«Бесов можно найти везде, не надо и стараться»: как снимали «За холмами»
- 17 июня 2014 09:24
- Максим Марков
Этому интервью год. Мы разговаривали с румынским актёром Валериу Андриуца (Valeriu Andriuta) в прошлом июне в Плёсе – когда на фестивале «Зеркало» демонстрировали прославивший его фильм «За холмами». Валериу был тогда членом жюри, а картину Кристиана Мунджиу показывали в рамках программы «Тарковский. Контекст». К тому времени она уже давно «прошла» в российском прокате, а иного информационного повода опубликовать расшифровку беседы так за год и не представилось. Хотя ничего «страшного» не произошло – тем более что и сам актёр признаётся, что старые газеты предпочитает свежим. К тому же своей актуальности ни вопросы, ни ответы не потеряли – просто потому, что речь шла либо о вещах неизменных, либо уже состоявшихся.
В частности, Андриуца, давний друг Мунджиу, рассказал, как работает режиссёр, в 2007-м получивший «Золотую пальмовую ветвь» за ленту «4 месяца, 3 недели и 2 дня», - поклонникам авторского кино эта «кухня» будет любопытна в любом случае. Да и «За холмами» было отмечено в Каннах двумя призами: сыгравшие в фильме Космина Стратан и Кристина Флутюр были названы лучшими актрисами престижнейшего кинофестиваля, а сам Мунджиу получил награду за сценарий. Признание заслуженное, ведь в центре истории - две подруги, одна из которых пытается уговорить другую покинуть милый её сердцу монастырь ради обычной «грешной» жизни. Заканчивалось всё трагически: подробно показанным изгнанием бесов, осуществлённым персонажем Валериу – священником со своим взглядом на природу Божественного.
Стоит сказать, что за прошедший год судьба заметно приблизила артиста к России: президент «Зеркала», режиссёр Павел Лунгин пригласил Валериу Андриуца сыграть главного террориста в нашей адаптации сериала «Родина». Однако пораспрашивать актёра об этой его работе у нас бы всё равно не получилось: детали продолжающегося съёмочного процесса ему пока что разглашать не разрешено.
Но конец затянувшемуся вступлению, пора уже приступить собственно к беседе.
- Как вам кажется, насколько тема веры и изгнания бесов актуальна сегодня в мировом обществе?
- Я думаю, эта тема будет актуальна всегда. Вот сколько будет жив человек, сколько будет он верить в Бога или в тёмные силы – она будет актуальна. Потому что актуально всё то, во что верят. Во что уже не верят - то теряет свою актуальность, оставляя только историческую или музейную ценность и не имея больше связи с текущей жизнью.
- У нас вот в России в последние годы за изгнание бесов очень активно взялись на самом высоком государственном уровне…
- Это смотря, где их искать, этих бесов. И какого они типа: материального - или принадлежат духовному миру. Раз власти начали действовать по отношению к этому вопросу так энергично, то, наверное, почувствовали, что где-то там что-то не в порядке. Но вопрос, к кому это движение вообще обращается, к каким бесам.
- Конечно, это совершенно другие бесы – не те, что показаны в вашей картине. Просто вдруг так вышло, что если бесов искать, то их можно найти где угодно.
- Где угодно, да. Я думаю, что такого типа движения в обществе осмысленно кем-то придуманы, чтобы направить внимание людей в нужное кому-то русло. «Бесов» можно найти везде – и чтобы их найти, не надо так уж стараться. Мы же знаем историю – мы знаем, как люди признавались в чём только угодно. Если хорошо попросить, то любой из нас скажет то, что ему даже в голову не приходило. Так что насчет этого я уверен: раз ищут, то «бесов» точно найдут.
- Но перейдём к кино. Вы знакомы с Кристианом Мунджиу уже двадцать лет – когда-то он был просто молодым режиссёром, а сейчас - звезда мировой величины. Как у вас с ним всё сложилось?
- Наша встреча была абсолютно, совершенно случайной. Просто это как-то случилось в один прекрасный день. Мы учились тогда все вместе в театральном институте (Бухарестская академия театра и кино – ММ), и я играл у одного из моих друзей в учебной короткометражке. Дело приближалось к экзамену по игровому кино, а у Кристиана что-то не получалось с его работой. И вот мой друг предложил ему: «Возьми Валериу, не теряй время, сделай с ним что-то». Вот так мы встретились. Кристиан отказался от своего прежнего сценария, написал новый – и мы быстренько сняли короткий фильм, где играл один только я. А дальше мы даже не спрашивали друг у друга: он меня вызывал к себе на каждый фильм, и постепенно от короткометражек мы дошли до первого длинного метра. Это был «Запад», с которым мы впервые поехали в Канны, в 2002-м году. А потом случилось так, что я не сыграл в его следующих двух картинах – «4-3-2» («4 месяца, 3 недели и 2 дня» - ММ) и «Сказки Золотого века»: просто я тогда только что уехал в Ирландию и мне было трудно сразу вернуться.
- Чем, на ваш взгляд, Мунджиу отличается от других режиссёров?
- Конечно, я работаю с другими режиссёрами, но мне нечего об этом сказать - это эпизодические роли. Дело в том, что я не люблю «тусоваться» - считаю, что теряю на светских мероприятиях время. Хотя, может быть, теряю и связи, но что поделать. Поэтому мне нравится, когда мы работаем с Кристианом - он тоже отдалён от всех этих тусовок, от этого праздного мира. И он точно знает, чего хочет. У нас даже почти не возникает вопросов на площадке - обычно у него всё идёт почти что гладко, даже иногда страшно гладко.
Но не на этом фильме, «За холмами». Сценарий был очень большим, очень длинным, фильм получался где-то в районе трёх часов. И в процессе работы он начал его резать. Но он не просто резал, а брал текст - и делал такую микстуру. Он не выбрасывал реплики и сцены целиком, а как-то укорачивал их, сохраняя главную мысль. И вот когда он начал это делать, возникла проблема: каждый вечер он садился, писал всё практически заново - и на следующий день приходил с переделанным текстом. Это выводило меня из колеи, так как язык был очень трудным. В фильме говорят на таком молдавско-румынском говоре – именно на том молдавском говоре, на котором говорят в той части Румынии, где происходит действие. Он для меня немножко сложен – и поменять заранее выученный текст было трудно, для меня это было большой проблемой. Но ни одной запятой я в тексте не поменял. Я могу с уверенностью сказать, что все слова звучат так, как написал Кристиан, как он требовал. Он говорил, я его слушал, ещё раз просил, чтобы он повторил, - и мы старались, чтобы интонация была точно такой, какая ему нужна.
- А не приносила проблем та сверхреалистичная манера съёмки, которой прославился Мунджиу? Ведь порой полное впечатление, что мы смотрим документальное кино.
- Ну, это не так просто сделать. Это только кажется «лёгким». А секрет, я думаю, в том (вот как я раньше говорил), что он точно знает, что он будет снимать и как он будет снимать. Например, специально для этого фильма построили монастырь. Но сначала был макет декорации – по которому Кристиан всё для себя уточнял: что и где будет, в каком месте. Фильм ведь снимался практически в хронологическом порядке. А эти длинные сцены, которые выглядят так реалистично, снимаются на самом деле трудно. Потому что это не театр, где ты имеешь два-три месяца репетиций, а потом выходишь на сцену совершенно подготовленным - и никаких проблем. В кино надо всё разметить, быстренько сообразить, что к чему, порой уже прямо на месте – и сразу сыграть. Но Кристиан готовился ко всему заранее, особенно тщательно прорабатывая эти длинные, почти театральные сцены.
И он очень педантичен насчёт текста: вот чтобы точно, как он написал, чтобы абсолютно ничего чужого, без импровизаций. У него всё как будто математически разложено. Это в какой-то мере, немножко, мешает актеру, не чувствуешь себя вполне свободным. Но ты должен делать то, что он требует от тебя - в это время, в этих рамках. Он ставит даже не рамки, а очень жёсткую задачу, от которой ты не можешь уклониться ни налево, ни направо. Но вот в эту задачу ты уже должен прийти с тем, что там у тебя есть, со своим талантом.
- И как много при таких условиях было дублей?
- Дублей было очень много, по 25-30 дублей на каждую сцену. В день могли снимать по одной сцене. И был даже случай, когда мы пересняли несколько сцен. Не на следующий день, а через какое-то время – и весь ранее отснятый материал просто ушёл в корзину.
- Так и задумаешься: как режиссёр из такого количества материала выбирал потом нужный дубль…
- Выбирать из этого – страшно. Но он как делал: вечером садился и смотрел то, что мы снимали днём. И монтаж фильма шёл параллельно со съёмками, там же, в отеле. Это в какой-то мере Кристиану помогло, потому что он сразу мог определиться, надо ли ещё что-то переснимать - или подходит то, что отснято.
- Главное, что результат того стоил, на выходе мы имеем мощнейшую картину. Скажите, может, вы знаете: а в чём секрет румынского кино, которое в последнее десятилетие неожиданно – и благодаря Кристиану Мунджиу как раз – выдвинулось в мировые лидеры кинопроцесса?
- Этот вопрос нам задают все эти десять лет!.. Все, все спрашивают: «Как так, как это получилось?..» И знаете, я думаю, что это просто время и люди. Вот в это время попались вот такие люди. Потому что если посмотреть, то румынское кино не имеет такой уж богатой истории...
- Что и удивляет.
- Я думаю, что это может произойти в любой отдельно взятой стране, где угодно. Это может произойти и в Иране, и в Турции, и в России. Это просто вопрос времени. А вот сейчас очередь румын. Некоторые из них - люди, которые жили ещё при старом режиме, некоторые родились уже после и знают о старом режиме понаслышке – но тоже снимают довольно интересно. Наверное, то, что делает Кристиан, а вместе с ним и остальные режиссёры, - это как импульс для остальных, как моральная поддержка такая. Как для меня, например, - фильмы Андрея Тарковского. Ведь если рассмотреть их в глобальном контексте - вот что нового они привнесли, чем именно воздействуют на остальных режиссёров, которые принимают их как модель, - то думаю, что свою роль сыграла честность Тарковского, его правда. Не реальность, не правда жизни, а вот его правда – и он первооткрыватель этого направления. Люди это заметили, усвоили - и сейчас с большей уверенностью идут по этому пути. И это даёт всем людям кино - не обязательно русским или румынам - какую-то важную поддержку. Это моральная поддержка, показывающая, что можно открыться и высказаться из глубины души.
- Раз вы сами вышли на Тарковского, то не могу не задавать вам вопрос, который я задаю довольно часто. До того, как поставить «Ностальгию» и «Жертвоприношение», Тарковский снимал, в принципе, жанровое кино: военный фильм, исторический и даже научную фантастику. И уже потом пришёл вот к тому «авторскому кинематографу», примеры которого мы видим сейчас практически на каждом фестивале. Только теперь многие режиссёры пропускают этот «зрительский» этап, начиная снимать сразу «Ностальгию». Как вам кажется, это хорошо или плохо?
- Не знаю. Это может быть и хорошо, и плохо. Это может быть плохо в том случае, если то, что задумал режиссёр, не удаётся. А если это успех, то это, наверное, хорошо. Но тот же Тарковский был в такой ситуации, когда мог отказаться идти по этому пути дальше - и вообще отказаться от режиссуры и от кино. Было время, когда он до такой степени был не уверен в том, что знает. Даже выйдя из ВГИКа, где он снял несколько короткометражек, – и то он сомневался, сделает он фильм или не сделает. И то, что появилось «Иваново детство», - это случай, давший нам такого большого режиссёра. Тарковскому выпал шанс – и он им воспользовался. Наверное, если бы он сразу принялся за «Ностальгию», то никто бы ему такого шанса не дал. И то ему очень трудно всё давалось…
Тут ведь следует вопрос рассмотреть и с исторической точки зрения: как тогда шли дела, как тогда всё складывалось - и как сейчас. Сейчас, вы видите, снять фильм может кто угодно. Камеры есть на всех углах – они уже, не знаю, как солнечные очки. Люди и дома снимают, и на улице, везде. Теперь у всех есть этот шанс - снять кино. И наверное, кто-то и без всякой школы сможет снять гениальное кино, которое удивило бы, которое воспринималось бы как что-то необычное. Это возможно… Но взглянем на этот вопрос ещё и с другой точки зрения: сейчас всё реже в кино задействуют профессиональных актёров. Как вам это?
- Согласен, это тоже глобальный вопрос. Мне кажется, тут вопрос умения: если принято принципиальное решение брать непрофессионалов, значит, режиссёр на сто процентов уверен, что он с ними справится. Или это просто любительское кино.
- Актёр - это очень маленькая составляющая часть кино. Он даже может отсутствовать. Мы можем смотреть на предметы, на пейзаж, на тени, на волны, на всё, что угодно – и даже если актёр так и не появится, автор сможет передать свою мысль. Появление актёра в кино не гарантировано на сто процентов. Поэтому постепенно профессиональный актёр передаёт свои функции каким-то другим составляющим – непрофессионалу или вообще компьютерной модели. Всё это очень быстро, с каждым днём меняется, мы не успеваем за технологиями… Но всё равно я думаю, что имея профессионального актёра, способного перевоплощаться иногда до неузнаваемости, мы имеем дело с искусством. Потому что благодаря ему строится нечто неординарное, неповторимое, и строится одним и тем же человеком! А следующую роль он сделает так, что мы просто не сможем найти никаких связей между новым образом и предыдущим. По-моему, в этом и есть актёрская изюминка... А так можно снимать и без актёра.
- Я знаю, что вы выходец из Советского Союза – это чувствуется и потому, как вы хорошо говорите по-русски…
- Да, я родился в Молдавии и прожил там шестнадцать лет. А в Румынии я где-то с 1992-го года. Но мне по-прежнему нравится русский язык, очень нравится. Я читаю всё по-русски – и русские книги, и иностранные, переведённые на русский… Кстати, а вы в курсе, что наш фильм не шёл в Молдавии? Вы можете себе представить?!.
- Очень даже могу, он и не до всех российских городов дошёл.
- А Молдавия как бы часть русского проката, Россия там держит права... Не дошёл, к сожалению... Се ля ви. Но будем надеяться, что раз на свете много людей, любящих кино и делающих его, в один прекрасный день дела всё-таки пойдут хорошо. Я уверен в этом. Знаете, я некоторые фильмы смотрю лишь через десять лет после того, как они вышли, – и смотрю их с удовольствием. К тому же я люблю читать старые газеты, не люблю читать сегодняшние, никогда их не читаю. Все удивляются: «Как, почему, зачем ты читаешь старые газеты?!» - а я таким образом могу сверить события, и в голове у меня как-то складывается весь паззл… Так же порой и со старыми фильмами.
- Хороший способ не бежать за актуальностью, а сосредоточиться на вечном. Я в свою очередь уверен, что ваш фильм «За холмами» останется с нами надолго.
P.S. В завершении необходимо упомянуть, что за прошедший с момента нашей беседы год фильм «За холмами» в Молдавии всё-таки вышел, - и Валериу передаёт большую благодарность всем тем, кто этому способствовал.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: