные истории! Однако детей именно это и привлекает. Вот и мой герой рассказывает в фильме нечто подобное о чудовище, которое живёт глубоко в озере и поглощает маленькую девочку… Ещё один нюанс, показывающий Боргмана как концентрацию жестокости.

- А на ваш взгляд, подобные страшные истории делают человека сильнее или слабее? Они прививают иммунитет – или напротив, заставляют бояться жизни?

- Скорее первое. Почему люди хотят знать такие страшные истории – и чем дальше, тем больше им нужно, и всё страшнее и страшнее, ещё и ещё?.. Я думаю, это потому, что подобные истории дают человеку ощущение личной безопасности: это худшее, что может случиться, но если это вдруг случится в моей жизни, то я к этому уже готов. Я это уже видел, я про это читал, я знаю, что это такое. Я уже пережил подобный опыт в кино. Так что это одна из полезных функций ужастиков. Она позволяет людям подготовиться к самому страшному. К любому ужасу, который может случиться непосредственно с тобой.

Простейший пример: авария на дороге. Как ведут себя люди, когда на их глазах случается автокатастрофа? Они бегут посмотреть, как умирают другие. Но что тут интересного - разбросанные тела, всюду кровь?.. Это странно, но многие воспринимают катастрофу не как смерть, а как сенсацию. Не могу сказать за каждого, но мне лично кажется, тут дело тоже в своеобразном «тренинге». Человек видит чужую смерть, но при этом старается дышать ровно, спокойно: «Да, я это увидел, хорошо, хорошо… Если когда-нибудь нечто подобное случится и с моими детьми или с моею женой – я к этому готов, я готов, я готов…». Это опыт, подготавливающий к тебя к самому страшному в твоей собственной жизни. Ну и потом, человеку вообще свойственно чувствовать себя счастливым оттого, что кому-то хуже, чем ему.

- Вы упомянули Дэвида Линча, но мне кажется, что по стилистике ваша картина ближе к фильмам Михаэля Ханеке – он тоже пугает, вроде бы не пугая.  

- Не могу ничего по этому поводу сказать, так как я видел лишь один фильм Ханеке, последний – «Любовь». И это произведение абсолютно не похоже на «Боргмана». Так что я не могу сравнивать.

- В России «Боргман» вышел две недели назад под названием «Возмутитель спокойствия». Как вам такой вариант?

- Впервые слышу о таком! Как это странно - менять название фильма… По сути это правда: возмутитель спокойствия - это о Боргмане. Такая характеристика ему подходит. Но всё же странно – менять название... Вы так часто в России делаете?

Кадр из фильма "Возмутитель спокойствия".

- К сожалению, у нас это в порядке вещей. И это касается не только авторского кино – порой меняют название и у блокбастеров. Просто прокатчики считают, что фильм под названием «Боргман» не привлечёт зрителя – и придумывают новый, более завлекательный заголовок.

- Понимаю. Тут я согласен: сейчас в каждой стране надо что-то делать для того, чтобы привлечь зрителя. Безусловно. Но в Бельгии названия никогда не меняют. У нас так не принято. Мы даже не дублируем фильм, а пускаем субтитры – стараясь, насколько это возможно, оставить картину в максимально оригинальном виде.

- Кстати, попадают ли в ваш прокат российские фильмы?

- Разве что редчайшие исключения. А так нет, к сожалению.

- Но вот если представить: российский фильм куплен для вашего проката. Что может завлечь на него зрителей?

- Что привлекает зрителя в моей стране?.. Например, когда история основана на реальных событиях. В особенности если в картине отражена известная политическая ситуация – как, допустим, падение Берлинской стены отражено в фильме «Гуд бай, Ленин!». Зрители на него пошли, их это привлекло: «О, в этом фильме рассказывается, как это было!». Это важно, это волнует. К тому же это был первый, кажется, фильм, который художественно раскрывал великое событие. Думаю, такие истории помогают всем лучше разобраться в политической и общественной мировой ситуации. Также зритель пойдёт на фильм известного режиссёра. Или даже учеников известного режиссёра. И конечно, все хотят увидеть знаменитых актёров. Увы, мы в Бельгии не знаем знаменитых российских актёров…

- А знают ли русских режиссёров?

- Уверен, что те зрители, которые действительно интересуются кино, которые смотрят много фильмов, - они, конечно же, знают русских режиссёров. Но я сам совершенно не киноман, я не знаю даже американских режиссёров, не знаю даже голливудских звёзд. Думаю, я по пальцам смогу перечислить те имена, которые я помню. Я очень мало знаю о кино, это для меня совершенно новый мир. Хотя я всё же знаю, конечно, немного о Тарковском, об Эйзенштейне - но очень, очень немного. Просто это уж очень важные режиссёры.

Актёр Ян Бейвут на кинофестивале "Молодость". © фотоагентство repor.to

- Хочу вам сказать, что Алекса ван Вармердама в России знают. Далеко не все, разумеется, но свой узкий круг поклонников у него в нашей стране есть. Помимо «Боргмана» у нас выходили и предыдущие его фильмы.

- Надо же! Очень приятно. Скажу вам вот что. В Голландии, само собой, все тоже хорошо знают Алекса ван Вармердама. Он там культовый режиссёр, автор культовых фильмов. И «Боргман» - первый его фильм, который был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля. По этому поводу устроили шумную премьеру, к нам было привлечено огромное внимание прессы!.. Но в Бельгии – ничего. Глухо. Не потому, что там отсутствует «культ» ван Вармердама. Они просто вообще не смотрят ни голландских, ни датских картин. Не смотрят – и всё. В Бельгии фильм шёл в прокате всего две недели – и хватит. В то время как в Голландии картина получает множество наград – и за лучший сценарий, и за лучший фильм, за всё, за что только можно. «Боргмана», кажется, признали лучшим чуть ли не в десяти странах на разных фестивалях... А в Бельгии – ничего, абсолютно никакого признания. В Бельгии любят только бельгийские фильмы. Вот как «Разорванный круг» - у меня там маленькая роль одного из музыкантов - он был очень популярен в Бельгии, пользовался там большим успехом. Потому что это бельгийский фильм. Не правда ли, странно?..

Кстати, забавно, что здесь на фестивале в программе стоят сразу две ленты с моим участием – и голландский «Боргман», и бельгийский «Разорванный круг», вот ведь какое совпадение. И оба этих фильма выдвинуты на «Оскар»! Потрясающе!

- И хочется вас с этим поздравить! И пожелать, чтобы и следующие ваши работы пользовались в мире такой же популярностью

- Спасибо! (и по-русски) Пожалуйста!

См. также:

Фильм «Возмутитель спокойствия» в Обзоре кинопремьер

«Команда «Молодости» вашей»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (0)