+3
Сохранить Сохранено 7
×

Не по-пацански: новый фильм на костях старого


3 2 620

Не по-пацански: новый фильм на костях старого

«Пацаны»

Россия, реж. Ренат Давлетьяров, в ролях: Юрий Дейнекин, Даша Мельникова, Никита Калинин, Александр Мельников, Алёна Каримская, Сергей Гармаш, Кристина Бабушкина, Андрей Мерзликин, Фархат Абдраимов.

Страница фильма

1972-й год. Маленький городок посреди огромной страны готовится встретить очередную годовщину Великого Октября, но у пацанов-приятелей — свои, связанные со вступлением во взрослую жизнь насущные вопросы. Например, как научиться целоваться, чтобы не оплошать в самый ответственный момент?.. Лёше Колядко в этом отношении тяжелее прочих: летом погиб его старший брат, подруга которого, Танька, горевала не так долго, как следовало бы. Парень чувствует, что это неправильно, но что делать? Отпустить девушку — или встать на место брата? Как будет честнее?..

Кадр из фильма «Пацаны»
1
Кадр из фильма «Пацаны»

Если сюжет для вас нов — идите и ничего не бойтесь. Вы получите качественно снятую историю про молодость тех, кто сегодня уже приближается к 60-ти. Наверняка многим любопытно будет сравнить, насколько те пацаны отличаются от нынешних. У них не было айфонов, кругом были живы воспоминания как о Великой Отечественной, так и о Гражданской войнах, а вариантом приработка был сбор пиявок, которых потом продавали аптеке. Зато девчонки мутировали с той поры не принципиально — и подглядеть за ними в бане сегодня хочется никак не меньше, чем вчера. Да и внешняя атрибутика, как выясняется, претерпела лишь косметические изменения: раньше на демонстрации ходили с красными флагами, теперь с триколором, тогда в классе висел портрет Ленина, а в милиции — Дзержинского, нынче эволюционно пришли к единому знаменателю. Зато памятники вождю мирового пролетариата у нас как стояли, так и стоят, указывая дорогу то ли к светлому будущему, то ли к месту драки с поселковыми.

К этому можно добавить удачную музыку (оригинальную партитуру написал итальянский классик Никола Пьовани, получивший «Оскара» за «Жизнь прекрасна») и массу озорных, практически на грани фола оборотов рассказчика: например, запоминающееся определение свадьбы («торжественный пуск дыры в эксплуатацию») или классическая песня «Запись сделали мы в загсе», особенно актуально звучащая на фоне недавно принятого закона о мате. Не этим ли, кстати, мотивирована странная возрастная маркировка картины: 16+? Получается, что в 72-м героев фильма не пускали по малолетству на танцплощадку, а в 2014-м их ровесникам не рекомендовано к просмотру им же предназначенное кино — что лишний раз, кстати, объединяет прошлое и настоящее.

Кадр из фильма «Пацаны»
2
Кадр из фильма «Пацаны»

Однако внимание! Если содержание ленты всё-таки показалось вам знакомым, тогда от похода в кино лучше воздержитесь. Скорее всего, вы смотрели «Американку» Дмитрия Месхиева — а потому не портите себе настроение сравнением. «Пацаны» — довольно уникальный в нашей практике случай не ремейка знаменитого фильма (как, допустим, свежая «Кавказская пленница»), и не новой экранизации литературного произведения («Weekend» Говорухина), а ещё одной постановки уже перенесённого ранее на экран сценария. Причём осуществлённой с полного согласия и одобрения автора, Юрия Короткова.

Тут какая история, если коротко. Ренату Давлетьярову сценарий Короткова понравился ещё в 90-е, но тогда он взяться за него не смог — и в 1997-м году фильм по нему поставил ещё молодой, но уже довольно опытный режиссёр Месхиев, за плечами которого были «Циники» и «Над тёмной водой». Свою определённую роль в кинопроцессе картина сыграла — хотя бы как довольно значительный шаг в творческой биографии её создателей. Менее чем через семь летМесхиев, оператор Сергей Мачильский и продюсер Елена Яцура представят на ММКФ свою выдающуюся работу «Свои» (за которую получат Гран-При и ряд других столь же ценных наград), а Коротков ещё напишет «9 роту» для Бондарчука и «Стиляг» для Тодоровского. Из юных же артистов более всего повезло Алисе Гребенщиковой, дебютировавшей в роли сразившей всех Динки Огурцовой.


Кадры из фильма «Американка»
3
Кадры из фильма «Американка»

Но сама по себе «Американка» (уточню, что это не национальность героини, а спор на любое желание) сегодня известна лишь тем, кто-либо вовремя успел её посмотреть, либо случайно наткнулся на неё позже. К сожалению, она родилась в тяжёлое для отечественного кинематографа время: прокат загнивал, вся надежда была на видеокассеты. На ТВ лента, кажется, не прижилась: не имею, правда, под рукой статистики показов, но очевидно, что изо дня в день её по телевизору не показывают. А зря: фильм и смешной, и щемящий. Не без изъянов, быть может, но в целом отлично сочетающий трагический, по сути, сюжет с оптимистичной оценкой событий. Более того — он был очень необычно, да что там — очень круто снят: именно операторская работа выделяла его из числа прочих, с первых же кадров настраивая зрителей на повествование особого рода. Это была картина с чувством Стиля — и за прошедшие с той поры семнадцать лет не так уж и много появилось у нас работ, которые могли бы с нею по этому параметру сравниться.


Кадры из фильма «Американка»
4
Кадры из фильма «Американка»

В общем, очень хотелось бы сказать, что «Американка» — это культовый фильм; но это, увы, не так. Для полноценного «культа» ей не хватило самого важного элемента — зрителя. Настолько широкого, чтобы картина навсегда осталась в истории, зажив при этом самостоятельной жизнью — как полноценная единица нашего общего культурного кода. Фильм не забыли — его попросту не увидели.

Этим печальным обстоятельством и воспользовался Давлетьяров, убеждённый, что сценарий изначально следовало реализовывать совершенно иначе — и решивший-таки дать произведению Короткова ещё один шанс на массовое признание. Сценарист, как уже было сказано, оказался не против: теперь он только рад, что фильм, наконец, снят в том самом, в полном варианте, в котором и задумывался сначала.

Кадр из фильма «Пацаны»
5
Кадр из фильма «Пацаны»

«Пацаны», повторюсь, не ремейк — ремейк подразумевает, что новый режиссёр отталкивается именно что от уже известной кинокартины. А это просто тот же самый сценарий — только заново поставленный. Причём, что самое прискорбное, поставленный значительно хуже — без искры, без изюминки. По сюжету здесь всё один в один — и тренировки на помидорах, и изучение порнографических карт, и кража арбузов, — но не так, не то, не пробирает. «Американка» была проникнута искренними чувствами, романтикой — что при всей намеренной условности давало ощущение стопроцентной правды. «Пацаны» стараются быть сурово реалистичными — но при этом не отказываются от мистических мотивов, которые без необходимой им «сказочной» интонации либо попросту не смотрятся, либо не производят должного впечатления. В «Американке» даже вопросов не возникало, что погибший мотоциклист может вернуться, чтобы спасти от побоев младшего брата; здесь мотоцикл и вовсе взлетает над спящим городком, но зачем — не очень понятно.

Или взять хотя бы «эротический» сон юного героя: Давлетьяров честно подсовывает ему молодую голую учительницу, а у Месхиева классную руководительницу с огромным накладным бюстом играла Нина Усатова. Что было, разумеется, очень смешно. А здесь — вообще не смешно, ни капельки, разве что изредка. Впрочем, на сей раз создатели и не задумывали комедию — ну и правда, весёлого, по здравому размышлению, тут мало. Только вот и трагедии не получилось — и даже когда гибнет один из друзей, его почему-то не жалко. Мы просто не успели его как следует полюбить. Он остался для нас маской, так и не став человеком.

Кадр из фильма «Пацаны»
6
Кадр из фильма «Пацаны»

То же и с историей любви. Давлетьяров явно жульничает, что самым наглядным образом заметно как раз в самой откровенной — банной — сцене: желающие увидеть Дашу Мельникову во всей красе могут закатать губу, монтаж их жёстко обломает. Конечно, не в обнажёнке дело (хотя осадок и оседает на всю картину), только вот режиссёр обращается без должного уважения с чувствами не только зрителей, но и персонажей. Неужто Колядко-младший покорил Таню лишь тем, что не испугался лечь под грузовой поезд?.. Не маловато ли будет? Или и не было никакой любви вовсе, а был лишь спор, та самая «американка»?.. Но если так, зачем менять пессимистичный финал на якобы желаемый потенциальной публикой хэппи-энд?..

Концовка, оказавшаяся единственным принципиальным различием между двумя фильмами, окончательно подчёркивает вторичность «Пацанов» по сравнению с «Американкой». Месхиев, грубо говоря, на титрах заставлял зрителей плакать — потому что история юношеской любви вдруг оборачивалась повестью о вечной разлуке. Новая картина заканчивается «хорошо» — если не сказать банально. Ещё не факт, прибавит ли ей это кассы — хотя в нынешних условиях сборы в любом случае должны оказаться больше, чем в далёком 97-м. Но вот то, что послевкусие от «Пацанов» никак не будет столь же долгим, как от «Американки», — это наверняка гарантировано. Велика вероятность, что через семнадцать лет этот фильм никто толком уже и не вспомнит.

Кадр из фильма «Пацаны»
7
Кадр из фильма «Пацаны»

Фильм "Пацаны" должен был выйти в прокат 13-го ноября, но ситуация внезапно изменилась - и судя по всему, прокат переносится на неопределённое время.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (2)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 ноября 2014

    Марков Максим, спасибо. Спасибо за то, что пиаришь пиндосов всё меньше и меньше. То есть честно, как и положено гражданину, занялся импортозамещением. Это хорошо.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 11 ноября 2014

    Служу России. по мере того, как российский прокат мне это позволяет, выпуская отечественные фильмы

    Ответить
    0 +