Фильмы года: 2013-й в кинокадрах
- 26 декабря 2013 17:30
- Максим Марков
Фильм года – «Джанго освобождённый»
Традиционно часть картин, претендующих на «Оскар», выходит у нас чуть позже, чем у себя на родине – и этим объясняется присутствие в данном «наградном листе» нескольких лент 2012-го года выпуска. И весьма показательно, кстати, что после января, когда в России вышел «Джанго», ни один фильм так и не смог превзойти по своей виртуозности и улётности выдающуюся работу Квентина Тарантино: в наш перенасыщенный век подлинный шедевр – явление по-прежнему единичное.
Лучший российский фильм года – «Легенда №17»
Мирового уровня фильм – такого качества мы в российском кино не видели уже давно. По всем показателям: выстроенный с невероятной чёткостью сценарий, отлично стилизованная картинка, безупречный монтаж, мощнейшие актёрские работы – и, конечно, постановка Николая Лебедева, сумевшего максимально профессионально ответить на очевидно назревший народный запрос. Довольно редкий в наших краях случай, когда кино приняли решительно все – и критики, и зрители, и сами кинематографисты.
Мультфильм года – «Семейка Крудс»
Во времена, когда главенствующее положение в прокате всё чаще занимают продолжения уже зарекомендовавших себя хитов, снимать оригинальные ленты становится всё труднее – и к анимационным картинам это относится в первую очередь. Тем не менее, пока что хороших свежих идей хватает хотя бы на парочку мультфильмов в год – и «Семейка Крудс» Криса Сандерса и Кирка де Микко блистательное тому подтверждение. Яркая, смешная, по-настоящему семейная – история, который останется с нами на все времена. Ну и к которой наверняка в обозримом будущем придумают продолжение.
Самый фантастический фильм года – «Гравитация»
Уже на уровне задумки это был на редкость экстравагантный проект – рассказ о женщине, в печальном одиночестве вдруг улетевшей в глубины космоса… Звучало красиво, но зрительский потенциал был отнюдь не очевиден – и финансирование на фильм было найдено далеко не сразу. Результат же превзошёл даже самые смелые ожидания: из сугубо камерной истории режиссёр Альфонсо Куарон и оператор Эммануэль Любецки умудрились сотворить технически совершенное произведение, поражающее воображение. Оставаясь на Земле, они сняли Космос так, что сомнения в подлинности происходящего возникли разве что у тех специалистов, кто по долгу службы знает, как всё по правде бывает на орбите.
Лучший «советский» фильм года – «Географ глобус пропил»
«Что же это такое?! – скажете вы. – Один фильм – «лучший российский», а другой – «лучший советский»?! Как так?..» Но что же поделать, если в этом году наше кино сделало давно ожидаемый рывок и подарило нам не одну, а сразу несколько выдающихся картин, обречённых остаться не только в народной памяти, но и в истории страны. Но если «Легенда №17» - это для российского кинематографа нечто действительно по своему качеству новое, то фильм Александра Велединского в самом хорошем смысле продолжает самые лучшие традиции именно что советского киноискусства. Это честный и искренний рассказ о людях, которые живут рядом с нами. И таких вот лент - о наших современниках – сейчас определённо не хватает.
Комедия года – «Горько!»
Комедии в России снимаются всё чаще: стоят недорого, а окупаются лучше всего – редкая «кинохохма» не перекроет свой бюджет в два, а то и в три раза. Но в плане вечности вся эта ерунда не стоит и копейки: поржали – и тут же забыли. Тем более приятно, что в череде поденщиков всё-таки нашёлся по крайней мере один подлинный талант: Жора Крыжовников, которого критики тут же начали сравнивать с самим Гайдаем! Чудом избежав падения в бездны пошлости, он снял подлинно народный фильм – в котором едва ли не каждый легко узнает либо самого себя, либо своих близких знакомых. А подобное «узнавание» ни одна голливудская комедия не обеспечит.
Ромком года – «Бойфренд из будущего»
Романтическая комедия и просто комедия – жанры разные. Потому что ромком – это не одно лишь «хи-хи», а отчасти ещё и мелодрама, история про отношения, про чувства. Тут всё очень тонко – и подлинного успеха добиться невероятно сложно. Однако Ричарду Кёртису невероятным образом в очередной раз удалось поведать миру о чём-то большем, чем просто Любовь – хотя что, казалось бы, может быть больше.
Мюзикл года – «Отверженные»
Легендарный мюзикл, перенесённый на экран Томом Хупером, побеждает у нас при полном отсутствии конкуренции – ну и ладно. Главное, что фильм – замечательный.
Детектив года – «Джек Ричер»
Детективы теперь в кино такая же редкость, как и мюзиклы, – зритель стал предпочитать куда более прямолинейные фильмы, без особых загадок. Тем больше причин выразить благодарность Кристоферу МакКуорри и Тому Крузу – за то, что создали образцовый детектив нового века: остроумный и энергичный.
Экранизация года – «Анна Каренина»
Учитывая, что «Великий Гэтсби» в исполнении База Лурмана прискорбно разочаровал, у ещё одного фильма, вышедшего в январе, за год так и не появилось достойных соперников. Очередная экранизация романа Льва Толстого пусть и заслужила определение «спорной», но лихость, с которой Джо Райт, взялся за дело, всё равно подкупает. Как и Кира Найтли, доросшая до одной из величайших ролей в истории искусства.
Сказка года – «Джек – покоритель великанов»
Сказочка, конечно, получилась больше для взрослых, но главное, что получилась – не у всякого режиссёра выходит сохранить должную интонацию при обращении к сюжету, рассчитанному на максимально широкую аудиторию. А вот Брайану Сингеру это блистательно удалось.
Лучший немой фильм года – «Белоснежка»
После оглушительного успеха «Артиста» данная «номинация», похоже, станет для каждого года обязательной: вернуться к истокам и доказать, что подлинное Кино – это отнюдь не только 3D и IMAX, захотели кинематографисты разных стран и разного таланта. Хотя испанец Пабло Берхер, кстати говоря, приступил к разработке своего изысканного чёрно-белого полотна задолго до французского фильма Хазанавичуса – что лишь свидетельствует о том, что отличные идеи зачастую носятся в воздухе.
Самый религиозный фильм года – «Человек из стали»
О Супермене и раньше говорили как о Втором пришествии, но Зак Снайдер, кажется, поставил в этом вопросе жирную точку: так и есть, вот он – наш Спаситель. Поэтому Ульрих Зайдль с его «райской трилогией» и особо скандальной второй серией «Рай: Вера» в данной номинации, как ни покажется это удивительным, всего лишь второй.
Жесть года – «Майор»
Категория, в которой было, из чего выбирать – от французского рассказа про женщину с железными ногами «Ржавчина и кость» до жутчайшего американского беспредела «Кровью и потом: Анаболики». Но наш Юрий Быков всех уел, разумеется, - просто перенеся на экран один будничный день из жизни рядового полицейского участка где-то в российской провинции.
Самый прелестный фильм года – «Любовь на кончиках пальцев»
Честно говоря, мне просто хотелось как-то отметить эту картину – действительно совершенно прелестную. Но в категории ромкомов уже есть другой фаворит, по части спортивных драм выигрывает всё та же «Легенда», так что… Так что для фильма Режиса Руэнсара просто пришлось выдумать отдельную номинацию.
«Пальма» года – «Жизнь Адель»
Если раньше имя Абделатифа Кешиша многим было заучивать лень, то теперь киноманам никуда уж не деться – выданная на Каннском фестивале «Золотая пальмовая ветвь» и титул автора самого скандального фильма года к тому обязывают. Историю любви двух симпатичных девушек с более чем откровенными сценами многие уже после каннской премьеры окрестили самым выдающимся кинопроизведением XIX века – и хотя подобная оценка явно завышена, картина очевидным образом заслуживает того, чтобы её все посмотрели. Даже несмотря на откровенную «пропаганду».
Продолжение года – «Перед полуночью»
К этой работе Ричарда Линклейтера, Итана Хоука и Жюли Дельпи попросту неприменимо банальное слово «сиквел» - уж слишком шикарен их замысел: снимать по ленте каждые девять лет, постепенно развивая историю взаимоотношений мужчины и женщины, чьи жизненные пути однажды случайно пересеклись. Первый шаг был сделан в 1995-м, второй – в 2004-м… Блин, четвертого фильма ждать теперь только в 2022-м!..
Возвращение года – «Возвращение героя»
В этой номинации можно было отметить как Георгия Данелия, вернувшегося с новым – анимационным - прочтением своего классического фильма «Ку! Кин-дза-дза», так и Киру Муратовой с её изумительным «Вечным возвращением» (тут просто название фильма обязывает). И уж, конечно, весьма интересен проект, возвращающий на большие экраны голливудскую классику. Но всё-таки первая после долгого-предолгого перерыва главная роль Арнольда Шварценеггера – это Возвращение №1 безо всяких сомнений.
Наши люди в Голливуде – «Росомаха: Бессмертный»
Юлия Снигирь злодействовала в четвёртом «Крепком орешке», Константина Хабенского вырезали из «Войны миров Z», Ольга Куриленко окончательно стала голливудской звездой, поработав с Томом Крузом и с Терренсом Маликом, Александр Роднянский спродюсировал «Мачете убивает» и «Машину Джейн Мэнсфилд», а наш «Билет на Вега$» и вовсе снимали в США с заметным участием американской команды… Но всё-таки круче всех выступила в этом году Светлана Ходченкова, сыгравшая отнюдь не последнюю по значимости Гадюку в мировом суперхите. Молодцом, так держать!
Самые важные фильмы года – «За Маркса» и «Деточки»
Единственные отечественные ленты, вслух проговорившие реально острые и по-настоящему значимые российские проблемы – существующие не где-то там, далеко, а вот прямо здесь, здесь и сейчас, в нашей стране. Подобного разговора – серьёзного, шокирующего, вызывающего – наши кинематографисты боятся как огня, а если порой и подходят к чему-нибудь наболевшему, то крайне осторожно, издалека, либо с «авторским отстранением», либо с изрядной выдумкой. Но Светлана Баскова и Дмитрий Астрахан сказали всё, как есть, - за что и получили: кинопрокат их картины не принял, а телеканалы если когда и покажут, то глубоко ночью. Одна надежда – на Интернет, при помощи которого эти ленты уже дошли (или ещё дойдут) до самых широких слоёв населения. Которое и скажет: «Да, так всё и есть. Так всё и есть на самом деле». И именно с этой точки зрения важнее данных фильмов в 2013-м прокатном году ничего более не было.
Самые кассовые фильмы года – «Железный человек 3» и «Сталинград»
Самые кассовые фильмы года стали одновременно и его главными разочарованиями. «Железный человек» к третьей серии неожиданно превратился из взрослого комикса в детское «ля-ля ля-ля» - что, впрочем, мало кого огорчило, если судить по мировым кассовым сборам в 1,2 млрд долларов. В национальном же прокате первенство у Голливуда с перевесом в 7,5 млн отобрал отечественный блокбастер «Сталинград» ($ 51,760 млн) - пышно сделанный, но художественно неудовлетворительный. Однако совсем уж не упомянуть об этих картинах было бы нельзя – как-никак, искусство искусством, а миром вертит именно что бокс-офис.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: