Как раздеть красотку? Во имя Искусства!
- 24 ноября 2014 09:00
- Максим Марков
«Третья персона» (Third Person)
Великобритания — США — Германия — Бельгия, реж. Пол Хаггис, в ролях: Лиам Нисон, Оливия Уайлд, Мила Кунис, Эдриан Броуди, Моран Атиас, Джеймс Франко, Мария Белло, Ким Бейсингер.
Пулитцеровский лауреат, давно уже не пишущий, а вымучивающий книги, сбежал от жены в Париж, где пытается определиться в своих отношениях с ученицей-любовницей. Бывшая актриса не в силах дольше пары недель удержаться на какой-либо работе и устраивается горничной в нью-йоркском отеле, надеясь, что это поможет произвести хорошее впечатление на встрече, которая может стать самой важной в её жизни. Застрявший в Риме американец решает материально помочь беженке, которой необходимо заплатить большую сумму, чтобы выкупить из бандитских рук своего ребёнка. Разумеется, все они так или иначе связаны друг с другом. Возможно, все они (непременно в третьем лице: см. название, в русском переводе утратившее точность) — вообще лишь персонажи нового романа…
Полу Хаггису уже 61 год, что даже удивительно, учитывая, что знаем мы его от силы лет десять. Он поздно себя проявил, но зато уж как попал в струю, то развернулся круто: написал для Иствуда «Малышку на миллион», поучаствовал в перезапуске бондианы и получил два «Оскара» (лучший фильм, лучший сценарий) за поставленное им самим «Столкновение». Случай со «Столкновением» вообще один из самых памятных в истории уважаемой кинопремии: редко когда случалось, чтобы главную награду выигрывало такое вопиющее безобразие. Хаггису, конечно, круто повезло, что фаворитом того года была «Горбатая гора», самым наглым образом развенчивавшая едва ли не единственный подлинно американский миф о ковбоях. Киноакадемики дрогнули, испугавшись скандала, и голосовали, похоже, в тот раз «от противного» — в результате чего в лидеры выдвинулся фильм, своей посредственностью успокаивающий взбудораженное большинство. Так, к сожалению, бывает — а победителей, как известно, не судят.
Как ни странно, следующие две картины Хаггиса были лучше, но в поле зрения Киноакадемии уже не попали. Хотя полотно под названием «В долине Эла» с максимальной бесстыдностью намекало, что всякие премии будут очень даже кстати: там в форме детектива говорилось о пост-иракском синдроме, а не было тогда темы, горячее Ирака. По счастью, «Три дня на побег» обошлись уже без «глобальных вопросов», оказавшись ладно пригнанным и в целом даже приключенческим фильмом. За это Хаггиса захотелось даже простить и как-то, короче, с его существованием смириться. Но индульгенция ему оказалась не нужна — и в «Третьей персоне» он вновь вернулся к тому порочному принципу, которое обеспечило успех «Столкновения».
Мастерство не пропьёшь — и скучно тут становится уже на самых-самых первых кадрах.
Лиам Нисон одиноко сидит за столом. Мария Белло подходит к бассейну, но не прыгает. Мила Кунис смотрит на пустую детскую кроватку. Ким Бейсингер роняет в раковину телефон с высветившейся фотографией мальчика. Фильм ещё не идёт и пары минут, а мы успели понять, что всё это люди сложной судьбы и у каждого из них — свои проблемы, неотступно преследующие их днём и не дающие покоя ночью. Насмотренный зритель довольно быстро сможет догадаться, что жизненная трагедия всех персонажей так или иначе связана с кем-то, кто навсегда потерян, но никогда не будет забыт.
Тут есть один важный сценарный трюк, спрятанный так ловко, что проясняется только в финале, — что вызывает, разумеется, уважение. Но в остальном придумано всё довольно топорно. В качестве магистральной Хаггис взял тему, в разном регистре уже не раз отработанную разного уровня мастерами — причём Нанни Моретти за «Комнату сына» получил «Золотую пальмовую ветвь», а Эрик Клэптонза песню «Tears in Heaven» — «Грэмми» и непрекращающиеся радиоэфиры. В отличие от них, правда, Хаггис, кажется, никого в действительности не терял, ну так ведь и Куарон с Ноланом не летали в космос — а получилось правдоподобно. Тут ведь как: был бы талант — остальное приложится. А талантливые актёры (недостатка в которых режиссёр явно не испытывает) воплотят на экране любую грусть-тоску, какую только прикажете — тем более что Нисон с Броуди, например, вообще привыкли получать гонорары именно за такое выражение лица и надевают его на себя вне зависимости от сюжета картины.
Сказать, что получилось фальшиво — не сказать и половины правды. Всех этих страдальцев совершенно не за что полюбить — а в отсутствии любви нет и доверия, и как следствие — сострадания. Понятно, что фильм и не был рассчитан на циничного зрителя — Хаггис бьёт по тем струнам, которые взволнуют в первую очередь прямодушную и не замечающую скрещённых пальцев публику. Но бьёт при этом лениво, без азарта, словно работает не на века, а выполняет рутинную обязаловку. И позволяет себе ходы, которые определённо требуют — но не получают — ответов: почему тот же персонаж Броуди такой дурак, почему героиня Кунис такая дура?.. Что дали Ким Бейсингер в творческом плане те три мимолётные сцены, в которых она для чего-то появилась?.. Зачем здесь боятся террористов, хотя в итоге так ничего и не взрывается?..
Но рискну предположить, что как минимум одна причина для появления этой долгой и изначально просчитываемой картины всё-таки была — и именно она даёт ленте пусть мизерный, но шанс на некоторое, скажем так, бессмертие. Дело, мне кажется, в одной-единственной сцене — зато такой, что ради неё и не такое ещё вытерпишь. Где-то в середине первого часа в номер Лиама Нисона стучится Оливия Уайлд в белом халате. Мы уже знаем, что у них отношения: ранее она успела укусить его в постели, а он потом щипнул её за попу на улице. Но живут они в разных номерах, дабы избежать ненужной огласки. И вот она приходит «отдавать» ему якобы забытый халат — а под ним она голая. Любовничек не без удовольствия рассматривает предлагаемое ему безупречное тело, хмыкает — и, забрав халат, запирает дверь, оставляя красавицу в чём мать родила в пустом коридоре. И Оливия, приходя в восторг от такой вот игры, голышом бежит в свой номер, находящийся этажом ниже. Никого, правда, на своём пути не встречая — хотя и попадая в прицел камер наблюдения.
Вот если для того, чтобы раздеть Оливию Уайлд, нужна была «Третья персона» — пусть она будет. За этот хитрый ход мы Пола Хаггиса даже должны бы поблагодарить.
Фильм «Третья персона» в прокате с 27-го ноября.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: