Канны: гламур и блеск большого кино
- 15 мая 2014 12:58
- Максим Марков
На открытии фестиваля показали «Принцессу Монако» Оливье Даана – идеальный вариант для подобного мероприятия, учитывая и звёздный состав исполнителей, возглавляемый Николь Кидман и Тимом Ротом, и судьбу героини картины. Ведь именно здесь, в Каннах, голливудская звезда Грейс Келли встретила князя Монако Ренье III, который сумел уговорить её променять киногрим на настоящую корону. Фильм и рассказывает о том, каковой оказалась для всеобщей любимицы эта новая жизнь – роскошная, но с целым рядом строжайших ограничений.
Но главное здесь – всё же конкурс. В этом году он включает 18 названий, причём три фильма – от классиков, ранее на фестивале уже побеждавших: «Два дня, одна ночь» Жан-Пьера и Люка Дарденнов, «Мистер Тернер» Майка Ли и «Зал Джимми» Кена Лоуча. Но и прочие авторы подобрались ничуть не хуже – чего стоят только 83-летний Жан-Люк Годар, который привезёт свою новую работу «Слова, прощайте!» (причём это будет самый короткий участник конкурса – всего 1:10), или 25-летний Ксавье Долан, пробравшийся в самый престижный в мире конкурс с «Мамочкой».
Давний и ныне самый очевидный претендент на «Золотую пальмовую ветвь» Нури Бильге Джейлан покажет «Зимнюю спячку» (и это будет самый длинный конкурсный сеанс - 3:16), Дэвид Кроненберг - «Звездную карту», Атом Эгоян - «Пленницу», Мишель Хазанавичус - «Поиск», Беннет Миллер - «Охотника на лис», Томми Ли Джонс – картину «Местный», Оливье Ассайас – ленту «Зильс-Мария», Наоми Кавасе – фильм «Успокой воду», Бертран Бонелло – байопик «Сен-Лоран». Куда как менее известны киноманам имена Дамиана Шифрона - «Дикие истории», Аличе Рорвахер - «Чудеса», Абдеррахмана Сиссако – «Тимбукту», но Канны тем и интригуют, что не только отдают дань уважения состоявшимся мастерам, но выводят на мировые просторы и новые имена.
Кстати, мавританский режиссёр Сиссако некогда закончил ВГИК – что позволяет нам болеть за него, как за своего. Хотя всё равно основные симпатии россиян заранее отданы «Левиафану» Андрея Звягинцева – режиссёр участвует в основном каннском конкурсе уже во второй раз, причём попытка семилетней давности была более чем успешна: исполнителю главной роли в «Изгнании» Константину Лавроненко достался актёрский приз. Центральную партию в новом фильме Звягинцева исполняет Алексей Серебряков.
Председателем жюри этого года назначена Джейн Кэмпион – режиссёр, сценарист и продюсер из Новой Зеландии, некогда получившая как «маленькую» «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражную работу, так и большую – за «Пианино» (для фестиваля это уникальный случай). Вместе с ней судить основной конкурс будут режиссёры София Коппола (США), Николас Виндинг Рефн (Дания) и Цзя Чжанкэ (Китай), актрисы Кароль Буке (Франция), Лейла Хатами (Иран), Чон До Ён (Южная Корея), актёры Уиллем Дефо (США) и Гаэль Гарсия Берналь (Mексика). Вторая по значению программа «Особый взгляд» пройдёт под наблюдением аргентинского постановщика Пабло Траперо, а «Золотая камера» достанется лучшему дебютанту из рук французской актрисы и режиссёра Николь Гарсия. Жюри программы «Синефондасьон» (16 фильмов, представленных киношколами) и конкурса короткометражных фильмов (9 лент, пришедших напрямую от авторов; одна из них, кстати сказать, из Грузии) возглавил иранский режиссёр Аббас Киаростами (также в прошлом выигрывавший в Каннах главный приз).
Именно среди короткометражек спряталась вторая российская надежда – 15-минутный фильм Сергея Пикалова «Последний» - об отношениях подростка с его дедом, ветераном Второй Мировой войны. «Спряталась» в данном случае – не случайное слово: Канны заявили ленту как азербайджанскую, в то время как её создатели уверяют, что Россия принимала в ней отнюдь не меньшее участие – и финансирование было пополам, и вся основная группа приехала из нашей страны. Сам режиссёр тоже наш, некогда делал «Не родись красивой», да и потом не пропал, снимал другие телесериалы; и вот – едет на престижнейший кинофестиваль!
Программа упомянутого уже выше «Особого взгляда» включает в себя, помимо прочих работ, новые ленты порой практикующих в режиссуре актёров Матье Амальрика («Синяя комната») и Азии Ардженто («Непонятая»), а также Райана Гослинга, для которого «Затерянная река» - режиссёрский дебют. Здесь же – «Исчезновение Элеанор Ригби» Неда Бенсона с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем в главных ролях и «Соль Земли», документальный проект Вима Вендерса, осуществлённый им совместно с Джулиано Рибейро Сальгадо. А вот 81-летний британский классик Джон Бурман, дважды получавший в Каннах призы за лучшую режиссуру, ныне ни в первый, ни во второй конкурсы не попал – его новый фильм «Королева и страна» участвует только в «Двухнедельнике режиссёров», программе престижной, но всё же неофициальной.
В списке специальных показов дважды фигурирует имя Сергея Лозницы, давно уже ставшего завсегдатаем Канн: на нынешнем фестивале он представит своё двухчасовое документальное исследование «Майдан» и альманах «Мосты Сараево», в котором поучаствовал наравне с тем же Жан-Люком Годаром, Урсулой Майер, Кристи Пую и другими европейскими мастерами (об этой своей работе Лозница рассказывал Киноридусу в прошлом году). Украина представлена и в «Неделе критиков» - снятой на языке жестов драмой «Племя» (реж. Мирослав Слабошпицкий), рассказывающей об ужасах, творящихся в специализированном интернате для слабослышащих. Режиссёр из Казахстана Адильхан Ержанов посетит Канны со спецпоказом драмы «Хозяева».
Два советских фильма, которые сейчас глупо разделять по территориальному признаку, участвуют – наряду с отреставрированными лентами Хичкока, Трюффо, Кесьлёвского и Росселлини – в ретроспективе «Каннская классика»: это «Голубые горы, или Неправдоподобная история» Эльдара Шенгелаи и «Цвет граната» («Саят-Нова») Сергея Параджанова. Причём параджановский шедевр, как уверяют, не просто обновили в плане цвета и звука, но и вернули ему первоначальную авторскую форму: сорок лет киноманы знали изрядно перемонтированную (под давлением тогдашних чиновников) версию фильма.
Как водится, свою обширную программу предложит участникам проходящего одновременно с фестивалем Кинорынка Российский павильон. В ходе его работы состоятся презентации как будущих премьер отечественной индустрии, так и проектов, готовых для копродукции. Особое внимание уделят программе короткометражных фильмов «Global Russians», также состоится конференция «Цифровизация аудиовизуальной индустрии: пираты, стартапы и перспективы», посвящённая наступлению новой digital-эпохи и брошенным ею вызовам. 18 мая в Российском павильоне пройдёт день памяти режиссёра Алексея Балабанова, скоропостижно скончавшегося год назад.
Завершится 67-й Каннский кинофестиваль 25-го мая, но его итоги будут подведены днём ранее – 24-го.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: