Дементьев, Ревякин и Нигровская: о стихах, песнях и не только
- 21 марта 2014 18:30
- Андрей Бородулин, Журналист
Цель разговоров была простая: выяснить, почему поэзия это не скучно, почему она актуальна и что она значит для самих наших героев. Но попутно "МузРидус" разузнал ряд прелюбопытнейших сторонних историй. Например: как Андрей Дементьев относится к перепеванию "старых песен на новый лад", во сколько лет Дмитрий Ревякин задумал первую протестную песню и как Агата Нигровская воспитывает дочку.
Начнём "по старшинству". Сначала я поговорил с Андреем Дементьевым, одним из известнейших советских-российских поэтов второй половины XX века. Своими стихами он немало прославил отечественную эстраду. Это, например, песни «Лебединая верность», «Отчий дом», «Яблоки на снегу».
Андрей Дмитриевич, создаётся впечатление, что в шестидесятые - семидесятые годы поэзией увлекались буквально все. Один только тираж журнала "День поэзии" потрясает своей величиной. Что случилось в "перестройку", 90-ые годы с этим явлением? Люди перестали мечтать, лишились романтизма или просто большие медиа вытеснили поэзию? Есть ли у неё будущее?
Не верю, что поэзия стала менее популярной. Конечно, интересы у многих людей стали более приземленные, в этом виновато и телевидение, и поп-музыка.
Но я вижу, какое издаётся количество сборников, какое число молодых поэтов пишет и публикует стихи. А сколько их мне присылают! Регулярно проходит немало встреч, поэтических вечеров. Вот сегодня, например, большой праздник в Твери, посвященный Дню Поэзии, куда я и направляюсь.
Как вы относитесь к тому, что часто современные поп-исполнители перепевают забытые "советские хиты", не уведомляя нигде, кроме как "в сносках", что это не их стихи и не их музыка?
Всё это на их совести, это воровство. К тому же, я считаю, что у каждой песни своя эпоха, свой композитор, свой исполнитель. Я против "осовременивания" песен, у которых есть своя история, свой дух.
Поэт Николай Гумилёв считал, что научить писать стихи, писать хорошо можно любого желающего молодого человека. И даже завёл соответствующую "школу". Согласны ли вы с этим? Просили ли вас когда нибудь "научить писать стихи", как вы на это реагировали?
Гумилёв великий поэт, но здесь я с ним не соглашусь. Он мог говорить всё что угодно. Но все подлинные таланты от Бога. Можно создать условия для поэтического, литературного роста. Научить можно кататься на машине, заниматься спортом, но не поэзии. Поэтому я обычно отшучиваюсь на подобные просьбы.
Затем я позвонил Дмитрию Ревякину. И у него мне ещё более любопытно было спросить, когда был написан первый лирический стих, а когда - первая "бунтарская" песня.
Свой первый романтический стих я написал довольно поздно, в институте, лет в 20. Он про любовь и о своем месте под этим солнцем. Я хоть и прочитал его на "самодеятельном альбоме", но он так и не был записан.
А каким был первый стих, протестующий против чего-либо, побуждающий к чему-то? Когда он был написан? Стал ли он песней?
Это уже в 22 года, и песня появилась на альбоме. Называется "Дудки".
На вопросы "МузРидуса" ответила и Агата Нигровская - молодая поэтесса, фотограф, мама, немало пребывающая в панк-рок среде. С её творчеством можно ознакомиться на её личной странице в VK.
Быть поэтом счастливее, чем им не быть? Это ноша или крылья?
Я считаю, что если это есть в человеке, то это просто естественно. Потребность писать - это как потребность дышать, есть или спать. Возможно тем, у кого нет такой потребности, живется проще, потому что творческие муки никто не отменял. Хотя, думаю, что каждый находит в жизни по чему или кому страдать. Бывает накапливаешь , накапливаешь, а разродиться никак не можешь, не пишется и всё. Вот тогда этот груз, начинает эмоционально кидать из стороны в сторону. А вот как написал, разродился, и сразу крылья за спиной. Так что, можно сказать, что это ноша, способная окрылять.
В ваших стихах часто заметно то, что называется некоторыми "декаданс", "меланхолия". Как по-вашему, эти чувства для творческого человека полезны или вредны? Стоит ли им давать волю? Не лишают ли они жизненной энергии?
Я, например, по жизни очень позитивна, но мой лирический герой вечно на грани. Его острота восприятия мира - это я в свои семнадцать лет. У каждого свой двигатель его творческого процесса. Во мне это саморазрушение всегда было, но сейчас, став матерью, я стараюсь эту болезненную остроту восприятия, свойственную творческим людям, оставлять только для своих героев. Я накапливаю конечно что-то из окружающего меня мира, пишу и проживаю, но отпускаю практически сразу, как только облекаю в слова.
С положительными эмоциями мне сложнее. Их, как раз таки, не хочется выплескивать, а хочется как в копилке в себе собирать. Ведь озвученное утрачивает силу в тебе самом. Поэтому в моей лирике преобладает "декаданс" и "меланхолия", и получается, что в реальности это наоборот дает мне силу нежели ее забирает.
Какой концерт или фестиваль с участием «Князя» или «Короля и шута» вам вспоминается, как собравший наиболее одухотворенную, чувствующую поэзию, публику?
Если говорить о теплой поэтической атмосфере, то мне вспоминается творческий вечер в клубе "Да-Да". Это был первый в жизни творческий вечер Андрея, когда он вышел один с гитарой и просто стал общаться с публикой без сценических заслонок, присущих рок-концертам. Как будто вы сидите все в одной очень большой комнате. Это было очень интересно и даже трогательно. Концерты группы электрические - это обычно кураж, а тут действительно люди пришли слушать стихи и песни. Не колбаситься, а общаться и слушать
Как вы объясняете вашей дочери ценность поэзии, ее значение в сравнении с другими видами искусства и для человека вообще?
Ну ей пока сложно что-то объяснить, в три с половиной года её ценности - это бесконечные пони из мультика "My litlle pony". Но стихи она любит и даже пытается уже что-то рифмовать. Да и потом, возвращаясь к вопросу ценностей в сравнении: нельзя сравнивать поэзию и к примеру живопись или какую-то другую область искусства. Каждый находит свое. И уже тогда понимает, что для него ценнее. Абсолютнейшей истины тут нет как таковой. Всё относительно. Так что, подрастет и сама поймет, что для неё важнее.
Агата, с кем бы из поэтов Серебряного века вы бы посидели в баре (или прогулялись по вечерней Москве), какие-бы вопросы ему задали?
Маяковский. Однозначно. Я не знаю о чем бы я с ним говорила. Но от посиделки в баре точно пришла бы в волнение. Наверное, я бы не дышала и просто смотрела на него, такого надрывно-сложного, ловя каждый жест. Мне нравится его отличие от других. Лично для меня он - особенный. Ну а ключевым его произведением для меня стало «Скрипка и немножко нервно». Очень долгое время в этом была вся я.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: