«Золотой орёл» сражён «Звездой», «Поддубным» и, конечно, «Солнечным ударом»
- 04 декабря 2014 13:54
- Максим Марков
Экспертный совет одной из российских Киноакадемий обнародовал список участников конкурса на соискание одной из национальных премий в области кинематографии — той, что зовётся «Золотым орлом». Причём сделано это только сейчас, а не несколько недель назад, как об этом говорили некоторые СМИ, выдававшие за новость лишь комментарии к слухам. Так называемый «длинный список» опубликован на сайте премии — и его пристальное изучение захватывает покруче иного детектива. По сути, это краткий справочник «Кто есть кто в российском кино 2014-го года», любопытный рейтинг, указывающий, кто в прошедшем сезоне вёл себя хорошо, а кто плохо.
Перед тем как перейти к его рассмотрению, следует сразу особо отметить, что это вовсе не список номинантов, которые впоследствии будут конкурировать за саму премию. Это список, на основе которого члены Киноакадемии и составят собственно «шорт-лист», галочками отметив в каждой из категорий трёх любимчиков (в случае с игровыми фильмами таковых может быть пять). Сделать это они должны до 25-го декабря, после чего страна и узнает лучших из лучших. Пока же это ещё не самые лучшие, а просто все те ленты, про которые эксперты «Золотого орла» сочли, что они вообще достойны претендовать на награду.
Всего их 45, из них 28 выдвинуты по главному пункту — более половины, очень даже неплохо (хитрость, заметно уменьшающая число обиженных). Принципиальная потеря только одна — «Трудно быть богом» Алексея Германа: фильм был снят с соревнования вдовой режиссёра, посчитавшей за личное оскорбление факт даже теоретического выдвижения. К подобному инциденту можно относиться по-разному, но если принять во внимание слова председателя Экспертного совета Кирилла Разлогова, неприкрытым вызовом тут действительно попахивало: попади всё же фильм в представленный список, по количеству упоминаний он не вошёл бы даже в десятку лучших картин года! Последний шедевр великого мастера планировали «двигать» всего только в семи номинациях — и ниже вы увидите, какие ленты его бы тогда обогнали.
Поговаривают, что с итогового голосования могут снять и «Левиафана» Андрея Звягинцева, что отчасти было бы даже и справедливо, учитывая, что в национальный прокат фильм пока так и не вышел — продюсерам оказалась важнее борьба за «Оскар», а не реакция отечественного зрителя; но на данном этапе фильм в списке остаётся и делит по числу упоминаний третью строчку.
Наверное, никого не удивит тот факт, что безусловным лидером года по версии «Золотого орла» стал «Солнечный удар» Никиты Михалкова — он представлен во всех тринадцати номинациях, отведённых под игровое кино, но благодаря обилию мужских ролей второго плана в общей сложности заявлен даже не 13, а 15 раз. И тут даже неловко как-то спорить, учитывая, что две свои предыдущие картины («утомлённые» «Предстояние» и «Цитадель») Михалков благородно снимал с соревнования, а с «Солнечным ударом» не менее благородно даже не стал тискаться в очереди за тем же «Оскаром». Но не век же уступать молодым!.. На самом деле, тут с материалом о номинациях можно было и покончить, так как очевидно, что львиную долю «Орлов» этот фильм и возьмёт — не зря же его финальные титры завершаются копирайтом АНО «Золотой орёл»; сами делали — сами себя и наградим.
Однако большим сюрпризом можно назвать то, что уже упомянутого «Левиафана» оттеснили из тройки лидеров «Weekend» Станислава Говорухина и «Звезда» Анны Меликян, пропустившие лишь по одной категории, зато дуплетом выстрелившие актёрами второго плана, в результате чего у них по 13 условных баллов. За «Звезду» как раз можно порадоваться: картина, получившая на «Кинотавре» премии за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, именно сегодня выходит в широкий прокат — и подобный щедрый «аванс» вполне может способствовать её пиару. Но примечательно, что работа Говорухина (благо так сложилась судьба) присутствовала в рекомендательном списке и прошлого года — но всего лишь в четырёх (!) номинациях. Даже поразительно, сколь значительно может вырасти профессиональная оценка после того, как режиссёр проделал дополнительную работу по монтажу, а с экспертным советом провели дополнительную беседу по приоритетам!.. Хотя выдвижение Юлии Пересильд (сыгравшей в фильме даже не второплановую, а скорее эпизодическую роль) в качестве лучшей актрисы года — это всё-таки чересчур, при всём нашем к ней уважении.
Вместе с «Левиафаном», потерявшим номинации за костюмы и музыку (хотя ранее Филип Гласс уже выдвигался за «Елену»), пятёрку самых заметных явлений в нашем киноискусстве по итогам этого года замыкает, не смейтесь, «Поддубный» Глеба Орлова (к чести Михалкова, в данном списке он не стал включать себя в число главных продюсеров фильма). В этой картине всё хорошо, не нашлось только достойной женской роли второго плана — а потому «всего» 12 упоминаний.
Дабы не останавливаться на каждом нижеследующем пункте, упомянем теперь лишь наиболее выдающиеся курьёзы. В списке лучших лент года по какой-то совершенно непостижимой (национальной, видимо) квоте оказались такие неведомые доселе названия как «Булаг. Святой источник» Солбона Лыгденова и «Курбан-роман: История жертвоприношения» Салавата Юзеева (причём это единственная «номинация» фильма — ничем иным он экспертному совету не приглянулся). «9 дней и одно утро» Веры Сторожевой также упомянуты лишь дважды — но разве может лента быть «лучшей», если даже эксперты не считают таковыми составляющие её элементы?!. А вот Алексей Учитель («Восьмёрка») и Арсений Гончуков («Сын») имеют режиссёрский «балл» даже притом, что их работы в числе лучших не заявлены. Главный после «Левиафана» фестивальный хит года — «Класс коррекции» — имеет всего пять упоминаний, кассовый чемпион «Вий» представлен в списке четыре раза.
Разумеется, не получили никакой экспертной рекомендации те многочисленные наши комедии, что рассчитаны преимущественно на слабого мозгом зрителя. Но следует пожалеть об отсутствии в списке фильма «Всё и сразу», который далеко не так глуп, как кому-то могло показаться, и «Тайны четырёх принцесс» — её следовало бы как-то отметить хотя бы по квоте детского кино, сейчас заявленного лишь «Полным вперёд!» Аллы Суриковой. Хотя каким-то невероятным образом — и даже в первую двадцатку! — «прорвался» откровенно позорный «Скорый «Москва — Россия», получивший целых шесть упоминаний! Даже у третьих «Ёлок» (что ещё куда ни шло) всего одна сценарная „номинация“, а тут — и фильм, и режиссура, и сценарий, и проводница Ингеборги Дапкунайте каким-то лихом оказалась среди лучших женских ролей года!.. Один только этот факт заставляет усомниться в дееспособности проводившего оценку „комитета“. Да что тут говорить, если Сергей Светлаков выдвинут за роль второго плана во втором «Горько!» — а Александра Робака даже в теории назвать лучшим актёром забыли! Очевидно ведь, что галочки проставлялись, ориентируясь не на воплощённый образ, а больше на медийность того или иного артиста.
Также упомянем своеобразное достижение детективной мелодрамы Сергея Ткачёва «Скорпион на ладони», которая трижды упомянута в списке лучших женских ролей — но и всё на этом. И не забудем про покойного Андрея Панина, одну из своих последних ролей сыгравшего в не вышедшем пока фильме «Пока ещё жива». Закончим же данный обзор злорадным наблюдением: «Василиса», с таким пафосом выходящая нынче на экраны страны», отмечена экспертами «Золотого орла» один-единственный раз (!) — да и то, видимо, с той только целью, чтобы Ходченкова не обижалась.
Кадры из фильмов "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", "Дубровский", "Я не вернусь", "Белый ягель", "Горько! 2", "До свидания мама", "Скорый "Москва – Россия".
А теперь — итоговый список того, как видится избранным Киноакадемией экспертам 2014-й год в российском кинематографе (в скобках — число упоминаний):
- 1. «Солнечный удар» (15)
- 2−3. «Звезда» (13)
- 2−3. «Weekend» (13)
- 4−5. «Левиафан» (12)
- 4−5. «Поддубный» (12)
- 6. «Две женщины» (11)
- 7−9. «Да и да» (10)
- 7−9. «Испытание» (10)
- 7−9. «Шагал — Малевич» (10)
- 10. «Кино про Алексеева» (8)
- 11−13. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (7)
- 11−13. «Дубровский» (7)
- 11−13. «Я не вернусь» (7)
- 14−17. «Белый ягель» (6)
- 14−17. «Горько! 2» (6)
- 14−17. «До свидания мама» (6)
- 14−17. «Скорый «Москва — Россия» (6)
- 18−23. «Берцы» (5)
- 18−23. «Восьмёрка» (5)
- 18−23. «Дурак» (5)
- 18−23. «Класс коррекции» (5)
- 18−23. «Пациенты» (5)
- 18−23. «Полный вперёд!» (5)
- 24. «Вий» (4)
- 25−33. «Булаг. Святой источник» (3)
- 25−33. «Велкам хом» (3)
- 25−33. «Гвоздь» (3)
- 25−33. «Дар» (3)
- 25−33. «Как меня зовут» (3)
- 25−33. «Кухня в Париже» (3)
- 25−33. «Скорпион на ладони» (3)
- 25−33. «Стартап» (3)
- 25−33. «Сын» (3)
- 34−37. «Беглецы» (2)
- 34−37. «Грешник» (2)
- 34−37. «9 дней и одно утро» (2)
- 34−37. «На дне» (2)
- 38−45. «Братья Ч» (1)
- 38−45. «Василиса» (1)
- 38−45. «Ёлки 3» (1)
- 38−45. «Ещё один год» (1)
- 38−45. «Курбан-роман: История жертвоприношения» (1)
- 38−45. «Пока ещё жива» (1)
- 38−45. «Раскоп» (1)
- 38−45. «Ч/Б» (1)
Как уже было отмечено, по разделу игрового кино нашлось 28 «лучших» фильма. Второе место по числу претендентов держит категория «Лучшая женская роль в кино» — 27 актрис, далее следуют режиссёры (их 26), актёры, исполнившие главные роли (24) и сценаристы (20 названий). Хуже всего у нас в индустрии с художниками по костюмам (всего 9 фамилий) и с монтажёрами (11) — хотя, быть может, просто эксперты по этим профессиям адекватнее прочих. Телевизионные, документальные и анимационные работы мы оставим пока без разбора.
В списке же лучших зарубежных фильмов, побывавших в российском прокате, — 24 картины, среди которых есть и «12 лет рабства», и «Жизнь Адель», и «Зимняя спячка», а также «Нимфоманка», «Холодное сердце» и даже «300 спартанцев: Расцвет империи» вместе с «Люси». Но присутствуют и совсем неочевидные названия вроде «Мамароша» или второй «Планеты обезьян»; но как без них, если первая лента — единственный в списке конкурсант ММКФ, а вторая Московский фестиваль закрывала: стало быть, её хоть кто-то из академиков да видел.
Чем всё закончится — узнаем в конце января.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: