«Ужасный день» по-американски
- 06 октября 2014 09:55
- Максим Марков
«Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» (Alexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day)
США, реж. Мигель Артета, в ролях: Стив Карелл, Дженнифер Гарнер, Эд Оксенбоулд, Кэррис Дорси, Дилан Миннетт, Белла Торн, Берн Горман, Дженнифер Кулидж, Дик Ван Дайк.
Накануне двенадцатого дня рождения Александр осознаёт, что его жизнь на фоне жизни родственников — полный ужас и мрак. В то время как на мальчика валятся все возможные неприятности (упал перед девочкой, спалил кабинет химии, сгубил любимую пустышку младенца), его близкие — все в шоколаде. Сестра репетирует Питера Пена в школьном спектакле, брат готовится сдавать на права и прихорашивается к выпускному, маме обещают пост вице-президента издательства, а папа хоть и сидит без работы уже семь месяцев, но тоже видит перспективы в игорном бизнесе. Несчастнее Александра разве что упомянутый младенец — да и то по причине утраты также упомянутой пустышки. Поэтому в полночь, в первые минуты своего заведомо горького праздника, герой поддаётся порыву — и желает всем членам своей семьи познать на собственном опыте весь трагизм его положения. И вот наступает ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день…
Фильм, который начинается с утверждения, что «плохих дней не бывает, надо на всё смотреть с оптимизмом», не может закончиться иначе, как заранее напрашивающимся выводом, что «плохие дни нам нужны, чтоб ещё больше ценить хорошие». Вопрос, что будет посередине. Насколько «кошмарным» будет обещанный кошмар, чтобы стоило потратить на него полтора часа личного досуга.
Сказать честно — поделиться-то и нечем. Ну какие вообще могут быть «нехорошие дни» у семьи, позволяющей себе пригласить на днюху сына настоящий австралийский зоопарк?.. Создатели фильма, как и автор лёгшей в его основу книжки, явно не были в России, быть может, даже и не знают о её существовании — столь безнадёжно далёк «Александр…» от, допустим, «Майора», действительно сконцентрировавшего сутки воистину запредельного кошмара. Но является ли отсутствие реализма и знания подлинной жизни минусом этой новой работы? Разумеется, нет.
Здесь царят совершенно другие законы — и пусть это правила детского сада, в заданных рамках они соблюдены на отлично. И потому можно быть уверенным: пройдут месяцы, пройдут годы, пройдут тысячи самых разнообразных дней — а этот фильм останется образцом отменного семейного кино, такой же классикой жанра, как, допустим, неустаревающая дилогия «Один дома».
Потому что детсад — это то, что проходил практически каждый, а стало быть — здесь есть всё то, что так или иначе отзовётся в душе у любого. Шутки для мамы, шутки для папы, шутки для братьев и сестёр — пожалуйста, сколько угодно, беззлобные, но всё же смешные. От малыша, обмазавшегося зелёным маркером (вспомните анекдот про врача, советовавшего в схожей ситуации: «Фотографируйте!»), до интеллектуального пассажа насчёт «Повелителя мух»: «Ужастик, да?». Прибавьте к этому выползшего из бассейна крокодила и сбежавшего на улицу кенгуру. Да что там говорить, когда здесь даже ремень безопасности — повод для гэга!
«Что забыл на этом фильме взрослый, но ещё не обременённый семейством зритель?», — спросите вы. И на это тоже можно ответить.
Во-первых, известному комику Стиву Кареллу сейчас активно прочат «Оскар» за драму «Охотник на лис», которая появится в прокате несколько позже. Кто знает, может, «Александр» — последний наш шанс увидеть, как Карелл ловит ртом креветки. В любом случае, эти новые ленты помогут нам лучше сопоставить две грани одарённого артиста.
Куда как меньше известен у нас Дик Ван Дайк, который появляется здесь в роли самого себя, представляясь: «Если не знаете, кто я, спросите у родителей, если не знают они — пусть спросят у своих родителей». Для «Диснея», проводящего год под знаком юбилея «Мэри Поппинс» (см. «Спасти мистера Бэнкса«), подобное камео — лишний повод поблагодарить того, кто остался в памяти многих поколений другом волшебной няни Бертом.
И отдельная строка — для Дженнифер Гарнер, преступно недооценённой мировым киносообществом, а на деле — прекрасной актрисой, о молодости которой многие хранят томительные воспоминания. Регулярно снимаясь, она до обидного редко появляется в безусловных хитах — и хочется надеяться, что роль мамы Александра вернёт её карьеру на былой уровень.
Под конец, исключительно в виде неожиданного бонуса, позволю себе блеснуть цитатой из недавно прочитанного: «Вы думаете, — хохотнул я, — что Джудит Вёрст похитила Эми для Александра и теперь у него не будет «ужасных, кошмарных, невыносимых и отвратительных дней»?" Российское издание «Исчезнувшей» не даёт сноски под этой остротой, элегантно объединяющей двух литературных персонажей, но теперь нам эта сноска и не требуется. Забавно, что экранизации двух столь разных книг, объединённых этой строчкой, выходят в прокат с разницей в неделю — и даже жаль, что Финчер не включил в свой фильм напрашивающееся «кинопересечение». Впрочем, эта фантазия не имеет уже никакого отношения собственно к «Александру», который если что и похитит у «Исчезнувшей», так это кассовые сборы (по крайней мере американские).
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: