+2
Сохранить Сохранено 7
×

Светлана Ходченкова провалила госзаказ по повышению любви к Родине


2 10 621

Светлана Ходченкова провалила госзаказ по повышению любви к Родине

«Василиса»

Россия, реж. Антон Сиверс, в ролях: Светлана Ходченкова, Дмитрий Соломыкин, Игорь Черневич, Кристина Кузьмина, Андрей Ильин, Жером Кузан, Ирина Розанова.

Страница фильма

Крепостная Василиса любила соседского барина Ивана, да вышла замуж за старосту Максима Петровича. Расстроенный ротмистр ускакал горевать в свой гусарский полк, а тут как раз война: Наполеон пошёл на Россию, прямиком на ту самую деревню, где проживали герои. Исполненная патриотических чувств и полная негодования к французам, Василиса сперва нападает с серпом на мешок с зерном, потом сжигает амбар, а затем с вопросом «Неужто не сдюжим?» и вовсе уводит людей в лес, партизанить.

Режиссёр данной картины Антон Сиверс на премьере обмолвился, что это «Фильм о любви к Родине» — ну, на тот случай, если кто, быть может, не догадается. Хорошо, ладно, фильмы о любви к Родине сейчас один из самых популярных жанров. Популярных, правда, только у чиновников Министерства культуры, которым важно поставить в соответствующей графе расходов жирную галочку. Но жаль, что не у зрителей, которым остаётся только недоумевать, почему киношники (в своей массе) любят Родину так непрофессионально — не то чтоб уж совсем халтурно, но явно без вдохновения.

Кадр из фильма «Василиса»
1
Кадр из фильма «Василиса»

На примере «Василисы» явственно проступают две принципиальные проблемы, которые не дают нашему кинематографу выбраться из той ямы, в которую он много лет назад печальнейшим образом вдруг провалился. Первая: отсутствие заинтересованности в кассовом результате на корню подсекает все ростки живого. Когда изначально всё оплачено государством и вопрос о возврате долгов не стоит, важно сделать не хороший фильм, а правильный. Чтобы в первую очередь министр кивнул: «Так всё и было», — а уж что там зрители скажут, уже и не важно. Зритель глуп, невежественен и вообще воспитан на чуждых ориентирах — его мнение учитывать при таких раскладах не принято. К тому же чем создавать собственный качественный продукт, гораздо легче бороться с голливудщиной квотами, запретами и прочими «регулировками».

Второй прискорбный момент: хорошие режиссёры могут годами ждать работы, в то время как посредственные проблем с этим никогда почему-то не испытывают. В том же проклятом Голливуде с его зверскими законами права на ошибку не имеет практически никто: даже один дурной фильм может навсегда закрыть человеку дорогу к студийным бюджетам. У нас же режиссёры вполне могут снимать одну плохую картину за другой — и ничего, никаких проблем, каким бы не было кино, кто-то регулярно даёт им денег на новую работу. Парадокс — но именно так в нашем кино всё и устроено. Не хочется как-то особо обижать Антона Сиверса, но что вы можете сказать за его фильмы «Поцелуй бабочки», «Качели», «Дом на обочине»?.. За сериал «Вербное воскресенье» он, правда, получил «Золотого орла», ну так это уже проблемы «Орла», а не наши.

Кадр из фильма «Василиса»
2
Кадр из фильма «Василиса»

На фоне вышесказанного добавлять что-то непосредственно про «Василису» уже как-то даже и не хочется. Тут больно много вопросов возникает для размышления. Вот, к примеру, образ барина, воплощённый Андреем Ильиным: сперва он восклицает, что «этой стране нужен Наполеон», великий человек и реформатор, а потом отчего-то обижается, что гость-француз повышает на него голос. Наверное, тут напрашивается какой-то вывод, но разве что только напрашивается, оставаясь невысказанным: саблю в руки Ильин так и не берёт, но и осуждения со стороны русских патриотов не встречает.

Без оного остаётся и тот сосед-россиянин, что плетью бьёт пострадавшую за правое дело Василису: тот факт, что крестьянку смертным боем бьёт не француз, а свой же, деревенский, остаётся отчего-то без осуждения, мельком да на заднем плане. А зато какова сестра Василисы! Родную-то кровь — и готова предать ради Парижа! И что же? После предательства она пропадает из фильма, словно её и не было. Вот что с ней случилось? Осуждена на каторгу, посажена на кол, умерла при родах?.. Вариант «расскажут в телеверсии» нам никак не подходит: про судьбу провраждебной гадюки заплативший за билет зритель захочет узнать непосредственно из фильма.

А к чему здесь Наполеон собственной персоной? К чему Александр I? К чему, в конце концов, Пушкин, этот «маленький гений», слава о котором в 1812-м году уже идёт, оказывается, по всей России (что, к слову, слегка противоречит энциклопедической справке)?.. Обескураженный творящимся на экране безобразием, в какой-то момент начинаешь вдруг верить, что фильм сейчас возьмёт — и пойдёт по пути «Бесславных ублюдков», чтобы Василиса могла исполнить возложенную на неё Родиной миссию и лично заколоть вилами случайно повстречавшегося ей на лесной дорожке императора Франции. Это, конечно же, вмиг бы всё оправдало и сняло бы с авторов любые подозрения в непрофессионализме, но… но… Короче, в чём собственно заключается исторический подвиг данной Василисы создателями картины не уточняется. Догадывайтесь, мол, сами.

Кадр из фильма «Василиса»
3
Кадр из фильма «Василиса»

Многие вопросы сняла бы и выдающаяся игра Светланы Ходченковой, да вот беда — это и игрой-то нельзя назвать, не то что бы выдающейся. А ведь для актрисы это был уникальный шанс продемонстрировать не только свою сексапильность, но и талант. В советскую эпоху Василису играла бы не менее как Нонна Мордюкова — кому ещё любить да спасать родимую страну, как не лучшей из лучших! Казалось, что Ходченкова, отнюдь не избалованная сильными драматическими образами, за такую роль ухватится всеми руками-зубами — аналогичного по возможностям материала она не имела со времён своего дебюта в «Благословите женщину».

Тут было, что поиграть, а главное — кого: очевидно ведь, что в идеальном воплощении Василиса должна была бы символизировать саму Родину-мать, воплощать ту самую легендарную русскую бабу, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. Но что мы видим?.. Ничего. Пустоту. Девку дворовую, по-французски знающую да в барина влюбившуюся, но за другого вышедшую, потому как крест такой выпал и нести его надо. А что война случилась — ну так и не такое бывает в крестьянской судьбе; сдюжим и это.

Но как актриса Ходченкова не сдюжила даже и половину того, что в этом фильме должно было бы быть просто по определению. За такую в смертный бой не пойдёшь — что, к слову, лишний раз напоминает нам, что в плане пропаганды российское искусство, несомненно, уступает голливудскому. Но её ли только в этом вина? Нет. Тут провал решительно по всем показателям: актриса была попросту лишена достойного сценарного материала, имела дело с далёким от подобного рода задач постановщиком и не обрела сильных партнёров, которые волей-неволей вытянули бы её к какому-то нестыдному результату (последние, впрочем, оказались ведь с ней в одинаковом положении).

Как такая диверсия могла произойти в деле выполнения сверхважной государственной задачи по воспитанию молодёжи — вопрос, в котором должна бы разобраться специальная следственная комиссия. А факт спекуляции на любви к Родине я попросил бы немедленно занести в протокол.

Кадр из фильма «Василиса»
4
Кадр из фильма «Василиса»
  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (10)

  • кот
    кот 03 декабря 2014

    Когда то очень давно, когда стране нужна была пропаганда нашего образа жизни, ценностей фильмы снимали по голливудским стандартам. И "волга-волга", "трактористы" , и еще много чего смотрятся с интересом до сих пор. Но сейчас интересно получить много-много денег за всякие художественные убожества. Чем сиверс хуже михалкова? Да ничем ни хуже, тоже кушать хочет. Опять дрянь вышла? Так так он видит, режиссер ведь имеет права видеть по своему? По мне дама снявшая мерзкого "зеленого слоника" гораздо честнее всех этих сусальных патриотов бюджетных денег - она на свои снимала

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 03 декабря 2014

    дама, снявшая "Зеленого слоника", кстати сказать, потом сняла "За Маркса" - один из лучших фильмов последних лет, что любопытно - как раз о неподдельной любви к родине, только взаправду, без гламура

    Ответить
    0 +
  • vlandin
    vlandin 03 декабря 2014

    Мерзопакостное отношение к славному прошлому. Про 1812 год читаю у классиков и смотрю советские правдивые и патриотические фильмы. Современные пошлые и бездарные клеветнические фильмы и т.н. реконструкции сражений просто не смотрю. Война и мир Бондарчука! Вот образец достойный внимания. Только не подражания - это невозможно.

    Ответить
    1 +
  • Dudikoff
    Dudikoff 03 декабря 2014

    Костюмеров на висилице повесить. Спасибо за правдивое описание фильма, Максим.

    Ответить
    0 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 03 декабря 2014

    Ви́селица — приспособление (обычно из дерева) для приведения в исполнение смертной казни через повешение. Согласно В. Далю, Виселица ж. (шибеница, глаголь, костыль) — столб либо два с перекладиной, для казни вешаемых преступников.

    Ответить
    1 +
  • Dudikoff
    Dudikoff 03 декабря 2014

    Спасибо бро, вот тут я с правописанием облажался. Что поделать, пишу, как говорится, в живую.

    Ответить
    0 +
  • ФАУСТ
    ФАУСТ 03 декабря 2014

    "Нет такой области, где бы капиталисты не изгадили все за деньги".

    Ответить
    2 +
  • Бобринский
    Бобринский 05 декабря 2014

    Нам, простым ребятам от путя, дружно кажется, что таких актрис, как С. Ходченкова и иже не стоит вообще выпускать за пределы сюжетов про внтури московского садового кольца. Хотя б перед съемками посмотрели "Они сражались за Родину", мож чего почерпнули. Но вряд ли. Когда творческим ориентиром является больной Звягинцев, можно и библиотеку не ходить, когда всё уже разработано: зима, валенки, водка, бабы, уррра, а на заднем плане балалайки, медведи, что изволите..

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 05 декабря 2014

    а причем тут Звягинцев? и почему он больной? он-то как раз в числе самых вменяемых

    Ответить
    0 +
  • Бобринский
    Бобринский 05 декабря 2014

    Поясню. По просмотру современных режиссерских работ весьма заметно, что к России они (и режиссёры да и часто актёры) относятся как дальнему, тяжело (если не безнадежно) больному "родственнику". Которому из воспитанности нельзя говорить правду о его состоянии. А если и говорить, то что-нибудь вообще: ему уже не помочь, а нам время дорого, нужно ещё столько о главном передумать. (Просто обратим внимание на походки и вообще пластику тела у актеров, которые играют современников. И от чего так непохоже? Неужто просто лень?) И еще. Кто обычно подозревает вокруг себя одних больных, даже если они выглядят совершенно здоровыми? Верно, тот кто сам сильно болен. Стоит полежать в больнице неделю и само собой начнет казаться. А если в таком обществе и годы? Это я про Звягинцева. Имхо

    Ответить
    0 +