От «Журавлей» до «Москвы»: эпоха Алексея Баталова
- 20 ноября 2013 11:51
- Максим Марков
В последние годы, даже десятилетия вокруг стало много «великих». И тот «великий», и этот. Понятие размылось, смысл слова оказался утрачен. Когда все «великие», величина обнуляется.
Но между тем осталось ещё несколько имён из тех времён, когда величина измерялась не числом снятых телесерий, а вкладом в искусство. И когда великих было наперечёт: Станиславский, актёры, создававшие МХТ… Равнявшиеся на них себя к кумирам никогда не причисляли – не было принято. И от своего вклада они открещиваются порой до сих пор: мол, разве это «вклад», бросьте, всего лишь обычная роль.
Таков, например, Алексей Владимирович Баталов. Скромнейший человек, к которому никак не лепится ходовое сегодня словечко «звезда». Который, кажется, всем своим нутром противится этой «звёздности». Хотя именно он, как мало кто другой, имеет все основания «возвышаться на пьедестале». Потому что Баталов – это Эпоха. Именно так, и никак иначе. Сегодня ему исполняется 85.
Любимейший артист. Интеллигент. Образец. Можно загибать и загибать, перечисляя, пальцы. Стоит ли? Баталов уже полвека не нуждается в «определениях». Зрители его запомнили и полюбили благодаря отличным фильмам Иосифа Хейфица, по праву входящим в золотой фонд нашего киноискусства – «Большая семья», «Дело Румянцева», позже – «Дорогой мой человек». В историю же мирового кино актёр, которому на тот момент не исполнилось и тридцати, вошёл с картиной Михаила Калатозова «Летят журавли», в далёком 1958-м победившей на Каннском кинофестивале.
Успех был укреплён такими шедеврами как «Дама с собачкой» того же Хейфица и «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Не остались незамеченными и следующие его работы, в череде которых следует выделить «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова и «Звезду пленительного счастья» Владимира Мотыля. Оба фильма, кстати, отличаются даже по советским годам (не бедным на таланты) роскошными актёрскими ансамблями – но при всей своей блистательности они явно были бы неполными без Алексея Владимировича.
И наконец, «Москва слезам не верит», ещё один безусловный бриллиант в отечественной киноколлекции. Не последняя баталовская роль, но ставшая в какой-то мере мощным финальным аккордом: в 80-е артист снимался всё реже, а в начале 90-х и вовсе распрощался с большим экраном – сыграв всё главное и не захотев в период мелкотемья размениваться по пустякам.
Отдельной строкой следует упомянуть его режиссёрские работы – экранизации гоголевской «Шинели», «Игрока» Достоевского и главное – «революционной» сказки Юрия Олеши «Три толстяка». В ряде картин актёр прочёл «текст от автора» - что тоже получилось у него так, как не получилось бы ни у кого другого. Всё дело в голосе, в его неповторимой мягкости, в теплоте его интонации. В голосе, который хорошо знаком и совсем юным зрителям – благодаря анимационной «Горе самоцветов», многие серии которой открываются прологом, озвученным также Баталовым.
Как признаётся сам актёр, сыграно за все эти годы очень мало: «Максимум 8-10 фильмов за всю жизнь», - это если говорить о картинах, которые сделаны с настоящей любовью. Все они, кажется, здесь и названы. Ими фильмография артиста не ограничивается, но именно они – его подлинные вершины.
Однако количеством ли определяется «класс»? Разумеется, нет. Куда важнее влияние, которое и роль, и сам фильм оказали на зрителей, на коллег-профессионалов. А оно огромно. Баталов и режиссёры, с ним работавшие, каждый раз задавали новую планку в искусстве. Неизменно двигаясь вперёд, они тянули за собой всех остальных. Своим примером показывая: нет предела совершенству.
Огранка образа – дело ювелирное, а Баталов никогда не ограничивался одной-двумя сторонами. Его герои буквальным образом многогранны – что придаёт им естественности и подлинности. Что заставляет их любить всё больше и больше – тем более что лучшие фильмы с участием актёра пересматриваются по многу раз, благо и телевидение их повторяет постоянно, идя на поводу у неослабевающей привязанности к ним публики.
Перечисление регалий – далеко не самое важное, когда речь идёт о человеке искусства. Будь ты трижды народным, настоящую народную любовь орденом не купишь. Поэтому говоря о Баталове, нет смысла характеризовать его, как «что-то получившего». К тому же в советские времена и премий было не так уж и много – тогда этому придавали куда меньше значения, нежели сегодня. И всё-таки одного факта из биографии нынешнего юбиляра не выкинешь.
Вернее, сразу двух фактов. И относятся они не столько к нему самому, сколько к его картинам. А именно: как уже было сказано, «Летят журавли» получили «Золотую пальмовую ветвь», в то время как «Москва слезам не верит» - и все об этом прекрасно знают – «Оскара». Что любопытно – и там, и там Баталов сыграл номинально не главную роль, причём его персонажи оба раза действовали лишь в половине фильма: в первом случае – в начальной, в другом – появляясь только во второй серии.
И тем не менее никто не будет спорить, что победа этих фильмов – это и его победа, а Борис Бороздин и Георгий Иванович (он же Гоша) – безусловно, подлинные герои своего времени. Тут применительны те же слова, что были сказаны выше о самом актёре: для роли не важен «хронометраж», важна её смысловая наполненность. А Баталов сыграл Мужчину – почти идеального, точно – незаменимого. Про которого иначе и не скажешь: «Как долго я тебя искала».
Найти второго такого, как Алексей Баталов, невозможно, как всякая Личность он неповторим. И нам остаётся только радоваться тому, что мы живём с ним в одно время. С ним – действительно с Великим.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: