В Каннах от Чечни до Голливуда – пара сеансов
- 23 мая 2014 13:30
- Максим Марков
У братьев Дарденнов уже есть две «Золотые пальмовые ветви» - за фильмы «Розетта» (1999) и «Дитя» (2005); куда же ещё больше?!. Тем не менее сегодня многие согласны с тем, что им по силам и третья победа: новая работа дуэта «Два дня, одна ночь» произвела на критиков мощное впечатление. Это социальная драма о женщине, которая пытается уговорить своих коллег отказаться от премии, - что позволит ей сохранить работу. Выбор непростой: человеческая солидарность – или деньги в собственном кошельке.
«Мы попытались рассказать, как солидарность по отношению к Сандре, поддержка её мужа, меняют эту женщину настолько, что в конце она говорит себе: «Я боролась, я счастлива», - сказал в ходе каннской пресс-конференции Жан-Пьер Дарденн. А его брат Люк Дарденн добавил:
«Я думаю, что в наше время солидарность ещё существует. По крайней мере, в этом суть фильма».
Главную роль в картине сыграла Марион Котийяр, француженка, благодаря полученному «Оскару» ставшая своей в Голливуде, но не забывающая о главном призвании: быть Настоящей Актрисой. Сегодня она – первая претендентка на актёрский приз кинофестиваля. Рассказывая о своей работе над ролью, Марион отрицает наличие импровизации в кадре: «Для достижения ощущения правдивости и впечатления, что это импровизация, потребовалось много работы», - и делится поразившим её наблюдением:
«Когда мы начали репетиции, Жан-Пьер и Люк говорили о зрителе, что достаточно редко. На некоторых съёмочных площадках нельзя даже упоминать об этом. Но они делают кино для зрителя. Они хотят, чтобы тот на себе ощутил происходящее».
Определённая ирония судьбы присутствует в том, что в нынешнем конкурсе одним из соперников прославленных бельгийцев является не менее выдающийся канадец Дэвид Кроненберг – ведь именно он возглавлял жюри, присудившее им пятнадцать лет назад первую «Пальмовую ветвь» вопреки всем прогнозам. Судя по отзывам, его новая «Звёздная карта» также может рассчитывать сегодня на главный приз, а Джулианна Мур в свою очередь составляет Котийяр очень серьёзную конкуренцию. Актриса призналась:
«Дэвид Кроненберг – человек, полный энтузиазма. И актёры обычно делают всё, чтобы ему понравиться».
Сам фильм описывают как злую сатиру на Голливуд – город, в котором погоня за славой составляет суть бытия всех его жителей. «Это вовсе не атака против Голливуда, - считает сам режиссёр. - Надо смотреть дальше: действие фильма могло бы происходить на Уолл-стрит, в Вашингтоне, где угодно. Это фильм о тех, кто борется за успех и хочет заработать денег».
Американца Беннетта Миллера трудно назвать типичным «представителем Голливуда» - всё-таки он снимает не «потоковое кино», а штучное. Его «Капоте» и «Человек, который изменил всё» были отмечены призами и номинациями Американской киноакадемии, и очевидно, что подобная судьба ждёт и «Охотника на лис». Эта драма основана на реальных событиях: два брата, занимающихся вольной борьбой, знакомятся с безумным миллионером, который становится их спонсором и наставником. Главные роли сыграли Ченнинг Татум, Mарк Руффало и Стив Каррел, который отметил:
«У меня трагическая роль, но я исполнил её так же, как исполнил бы комическую. Герои не знают, находятся ли они в драме или комедии. Я отнесся к фильму просто как к истории, которую требуется рассказать. И он получился ровно таким, каким Беннетт его задумал».
«Когда я начал ближе знакомиться с этой историей, - говорит Беннетт Миллер, - я понял, что определённые темы переходят её границы, отсылают к нам, к нашей стране. Это не политический фильм; это фильм, в котором делается попытка понять определённую динамику общества, в частности, динамику заката. Мы рассмотрели под микроскопом внутреннюю сторону этой истории. Мир можно понять, рассмотрев его в телескоп, но микроскоп иногда тоже бывает нужен».
Мишель Хазанавичус, прогремевший на весь мир своим «Артистом», представил в каннском конкурсе «Поиск» - довольно неожиданный переход от изящной чёрно-белой стилизации под немое кино к событиям… Чеченской войны 1999-го года. Потеряв родителей, мальчик находит новую опору в лице представительницы Европейского союза (которую играет Беренис Бежо, обладательница прошлогоднего приза за лучшую женскую роль); но юный герой не знает, что его продолжает искать старшая сестра… В роли 20-летнего солдата – российский актёр Максим Емельянов.
«Стоит только начать интересоваться событиями в Чечне, и вопрос своевременности исчезает сам собой, - говорит режиссёр. - У вас есть все составляющие современной войны. Война переместилась с военных на гражданское население. Речь идёт о сотнях тысяч убитых. Фотографии с войны строго контролировались, направлялись в нужную сторону. То, что людей уничтожают при тотальном равнодушии окружающих, глубоко взволновало меня. Я стремился сделать фильм о людях, которым навязывают войну, военные они или гражданские. Я не хотел, чтобы у моих персонажей было какое-то сформированное политическое сознание. Исходя из тех документов, которые я изучил, российская армия действовала достаточно жёстко, с массовым применением насилия. В то время российская армия находилась в стадии восстановления и частично состояла из наёмников. Я изучил много документации. Вряд ли я исказил реальность ежедневного солдатского быта».
Британский классик Кен Лоуч участвует в главном конкурсе Канн уже в двенадцатый раз. В 2006-м он уезжал отсюда победителем – «Золотую пальмовую ветвь» получила его картина «Ветер, который качает вереск». «Зал Джимми» тоже посвящён событиям в Ирландии, только время уже – 1932-й год, а место действия - танцевальный зал, основатель которого разбавляет популярную музыку коммунистическими идеями. «Танцевальная площадка - это главный элемент фильма, - сказал Кен Лоуч журналистам. - Там люди могут свободно выражать свои мнения через спорт, через танцы. Это безопасное место, которое олицетворяет свободу мысли!»
Отвечая на вопрос о параллелях с современностью, режиссёр заметил:
«Мне кажется, ситуация в Ирландии такая же, как во многих других европейских странах, мы все находимся во власти неолиберализма. И если бы Джимми жил сегодня, то он бы боролся с власть имущими, с международными корпорациями, которые контролируют почти всё. Борьба должна происходить в этой области, и Джимми участвовал бы в этой битве. Есть нечто общее между тем и нашим временем: я имею в виду молодежь этого региона Ирландии, которая наслаждается жизнью, молодежь, которая жаждет жить, и я надеюсь, что это чувствуется в фильме».
Каннский кинофестиваль вновь доказал, что внимательно следит не только за судьбой «киноветеранов», но и за успехами «молодой поросли». Так, впервые в конкурсе участвует кумир хипстеров Ксавье Долан, который в свои 25 лет уже давно является одним из лидеров современного кино. Его дебют «Я убил свою маму» пять лет назад получил ряд призов в «Двухнедельнике режиссёров», две следующие картины попали в программу «Особого взгляда», а прошлогодний «Том на ферме» ушёл в конкурс Венеции. И вот – «Мамочка», пятая картина «канадского вундеркинда», теперь уже в самом престижном киносоревновании планеты. В центре повествования – мучительные отношения между молодой вдовой и её сыном с синдромом дефицита внимания.
«Всё в этом фильме очень выписано, даже музыка, он выстроен до мелких деталей, - рассказывает исполнительница одной из главных ролей Сюзанна Клеман. - Во время съёмок мы имели возможность и удовольствие ослабить контроль, отпустить себя. Некоторые сцены получились другими, чем предполагалось, поскольку Ксавье позволил нам отпустить себя там, где мы не ожидали, что это произойдёт. Ксавье знает всех своих героев. Он становится каждым из своих героев».
«В этом фильме нет отстранения, - убеждён сам Ксавье Долан. - Взгляд зрителя равен взгляду героя. Это создавало прекрасные возможности играть с языком. Прощай, язык!».
Последним восклицанием Долан явно передал привет своему старшему коллеге, 83-летнему Жан-Люку Годару, который отдал в каннский конкурс картину, чьё название ещё не обрело единого русского эквивалента: «Прощай, язык», «Прощай, речь», «Слова, прощайте!» - переводят по-разному. Суть же фильма в том, что семейная пара вдруг перестаёт понимать друг друга, начиная общаться… через собаку. Примечательно, что великий экспериментатор, дебют которого «На последнем дыхании» датирован аж 1960-м годом, продолжает поиски новых средств выражения – и вновь работает в технологии 3D. Но на фестиваль Годар не приехал, сославшись на то, что предпочитает идти по жизни своим, «другим путём».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: