Испытание искусством: жизнь накануне атомного взрыва
- 06 июня 2014 00:24
- Максим Марков
«Испытание»
Россия, продюсерская фирма Игоря Толстунова «ПРОФИТ», реж. Александр Котт, в ролях: Елена Ан, Данила Рассомахин, Карим Пакачаков, Нариман Бекбулатов-Арешев.
Где-то в степи одиноко живут Он и Она – похоже, что отец с дочерью, но может, муж и жена или брат с сестрой, не уточняется. Он куда-то ездит на грузовике, она дома листает гербарий; он возвращается, она моет ему ноги. Ручеёк заполняет засохшее русло. Порой её подвозит в степи улыбающийся всадник. А потом неподалёку заглох вдруг автобус – и молодой парнишка пришёл с ведром за водой.
Судя по редким приметам, события эти происходят когда-то давно: старые «Известия», плёночный фотоаппарат, первобытный проектор. Иных подробностей нет: герои не произносят ни слова, а безжизненная степь красива, но не информативна. Но где-то в середине фильма появляются автоматчики в резиновых плащах с характерно пищащим прибором – и становится понятно, о каком именно «испытании» идёт здесь речь. Нет, не о любовном томлении, не о ревности. Предчувствие не обманывает (не сочтите за спойлер): вскоре в степи появляется забор из колючей проволоки, а кончается всё уже ожидаемым атомным взрывом.
Прокравшаяся в сеть аннотация, сообщающая про август 1953-го года, когда в Семипалатинске впервые прошло испытание водородной бомбы, и добавляющая, что тот молодой паренёк – ассистент оператора, к фильму имеет отдалённое, лишь поясняющее отношение: речи обо всём этом тут никакой нет. Можно это знать, можно обо всём самому догадаться – «Испытание» в любом случае далеко не сюжетное кино.
Вывешенный на дверях в «кинотавровский» Зимний театр строжайший запрет на просмотр фильма детьми многих, наверное, оптимистично настроил на порно и расчленёнку, однако дело оказалось в другом: юные зрители это полуторачасовое бессловесное полотно просто не выдержали бы и нарушили бы сложившуюся в зале атмосферу своими неуместными выкриками и вопросами. Хотя высидит это кино и не каждый взрослый. Что придаёт названию и третий смысл, возможно, незапланированный. Потому как просмотр фильма и правда можно сравнить с испытанием – тут нужна изрядная тренировка. Это как игра в верёвочку, которой забавляются герои в финале: красиво, но непонятно. Но красиво. Но непонятно.
Только не поймите превратно: пусть эта картина и «не для всех», но как произведение искусства она прекрасна. Да, не всем такие «эксперименты» по сердцу, но ведь это же не прокатное, а фестивальное кино – на фестивалях такие работы всегда очень к месту.
Даже больше: «Испытание» имеет все права претендовать на «Кинотавре» как минимум на операторский приз Левану Капанадзе. Здесь безупречная симметрия кадра, прямо вырезай – и на стенку вешай. Отражение в воде колодца, капли воды на раскалённом камне, горящее после попадания молнии дерево; герой «съедает» солнце, паренёк уходит в ночь, зажигая спички – огоньки ещё долго вспыхивают за ним в темноте. Не фильм – а учебник операторского мастерства. Красота да и только. Плюс к этому - музыка Алексея Айги, который шесть лет назад получал уже в Сочи приз за во многом схожее «Дикое поле», тоже бывшее про одинокий домик в степи. Покорит ли его мелодия жюри на этот раз – вскоре узнаем.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: