Сюжет из жизни лесорубов — с пантерой, змеями и холодными звёздами
- 28 октября 2014 09:18
- Максим Марков
«Серена» (Serena)
США — Франция, реж. Сюзанна Бир, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер, Рис Иванс, Тоби Джонс, Шон Харрис, Блейк Ритсон, Сэм Рид, Чарити Уэйкфилд.
В 1929-м Джордж Пембертон ведёт лесозаготовки в Каролине, прикидывая, как скоро он сможет закончить все свои дела в Штатах, чтобы навсегда свалить потом в Бразилию, где у него в собственности — огромная территория сплошь красного дерева. Однако на вырубках часты несчастные случаи, вследствие финансового кризиса банк настаивает на пересмотре условий по кредиту, а местные экологи противятся исчезновению последних девственных лесов и ратуют за создание национального парка. Всё это портит, конечно, настроение элегантному мужчине, который привык командовать, а не подчиняться, чьи минуты досуга скрашиваются охотой не на зайца, а на пантеру.
Пантера достаётся Джорджу в лице белокурой всадницы Серены, девушки с трудной судьбой и непростым характером. В детстве она чудом спаслась при пожаре, в котором погибла её семья, отчего остались шрамы — и в душе, и на теле. Красавец-богач не медлит — и предлагает ей руку и сердце сразу, едва представившись.
Далее — монтаж, о, это великое слово! — и вот уже Серена становится не просто миссис Пембертон, но полноправным партнёром супруга. Будучи женщиной в этих вопросах опытной, она показывает работникам, как правильно рубить деревья, для борьбы с гремучими змеями покупает орла, а всем сомневающимся заявляет: «Я приехала в Каролину не крестиком вышивать». Джордж на первых порах очень доволен.
До начала финальных титров случится ещё много чего. Угроза разоблачения, убийство на охоте, ребёнок от другой женщины, отрубленная рука, переливание крови, альбом с фотографиями, ещё одно убийство — на сей раз ни в чём неповинной старушки!.. Настоящий клубок жгучих-прежгучих страстей — на фоне величественных пейзажей да под тягучую музыку. Но от этого пышного благолепия, что удивительно, ни холодно, ни жарко. Переживания искусственны, «моменты» натянуты, выводы не подтверждены жизненной логикой.
Причём поражает не столько примитивность ходов, рассчитанных на людей, падких на «сенсационные» повороты, сколько принципиальная холодность главных героев. «Серена» — редкий фильм, персонажи которого не вызывают ни любви, ни жалости, вообще ничего. Что он, что она — с самого начала закоренелые мерзавцы, лишённые каких-либо черт, допускающих к ним сострадание. Красивые, пустые. Да, храбрые — хотя скорее даже дерзкие, не столько помогающие при случае другим, сколько демонстрирующие себя: вот я какой, вот я какая. Какое может быть к ним сочувствие?.. А без такового — как прикажете принимать саму картину?..
Единственная запоминающаяся «краска» — то, как часто влюблённые обнимаются ночами. Право слово, подобное нынче увидишь нечасто — как правило, на среднестатистический фильм хватает одной любовной сцены, ну, двух. Здесь же: день — ночь, день — ночь!.. При этом ничего ведь «такого» не показано — хотя мы могли бы рассчитывать, учитывая, что актрисе уже нечего таить от своих поклонников. Так для чего же нам впаривают этот регулярный, как по графику, «интим»?.. Ответ прост и печален: когда нечего предложить иного, подобный «секс» оказывается примитивнейшим способом подчеркнуть «жар» в отношениях.
Конечно, тут в первую очередь расчёт создателей был на то, что жизнь в героев вдохнут уже привыкшие друг к другу исполнители: для Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купера это уже третья совместная работа после фильмов «Мой парень — псих» и «Афера по-американски». Понятно, что для Голливуда они — состоявшаяся «пара», Брэдфер Лоупер: он хорош, она хороша, вместе смотрятся прекрасно, зрителям нравится — чего ещё надо?.. Формула такова, что новые номинации актёрам можно проставлять ещё до премьеры: неважно, что их новая лента получилась плохой — созданный Миф важнее подобной мелочи. Поэтому единственное, что заставляет отнестись к «Серене» с определённым вниманием — это будущий премиальный расклад Американской киноакадемии, в который в очередной раз точно попадёт Лоуренс и в котором, вероятнее всего, снова окажется и Купер. Кому «Оскар» в принципе не интересен — спокойно берите билеты в другой зал.
А ведь по своей первоначальной идее «Серена» — кино архиважное. Ведь это драма, появившаяся в эпоху блокбастеров. Причём драма историческая, а стало быть — дорогая. Здесь чувствуется размах, присущий былым временам: в фильм определённо вложились, сделав ставку на то, что популярные лица обеспечат достойные сборы. И в принципе, непритязательному зрителю, может быть, всё даже понравится — и детально воссозданный суровый мир лесорубов, и «ошеломительные» навороты событий. Те же актёры — симпатичные мордашки… Но… Но… В конце концов, даже про лесорубов можно снять увлекательное и по-настоящему мощное кино — смотри фильм «Иногда великая идея» 1970-го года в постановке Пола Ньюмана и с ним же в главной роли. Так почему же «Серена» отдаёт вдруг такой пошлятиной?..
Вряд ли стоит этому удивляться, если знать, что режиссёр картины — уроженка Дании Сюзанна Бир, не художник, а ремесленница, чья предыдущая работа была про то, что каждая простушка может заполучить в свои объятья самого Пирса Броснана: ведь главное — душа, а не лишние килограммы! Другой её фильм удостоился в свой время американского ремейка, но настоящего «творческого веса» госпоже Бир придаёт тот факт, что в 2011-м ей удалось отхватить «Оскар»: пусть «Месть» была рядовым произведением, но в тот год и выбирали академики отнюдь не из шедевров. Тогда дамочке именно что повезло; теперь у неё руках — и бюджет, и актуальные звёзды… «А, чтоб тебя» — так и хочется повторить вырвавшийся из уст шерифа вздох, ставший закономерным итогом обозреваемого фильма.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: