Виктор Сухоруков: «Одни не поняли, другие не приняли... Главное – смотрели»
- 04 февраля 2014 09:52
- Максим Марков
С Виктором Сухоруковым мы встретились ещё в июне прошлого года. Предмет разговора – фильм Станислава Говорухина «Weekend», открывший перед этим кинофестиваль «Кинотавр». Актёр играет в этой картине следователя, которому попадается вроде бы очевидное, но всё-таки и любопытное дело: убийца пойман, опознан – но вопреки всем уликам уверяет, что его даже близко не было рядом с местом преступления. И зритель знает, что так оно и есть: все выходные обвиняемый просидел … в застрявшем лифте. После того, как … действительно убил, но совершенно другого человека. Но поверит ли ему следователь? И если поверит, то как поступит?..
Разумеется, мы планировали опубликовать это интервью накануне выхода фильма на экраны страны. Однако прошло уже восемь месяцев – и никаких внятных прокатных перспектив у ленты, кажется, так и не появилось. Кто знает, может её вообще однажды возьмут – и сразу покажут по ТВ, так теперь часто бывает. Поэтому дальше откладывать материал уже не имеет смысла.
Тем более что неожиданно нашёлся другой информационный повод – вышедший недавно «Роман с кокаином» Геннадия Сидорова. Сухоруков там не снимался, но дело в том, что мы беседовали с ним на следующий день после сочинской премьеры этого довольно неординарного произведения. И не успел я поблагодарить артиста за то, что он согласился уделить мне время, как Виктор Иванович начал рассказывать об эпизоде, произошедшем накануне…
- Вчера на ночном сеансе мы посмотрели серьёзную картину, вкусовую - «Роман с кокаином». Конечно, она не всем понравится и вызовет дискуссии, кривотолки, недоумения, споры… На то и кино, на то и фестиваль - может быть, всё это и нужно, чтобы разговаривать. Но возвращаюсь я в отель, и меня встречает красивая девочка с библейским лицом, фотограф, и задаёт первый вопрос: «Как вам сексуальные сцены с Ксенией Собчак?»
На что я ей, естественно, вопросом на вопрос: «Ну как же вы! Вы ставите меня в неловкое положение. Такая красивая девушка, юная, с такими крупными, красивыми глазами – и задаёте мне, взрослому дядьке, такой непотребный вопрос!». Нет, он нормальный – но в определённых условиях, в определённом жанре, с определённой договоренностью о теме. Но когда вы встречаете актёра и спрашиваете его впечатление, а ваше впечатление сводится к вопросу о сексуальных играх актрисы в кино, - меня это оскорбляет. Обидно не за моё, а за работу других - режиссёра, актёров и актрис.
Что касается сексуальных игр – они были красивы, они были замечательны, но именно этой девочке я сделал замечание: не надо так начинать разговаривать, это неинтересно, это вас не красит. Сразу запах идёт нехороший. Но встревает вторая девочка – даже не мальчик и не пьяный какой-то человек, а такая же юная девочка! – и говорит: «А у нас такая работа. А вам что, это не интересно?». И слово за слово она меня спровоцировала на то, что я говорю: «Ну, если вы так будете рассуждать, то замуж не выйдете». Она говорит: «Я вас жду». Мне стало грустно, и я сказал: «Я вас запомню»…
- Наверное, это примета времени…
- Примета какого времени?
- Ну, мы находимся на лучшем фестивале российского кино, а кто здесь главная звезда? Ксения Собчак. Когда она входит в зал, все фотографы, все операторы кидаются к ней, забыв обо всех остальных.
- Заступлюсь! Заступлюсь! Это упрёк не фестивалю, это упрёк не Ксении Собчак, это упрёк даже не журналистам – а их руководству. Либо какой-то невоспитанности или легкомысленности вашего брата. Что я имею в виду? Всё бы ничего – но мне сказали: «Дай “ЭТО”!» Пример – украинское телевидение. Просит разговор. Разговор большой, два часа я с ними разговаривал. Я два часа своей актёрской и человеческой жизни им отдал – бесплатно! Но они меня про кино не спрашивали. Спрашивали о чём угодно, но только не о кино. Другая бригада подходит, тоже: «Дайте интервью!» – «Нате!» И о кино – ни слова!
И я понял: это халявный набор материалов, за которые легко можно получить свои крохи – убеждён, что это не большие деньги. Ну или бегают фотографы по пляжу. Я говорю: «Милый, ну ты лучше в аэропорт езжай, ты встреть этих звёзд!» А они – сели на лежак, фотоаппарат с объективом – и давай снимать голых, в трусах и в лифчиках, известных людей. И они думают, что себя этим увековечат. Не увековечите. И денег не заработаете. И авторитета и уважения своего сообщества вряд ли получите. Но им бы бабло срубить – видимо, жизнь олигархов покоя не даёт. И фестиваль тут не причём…
Я ведь сам без комплексов живу, мне наплевать, в каком ракурсе, где и как меня сфотографируют. Но он меня фотографирует без разрешения, без сговора, без подмигивания – задаром! В раздетом виде, да ещё говорит: «Помахай, помахай руками! Ручки, подыми ручки! Давай, сделай что-нибудь, давай!..» Ну, ребята, это вам надо на «Краснопресненскую», там у нас есть прекрасный зоопарк!
- Вы сами это и сказали: голые знаменитости да Ксения Собчак просто лучше продаются и покупаются…
- Это иллюзия. Я в электричках езжу, я народ слышу, я с людьми общаюсь. Это опять кто-то придумал. Не тот рейтинг у этих голых персонажей, не тот! Это всё надумано. Но закончим об этом.
- Да, давайте уже о кино. Вы появляетесь только в последней трети «Weekend’а», но роль при этом у вас очень яркая. Правильно ли мне показалось, что вы продолжаете в этом фильме тему Порфирия Петровича, которого играете в театре?
- Не продолжаю - я его там задумал. Но даже не Порфирия Петровича, это он потом получился в результате монтажа и видения режиссёра. Мы о нём не говорили. Я больше, наверное, обращал внимания на Коломбо. Когда мы приступали к съёмкам, Говорухин, раскуривая свою трубочку, элегантно и высокомерно меня спрашивал: «Ну и как ты надумал сыграть своего следователя?» Я говорю: «Да никак. Жана Габена играть буду». «Под Коломбо косить хочешь?» - «А чем плохо? Вот и Серёжа Селин есть, и Аверин есть, смотри, сколько следователей – и все бритоголовые!» И сам думаю: надо своего придумать следователя.
Конечно, роли не было – и я Говорухину об этом говорил. Я говорю: «Станислав Сергеевич, какая-то роль скучная. Ну, спрашивает, ну, ведёт какое-то следствие… Ни характера нет, ни поступка нет». Он говорит: «Надо думать». И я всё равно согласился - и стал бы у него сниматься несмотря ни на что. Даже несмотря на то, что персонаж был выписан не очень ярко – а я привык к ярким персонажам. Но у Говорухина я буду сниматься в чём угодно, закрыв глаза. Пока зовёт. Я с ним очень интересный путь прошел от фильма «Не хлебом единым», потом «Пассажирка» и ещё была зарисовочка «В стиле jazz» - и вот, пожалуйста, здесь.
И тут я выиграл, потому что отказался читать сценарий – чем приятно удивил Говорухина. Я снимался, получая задание каждый съёмочный день. Я приходил на съемки, он давал мне задание, я выполнял. Что получилось – то получилось. Спросите, как я к этому отношусь? Благодарно и счастливо. У меня есть ещё одна интересная роль – и как бы на неё не среагировали зрители в темном зале Зимнего театра на «Кинотавре», меня это нисколько не удивило, не оскорбило, не унизило. Одни не поняли, другие не приняли, третьи смеялись – и ради бога. Главное – смотрели.
Но вот только один сеанс прошёл, а уже весь интернет забит: «У Говорухина провал!», «Говорухин уходит из кино!»… Такое наваляли! И мне хочется сказать тому же Говорухину: «Не обращайте внимания на этот резонанс». Есть и другое мнение. Конфуций сказал: «Пусть расцветают все цветы». Сухоруков добавил: «Лишь бы они не источали яда». Да вы даже скажите: «Станислав Сергеевич, это ваша неудача», - но скажите это доброжелательно, уважительно, с почтением к сделанному, к прошлому, будучи интеллигентными людьми. Вот и всё.
Я сам, конечно, к этому фильму отношусь очень уважительно. Как один очень-очень серьёзный и умный человек сказал: «Это кино - интеллектуальное упражнение Говорухина». И я с этим согласен. Человек его уровня, с его талантом, с его авторитетом имеет право на экзерсисы. Одни тянут гантели, другие едят колбасу, а он развлекался тем предметом, который обожает всю свою жизнь, прогуливаясь по кинематографу былых времён, посылая приветы своим кинематографическим симпатиям… Что получилось – судить зрителям.
- Меня в данном случае больше удивляет, что когда Говорухин поставил «Не хлебом единым», одну из своих лучших картин и вообще, как мне кажется, одну из лучших картин в российском кино последних двадцати лет, никто этого словно бы и не заметил. Хотя это выдающаяся лента об инженерах - о профессии, представители которой вообще не появляются сегодня кино.
- Даже сами интеллигенты не заинтересовались этой картиной! Даже умные люди не стали разбирать роман Владимира Дудинцева, великое произведение, которое было под запретом много лет!..
- Это как раз то, о чём вы говорите: раз уж вы кричите про провал, так похвалите и успех! Но про успех кричать неинтересно... Хотя ведь в новой своей работе Говорухин подошёл к литературному первоисточнику, роману Ноэля Калефа, гораздо серьёзнее, чем Луи Маль, поставивший фильм «Лифт на эшафот», с которым «Weekend», естественно, будут сравнивать. Потому что русский человек не может всё-таки без Достоевского. И Говорухин «делает» свою картину именно в последней её трети, когда появляетесь вы – и начинается психологическое осмысление произошедшего, чего не было во французской экранизации.
- Пусть будет так. Думаю, что ваш вопрос и будет ответом. Я просто к этому добавлю, что даже хотел потащить одеяло на себя… У меня ведь какая зародилась идея: а что бы было, если бы моего, как вы говорите, Порфирия, а я скажу – Коломбо, – повернуть к объединению вместе с преступником?!. Вы где-нибудь видели, как следователь и подозреваемый объединяются для того, чтобы найти выход из безвыходной ситуации? Сговариваются, чтобы приговор был менее болезненным?.. Это был бы интересный разворот событий.
- А вы когда работали, с лентой Луи Маля как-то соотносились?
- Нет. Мало того: я ту картину смотрел давным-давно и забыл к этому времени. Но как только закончил съёмки - купил кассету. И знаете, если бы Станислав Сергеевич решил даже просто скопировать французскую картину – было бы неплохо. Там великолепные актёры и актриса блестящая, Жанна Моро. Там тоже очень много наивных вещей есть, если сейчас посмотреть. Думаешь: «Вот же выход, вот в эту дверь идите!..» – но нет, они идут по определённому маршруту режиссёра. А как только я увидел там моего следователя – его играет Лино Винтура, - я сказал себе, что я не хуже.
- А как вам решение Говорухина и оператора Юрия Клименко и современную картину сделать чёрно-белой?
- Поверьте мне – ведь и в мире моды допускается такое двуцветие, это не скучные краски. Как снято! Мне кажется, даже глаз отдыхает, глядя такие картины. Я с удовольствием смотрю чёрно-белое кино - и меня это нисколько не смущает. Я не скучаю, если мне интересно. Другое дело, конечно, когда сейчас стали старые картины разрисовывать для телевидения – и даже Штирлиц у нас теперь с розовыми щёчками. Вот это тоже крайность, который я бы хотел избежать. И тем не менее, если в наше цветное время появляется вот такое чёрно-белое кино – пусть оно будет. Мне кажется, это неплохо, со временем оно найдёт своё место в жизни.
И потом, поверьте мне, на праздничную демонстрацию выходит ведь не весь народ. Почему я об этом говорю? И в кино ходит не весь народ. И погоду солнечную любит не весь народ, кто-то любит дождливую. Одним нравится одно, другим – другое. И эта чёрно-белая картина Говорухина тоже обязательно кому-нибудь глянется. Не будем говорить о тех, кому это не по душе.
- Поддержу – уверен, что в итоге «Weekend» найдёт своего зрителя. Если не в кинопрокате, то на телевидении обязательно. Как говорит сам Говорухин, он снимает для своего зрителя - который у него есть. И стоит только показать этот фильм людям – они останутся довольны.
- И мне вот интересно теперь посмотреть, как будут смотреть эту картину простые зрители – и как они на неё отреагируют. Вот тогда можно будет поговорить объективно.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: