Жюри ММКФ сказало скандальным провокациям «Да и да»
- 29 июня 2014 15:00
- Максим Марков
Жюри ММКФ в этом году было поставлено в трудное положение. Выбрать из шестнадцати конкурсных лент действительно достойных было непросто не потому, что все они так уж хороши, а напротив — по причине их не самого очевидного качества. Поэтому председатель судейской коллегии Глеб Панфилов и его коллеги Абдеррахман Сиссако, Леван Когуашвили, Лоран Данилю и Франциска Петри предпочли оценить не художественные достоинства, а провокационность изложенных сюжетов.
«Золотой Георгий», главный приз кинофестиваля, достался японскому фильму «Мой мужчина» (реж. Кадзуёси Кумакири). Это история о чувствах, которые 17-летняя девушка испытывает по отношению к своему 35-летнему приёмному отцу. Вспыхнувшая между ними страсть настолько сильна, что не оставляет шансов остаться в живых случайным свидетелям... Актёру Таданобу Асано также был передан персональный «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли.
Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — вторая награда по значимости — получили турецкие режиссёры Мелик Сарачоглу и Хакки Куртулуш, поставившие фильм «Свет моих очей». Трудно одобрить, но хотя бы можно понять это решение: всё-таки в центре повествования — обожающий кино молодой человек. Стремительно теряя зрение, он не оставляет мечты снять когда-нибудь собственный фильм — а пока восстанавливается после операции, сорок дней и ночей лёжа на диване. Ещё два приза (из числа второстепенных) отдали картине ассоциация NETPAC, оценивающая работы из Азии, и Федерация киноклубов.
«Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу присудили россиянке — Германике (судя по всему, отказавшейся от имени, так как в титрах её фильма оно указано не было). «Да и да» — намеренно тяготеющая к скандалу «лав-стори» о неожиданном романе школьной учительницы и молодого художника. Приближаясь к своим героям на максимально близкое расстояние, режиссёр не только пытается проникнуть к ним в душу, но и старается во что бы то ни стало раздразнить обывателя, от современного искусства далёкого.
После фестивального показа мнения об этой ленте разделились: одни ей рукоплещут, одобряя «расширение границ киноязыка», другие плюются, не признавая за этим «творчеством» что-то и правда стоящее. Но большинство критиков, судя по всему, на стороне Германики — свидетельством чему также полученные фильмом приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) и приз журнала «Коммерсантъ-Weekend», судьбу которого определяет (в числе прочих) Андрей Плахов, ранее эту федерацию возглавлявший.
Своё мнение о новом «арт-хите» жаждущие зрелища москвичи-кинолюбители могут составить прямо сейчас: ряд столичных кинотеатров взялся в течение пары дней показать картину в её оригинальном — матерном — варианте. Для последующего уже после 1-го июля широкого проката все нецензурные реплики запикают. Так что спешите слышать.
За лучшее исполнение женской роли «Серебряным Георгием» награждена актриса Наталка Половинка, сыгравшая в украинской драме «Братья. Последняя исповедь» (реж. Виктория Трофименко). Её героиня — писательница, пытающаяся разобраться в истоках вражды между двумя братьями, долгие годы не общающимися друг с другом. Правда поражает: некогда нынешние старики делили одну женщину — один угощал её сладким, другой — солёным. Был у них и общий сын — борьба за которого завершилась однажды трагедией... Прониклось лентой, наследующей «великой традиции поэтического кино Украины» и жюри российской кинокритики, отметившее, что вручаемый приз — «абсолютно не политический».
Зрительские симпатии были отданы ещё одному российскому конкурсанту — фильму Владимира Тумаева «Белый ягель», лирической повести о любви ненца Алёши к отбившейся от земляков Анико. Среди неигровых картин зрители выделили триллер «Зелёный принц» (Германия-Израиль-Великобритания, реж. Надав Ширман) — наполненная напряжением история человека, не побоявшегося рассказать миру о своей деятельности, направленной против террористического движения ХАМАС.
В свою очередь жюри документального конкурса (Шон Макаллистер, Амир Лабаки и Алина Рудницкая) своего «Серебряного Георгия» отправило в Польшу — заслуженно отметив фильм «Глубокая любовь» (реж. Ян П. Матушинский). Это наблюдение за перенёсшим два инсульта и потерявшим речь мужчиной, который не сдался под напором болезни, а продолжил жить и стремиться к новым подвигам. И это единственная награда 36-го ММКФ, к которой у Киноридуса нет ровным счётом никаких претензий.
В конкурсе короткометражных работ победила российская зарисовка «14 шагов» (реж. Максим Шавкин): живущая в общаге девушка намеревается переехать к своему парню, но в последний раз отдаётся бывшему возлюбленному, навестившему её после долгой, надо полагать, разлуки. Впрочем, всерьёз воспринимать эту награду не стоит: данный конкурс состоял всего из шести в одинаковой степени невнятных «проб пера» — и выбирали не «лучшее из лучшего», а, скорее, хоть что-то приличное из посредственного. Так что поощрён не столько конкретный режиссёр, сколько, вероятно, Московская школа нового кино, выпускником которой он является.
Для полноты картины отметим, что в программе отечественных лент Федерация киноклубов России выделила мелодраму Оксаны Бычковой «Ещё один год», а оценивающие конкурс представители регионов высший балл поставили экранизации шпионского романа «Самый опасный человек» (Великобритания-США-Германия, реж. Антон Корбейн). Диплом упомянутой уже ассоциации NETPAC достался фильму «Нагима» (Казахстан, реж. Жанна Исабаева), показанному в программе «Божественная эйфория».
Специальным призом «Верю» — «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» — оргкомитет Московского кинофестиваля наградил Инну Чурикову. Не только выдающуюся актрису, но и, между прочим, супругу и многолетнюю соратницу режиссёра Глеба Панфилова, девятью днями ранее получившего на открытии ММКФ почётный приз за вклад в мировой кинематограф. Получилось, что никто в семье не обижен — в прошлом году точно также общий приз за «Честь и Достоинство» великому дуэту вручила киноакадемия «Ника».
Незадолго до закрытия фестиваля его президент Никита Михалков сказал журналистам:
Я хочу вас заверить, что наша задача — думаю, что наша общая задача — это по возможности открывать нашему зрителю палитру мирового кино. В том виде, в каком она являет собой сегодня вот в этот конкретный день, в этот конкретный год. И я очень надеюсь, что фестиваль своими программами — всеми, в том числе и конкурсной — эту картину даёт. Думаю, что это самое главное.
И вот с этим утверждением совершенно не хочется спорить.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: