Счастливые семьи несчастны по-своему: взгляд Каренина на Анну
- 06 июня 2014 12:18
- Максим Марков
«До свидания мама»
Россия, студия «СЛОН», реж. Светлана Проскурина, в ролях: Даумантас Цюнис, Александра Ребёнок, Алексей Вертков, Мария Леонова, Диана Ганцевскайте.
Алексей встречает прилетевших с моря жену и сына Серёжу. На трассе их догоняет другой Алексей, новый знакомый супруги, приглашающий её в гости к себе в конюшню. Та приглашение примет, муж начнёт ревновать и видеть мучительные сны, маленький сын добавит отцу подробностей. Потом они уедут на дачу, там она узнает, что второй Алексей упал с лошади, и признается первому, что беременна.
Надо ли уточнять, что женщину зовут Анной?..
Сюжет бессмертной «Анны Карениной» сперва был переделан Василием Сигаревым в пьесу «Каренин», сосредоточенную на образе оставленного супруга; теперь вот появилось кино, в котором толстовский сюжет перенесён в современность, но при этом отодвинут далеко в глубину. Мы все более-менее помним, что там случилось с Карениной, но на экране ничего этого не будет: это версия мужа. И отчасти – сына, которого мать в решающий момент оставляет отцу.
От нынешнего дня здесь машины да интерьеры, фотографии на смартфоне и смс «Аня в реанимации». Прочее принадлежит вечности: чувства не меняются. Счастливые семьи и сейчас счастливы одинаково, несчастные по-прежнему несчастны по-своему. Главное в кадре – человек, лицо. Окружающий мир имеет уже второстепенное значение – потому коридоры здесь такие безжизненные, а массовка почти отсутствует. Режиссёр решительно отсекает всё лишнее, что помешает нарисовать ей психологические портреты разрывающейся между долгом и страстью женщины и переживающего нахлынувшую беду мужчины. Так роман превращается в новеллу – что не сказывается, впрочем, на длительности фильма, томительное бездействие которого заставляет всё сильнее ждать шумящую где-то за окном электричку…
Новые лица и какой-то дополнительный сюжет появляются во второй половине картины, ближе к финалу, когда знакомая условного Каренина (фамилия в кадре не звучит) записывает Серёжу в православную гимназию и все вместе они едут к источнику со святой водой, где Лида даже окунается в ледяную воду. Лёгкий религиозный акцент позволяет мальчику воспринять минутное появление «погибшей» для него уже мамы как её воскресение в ответ на его молитвы.
Светлана Проскурина – большой мастер, на этом «Кинотавре» - единственный представитель «старой школы», свои первые картины она поставила ещё на исходе советской эпохи. Её кино – это её кино, и сравнения тут бесполезны. Можно лишь сказать, что это кино хорошего европейского уровня; оно непростое, но за него не стыдно.
Звягинцев, председатель нынешнего жюри, и сам такие фильмы снимал; он принадлежит уже другому поколению, но учителя у них с Проскуриной определённо общие. Но значит ли это, что фильм может рассчитывать теперь на серьёзные призы?.. На Гран-При – не факт, в конкурсе уже есть кандидатуры достойнее. Сценарий? Идея интересная, но воплощение всё-таки не бесспорное. А вот актёрские награды более чем возможны – и Даумантас Цюнис, и Александра Ребёнок предлагают нам новый взгляд на известных героев, пускай многие с ним могут и не согласиться.
Через две недели, кстати сказать, фильм уже выходит в российский прокат.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: