Джефф Бриджес даёт уроки истории
- 20 августа 2014 12:34
- Максим Марков
«Посвящённый» (The Giver)
США, реж. Филлип Нойс, в ролях: Брентон Туэйтес, Джефф Бриджес, Мерил Стрип, Одейя Раш, Александр Скарсгард, Кэти Холмс, Камерон Монахэн, Тейлор Свифт.
После некой катастрофы мир разделён на коммуны, в которых царит «одинаковость». Здесь нет амбиций и славы — следовательно, нет и зависти. Здесь в девять лет каждому дарят велосипед, подростки получают пожизненное служебное распределение, а стариков в своё время «удаляют в другое место». Здесь просят всего лишь правильно употреблять слова (не «Ты меня любишь?», а «Вы мною довольны?»), соблюдать комендантский час и не дотрагиваться до граждан за пределами семейной ячейки, а в остальном — не жизнь, а сказка. Которая рушится, когда Джонаса назначают «Принимающим воспоминания», а Дающий показывает ему, что такое снег и санки.
Разумеется, только ленивый не сравнит этот фильм с выходившим недавно «Дивергентом» — хотя список подобных картин можно с лёгкостью продолжить: антиутопия в моде. Подросткам, зачастую прогуливающим уроки, а потому лишённым не то чтобы воспоминаний, а порой и элементарных знаний, иначе нынче и не объяснишь природу вещей, не расскажешь какой-то основной правды о мире. Недолго ведь и до того, что вслед за героями фильма (экранизации популярной за океаном книги) они будут слона называть бегемотом — или чёрное белым. Не понимая, не ведая, что память не только хранит отголоски далёкого прошлого, но и даёт возможность влиять на собственное будущее.
От «Дивергента» «Посвящённого» отличает даже не то, что это «мужская версия», а вот это отношение ко времени: первый – про условное «здесь и сейчас», второй – ещё и про «когда-то». То когда-то, что теперь решительным образом стёрто: зачем помнить про снег, если он отрицательно влияет на урожаи? Стерильный быт проще, контролировать его удобнее – ни проблем, ни осложнений. Новость о том, что может быть и иначе, захлёстывает Джонаса с головой. Умный, честный, мужественный - он и без того был способен видеть дальше, чем его сограждане (за что и получил почётную должность). Но приблизившись к древу познания (а затем из рук в руки передав яблоко своей подруге), он вдруг поминает, что этот рай – сплошная обманка, и не ждёт изгнания, а сам стремится к границе, преодоление которой автоматически откроет всем людям глаза. Туда же отправляются и «дивергенты» - в надежде на вторую серию. И тут – ещё одно отличие между фильмами: история данной коммуны завершена, поставлена если не жирная, то очевидная точка. Судя по всему, в успех затеи с чисто коммерческой точки зрения не сильно верят и сами создатели ленты. Хотя писательница Лоис Лоури написала про «Дающего» ещё три книги.
Поставивший «Посвящённого» Филлип Нойс — режиссёр известный, но крайне неровный. За ним числятся уже едва ли не классические «Игры патриотов» и совершенно выдающаяся «Клетка для кроликов», но вместе с тем — откровенно трэшевые «Святой» и «Солт». Оказавшись на территории «умной и остросюжетной истории для подростков», он балансирует на грани, ежеминутно рискуя провалиться в совсем уж безобразное нечто, но вовремя вытягиваясь и продолжая двигаться дальше не рывком, а на цыпочках. Только при таком темпоритме энергия улетучивается напрочь — и «захватывающим» фильм точно не назовёшь.
Однако у Нойса в загашнике есть две зацепки, выручающие его на протяжении полутора часов. Во-первых, первосортные ветераны — Джефф Бриджес, для которого это вообще личный проект, и Мерил Стрип, которая крайне редко соглашается на подобные почти эпизодические роли. А во-вторых, занимательная работа с цветом (подсказанная, наверное, литературным первоисточником). Дело в том, что практически вся картина — чёрно-белая: таков этот мир — намеренно лишённый красок. Цвета возникают постепенно, лишь с пробуждением главного героя: подобный концептуализм заслуживает уважения хотя бы потому, что явно нехарактерен для голливудского фильма с 50-миллионным бюджетом.
Тем не менее, как полноценная драма лента не работает, и мораль, проговариваемая старейшиной, звучит пусть и не на пустом месте, но очевидно вполголоса: «Если людям дать свободу выбора, они выбирают не то. И так каждый раз». Вероятно, Нойсу следовало бы быть смелее — и дать отсылку не только ко всеми уважаемому Нельсону Манделе (его Дающий показывает Джонасу, чтобы придать мальчугану смелости перед побегом), но и к тем современным политикам, деятельность которых неизменно вызывает ожесточённые споры. А то ведь подростки могут и не понять, кого конкретно тут имеют в виду.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: