Британцы хитрят при выборе лучшего фильма года
- 17 февраля 2014 13:19
- Максим Марков
Британская киноакадемия не внесла ясности в предоскаровский расклад, осыпав наградами разом и «Гравитацию», и «12 лет рабства». Их хитрость в том, что англичане имеют две категории, в которых награждаются лучшие ленты предыдущего года. Одна из них отмечает наиболее выдающуюся картину именно британского производства – и здесь киноакадемики выдвинули вперёд «Гравитацию» Альфонса Куарона. Но собственно в номинации «Лучший фильм» «Гравитацию» обошли «12 лет рабства» Стива МакКуина. При этом режиссёром года признан всё-таки Куарон. Таким образом никто, в принципе, не обижен – и волки сыты, и овцы целы. Другими словами, «правильный», важный в общечеловеческом смысле фильм всё-таки победил, но и во многом прорывную для кинематографа картину нельзя считать проигравшей.
Напомним, что спор между двумя лентами продолжается на протяжении всего наградного периода. «Золотой глобус» также был разделён по-братски, и даже американская Гильдия продюсеров впервые в своей истории назвала лучшими обе картины. Американская киноакадемия ничьи в категории «Лучший фильм» не приемлет, но всё же велика вероятность, что и она отдаст свои призы в разные руки. Однако категорично заявлять об этом по-прежнему нельзя: всё станет окончательно ясно лишь в последнюю минуту, когда будет вскрыт самый главный конверт англоязычного призового киногода.
Но почти нет никаких сомнений, что «Гравитация» всерьёз обыграет «12 лет рабства» по количеству наград. Во всяком случае у британцев она победила со счётом 6:2 – забрав также призы за музыку, звук, операторскую работу и лучшие визуальные эффекты. Второе очко фильму МакКуина принёс Чиуител Эджиофор, отобравший приз за лучшую мужскую роль у Леонардо ДиКаприо, Тома Хэнкса, Кристиана Бэйла и Брюса Дерна.
Три награды – у «Аферы по-американски», отмеченной за оригинальный сценарий, работу гримёра и второплановую роль Дженнифер Лоуренс. «Великий Гэтсби» довольно предсказуемо взял призы за костюмы и декорации. Прочие ленты ограничились одной наградой. «Жасмин» принесла звание лучшей актрисы Кейт Бланшетт, «Капитан Филлипс» - звание лучшего актёра второго плана Бархаду Абди. «Филомена» отмечена за адаптированный сценарий, «Гонка» - за лучший монтаж.
«Восходящей звездой» Британская академия назвала Уилла Поултера, появившегося в прошлом году в комедии «Мы – Миллеры» (в этой номинации он обогнал, среди прочих, француженку Лею Сейду). В номинации «Выдающийся дебют» победил режиссёр фильма «Келли + Виктория» Кириан Эванс. Почётные награды получили Питер Гринуэй и Хелен Миррен.
Лучшим документальным фильмом признан «Акт убийства», лучшим мультфильмом – «Холодное сердце», среди иноязычных картин первенствовала итальянская «Великая красота», обогнавшая ленты «Жизнь Адель», «Метрополитен Манила», «Ваджда» и тот же «Акт убийства».
Разумеется, Британская и Американская киноакадемии – не единственные, что подводят итоги 2013-го года. Неделю назад, например, со своими предпочтениями определились испанцы, вручающие приз «Гойя». Лучшим фильмом они назвали «Легко живётся с закрытыми глазами», который в общей сложности получил шесть наград: за музыку, за лучший женский дебют (Наталья де Молина), лучшую мужскую роль (Хавьер Камара), а Давид Труэба забрал призы и за режиссуру, и за сценарий. При этом «Ведьмы из Сугаррамурди», не участвовавшие в споре за звание «лучшего фильма», победили в восьми «технических» номинациях. Лучшей актрисой испанцы назвали Мариан Альварес - за роль в фильме «Рана», постановщик которого Фернандо Франко назван лучшим режиссёром-дебютантом. Лучшим европейским фильмом по версии «Гойи» стала с запозданием вышедшая в испанский прокат «Любовь» Михаэля Ханеке (она опередила «Охоту», «Жизнь Адель» и «Великую красоту»).
Премия "Гойя": Хавьер Камара, "Лучший актёр", целует руку Тереле Павес, "Лучшей актрисе второго плана"
Зато «Охота» Томаса Винтерберга первенствовала у себя в Дании, завоевав национальный приз «Бодил» как лучший фильм. Также лента получила награду за операторскую работу, Макс Миккельсен был назван на родине лучшим актёром, а актриса Суссе Вольд выиграла приз за роль второго плана у самой Умы Турман, номинированной за «Нимфоманку». Провокационный фильм Ларса фон Триера на соотечественников большого впечатления не произвёл, но Шарлотта Генсбур всё же взяла премию как лучшая актриса года. Лучшим американским фильмом датчане признали не «Гравитацию», не «Джанго освобождённого», не «Милую Фрэнсис» и не «Перед полуночью», а «Зверей дикого Юга». Лучший неамериканский фильм по их мнению – «Жизнь Адель» (номинанты – «Разомкнутый круг», «Ржавчина и кость», «Великая красота» и разом вся «райская трилогия» Ульриха Зайдля).
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша предпочли в январе и шведы, выдав ей своего «Золотого жука» (соперниками французской ленты была «Туринская лошадь» и всё те же «12 лет рабства»). Фильмом года была названа «Встреча выпускников», режиссёр которой Анна Оделл получила приз за лучший сценарий. «Вальс для Моники» зато выиграл по количеству наград, забрав «Жуков» за режиссуру (Пер Флю), женскую роль (Эдда Магнасон), мужскую роль второго плана (Сверрир Гуднасон) и костюмы. Шведский актёр №1 - Микаэл Персбрандт, сыгравший в драме «Никто мне не хозяин».
Впереди – торжественные церемонии вручения наград во Франции, Канаде, Германии… Ну и «Оскар», разумеется.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: