Зомби бывает кусачим только от жизни зомбячей
- 09 декабря 2014 09:00
- Максим Марков
«Репортаж: Апокалипсис» ([REC]⁴: Apocalipsis)
Испания, реж. Жауме Балагуэро, в ролях: Мануэла Веласко, Пако Мансанедо, Эктор Коломе, Исмаэль Фричи, Хавьер Ботет, Эмилио Буале, Мария Альфонса Россо, Мариано Венансио.
Анхела Видал (в новом дубляже неожиданно ставшая Анжелой) жива и вроде как даже в полном порядке: анализы показывают норму. После того как спецназ вытащил её из заражённого дома, она очнулась уже на корабле, отъехавшем максимально далеко от испанских берегов. Хозяйствующие здесь врачи уверяют, что пытаются создать антивирус, но при этом явно что-то не договаривают. В то время как технический гений восстанавливает повреждённую запись с телекамеры Анхелы, а на танкер надвигается восьмибалльный шторм, в закрытой зоне происходит предсказуемое ЧП — и теперь живые, что называется, позавидуют мёртвым…
К новому «Репортажу» вполне можно подойти, даже и не ведая, что это четвёртая серия испанского аналога «Обители зла» (не постеснявшаяся даже позаимствовать у более популярной франшизы подзаголовок). Достаточно просто знать, что это ещё один фильм про кусающихся зомби — и спокойно начинать делать ставки, кто из героев доживёт до титров. Поклонники жанра (которые наверняка поправят меня, уточнив, что здесь и не зомби вовсе, а, допустим, вурдалаки — или ещё какая-то нечисть) в любом случае получат определённое удовольствие, ибо тут есть всё, чего они ждут от подобного рода зрелищ.
Но куда большую радость испытают те, кто в курсе, о чём вообще речь. Кто помнит, что записано на той кассете, и понимает, про какую свадьбу говорит потерявшая своих родных старушка.
Так что для тех, кто доселе не видел ни одного «Репортажа», вариантов два: либо начать знакомство с ними с конца — либо перед походом в кинотеатр срочно наверстать упущенное. Второй путь, надо сказать, предпочтительнее, ибо оригинальный фильм настолько крут, что следующие серии вы, скорее всего, проглотите уже залпом.
Для тех же, кто понимает, о чём мы сейчас говорим, будет весьма полезно обновить в памяти информацию о событиях последних часов — учитывая, что от начала первой ленты до вступительных кадров четвёртой не прошло и ночи, а мы-то между премьерами успели прожить без малого семь лет.
«Репортаж» (2007), реж. Жауме Балагуэро и Пако Пласа
Симпатичная журналистка, делающая для ТВ программу о ночной жизни города, новым местом для своего репортажа выбирает пожарную часть. Но первым случившимся вызовом оказывается не пожар, а запертая дверь: соседи услышали из одной квартиры странные крики. Гостей там дожидается явно обезумевшая хозяйка, которая тут же кусает подвернувшегося под руку полицейского. Однако вызвать раненому помощь не удаётся: здание уже заблокировано властями, которые не хотят ничего объяснять, но и никого не выпускают.
В финале выясняется, что в доме томилась инфицированная, похоже, самим дьяволом несчастная, от которой зараза передалась уже отправленной в лечебницу собачке — и далее по всему подъезду. Последний кадр: нечисть утаскивает последнюю выжившую Анхелу в тьму-тьмущую.
Оригинальности избитому сюжету придавала манера съёмки: в фильм вошла ровно та «правда жизни», что была записана телеоператором на камеру. Появившись одновременно с «Дневниками мертвецов» да «Паранормальным явлением» и обогнав «Монстро», картина ознаменовала новый виток популярности жанра «найденной плёнки», показав, что и в Европе так могут — дёшево и сердито, но в то же время и неожиданно, и иногда страшно, и даже порою смешно.
«Репортаж из преисподней» (2009), реж. Жауме Балагуэро и Пако Пласа
Всего через пару часов к месту событий прибывает спецназ, который должен сопроводить к очагу заражения медицинского работника, на поверку оказывающегося священником (вновь к вопросу о том, что любая Эбола — от Сатаны). Зритель в принципе уже готов к тому, что его ожидает, но вместе с эффектом неожиданности приближается к нулю и количество жертв: в самом доме все уже покусаны, а новеньких хватает только на половину фильма. Поэтому когда ряды омоновцев существенно редеют, точка зрения вдруг меняется — и появляются подростки с улицы, рискнувшие жизнью забавы ради.
Когда заканчиваются и они, откуда ни возьмись выходит та самая репортёрша, которая, понятно, только и мечтает о том, чтобы выбраться уже на волю (судя по всему, действие второй серии разворачивалось параллельно некоторым событиям первой, только на разных этажах). Под конец мы узнаём причину невероятной живучести Анхелы: теперь она сама — исчадие зла, носитель гигантского червя, забравшегося ей в рот и исподтишка руководящего её действиями. И вот эта тварь готова выйти на улицу…
Сохранив эстетику оригинала, соавторы решили разнообразить подачу материала, увеличив количество камер: несколько — на шлемах солдат, одна — в руках шаловливых подростков, да и Анхела про собственность телестудии даже в таких обстоятельствах не забыла. Тем не менее, сюжет очевидным образом «съел» сам себя, шутить больше не над кем, а художественные приёмы лишь повторяли уже пройденное; всё свидетельствовало о том, что клонирование «Репортажа» было дурной затеей.
К слову, между первой и второй сериями был запущен американский ремейк под названием «Карантин» (2008), сюжетно следовавший за событиями в Барселоне. Зато уже его продолжение не стало повторять испанский сиквел — и там действие сосредоточилось в пределах аэропорта. Впрочем, оба фильма, говорят, «Репортажам» заметно уступали.
«Репортаж со свадьбы» (2011), реж. Пако Пласа
Это критики могут сколько угодно дуться, но если продюсер уходит с золотой жилы, пока в ней остаются хоть несколько драгоценных крупинок, — это и не продюсер вовсе. Тему решено было развивать, но в ином направлении — перескочив на параллельную историю. Тут как раз пригодилась упомянутая в первом фильме собачка: мало того, что именно она вызвала среди медиков панику, приведшую к изоляции того дома, так перед тем ещё успела укусить одного мужика, сразу из ветеринарной клиники отправившегося на свадьбу племянника. В разгар вечеринки (приблизительно в то самое время, когда Анхела приступала к своему репортажу) ему предсказуемо становится хуже — ну и всё, понеслось по накатанной.
Любопытно, что поначалу режиссёр ещё верен исходному принципу, имитируя свадебное видео: фильм даже «запускается» с меню диска, сперва предлагая оценить слайд-шоу с женихом и невестой. Две камеры оказываются в руках родственников, третья — у нанятого оператора, но это лишь до поры до времени: когда кровь будет литься уже вёдрами, зритель и думать забудет про то, кто же всё это снимает.
По сути, это вообще отдельная от цикла картина, имеющая к первым двум фильмам лишь формальную привязку. Смена места действия и увеличение числа персонажей заметно оживили сюжет, вернулся юмор и, если так можно выразиться, заструилась свернувшаяся было кровь. Более того, «Репортаж со свадьбы» оказался на деле фильмом про настоящую любовь, а вооружившаяся бензопилой невеста Клара стала достойным ответом тарантиновской Беатрикс Киддо.
Как можно заметить по титрам, режиссёрский дуэт Балагуэро и Пласа распался — но решение это было обоюдным: они просто братски поделили продолжения. И если Пласа вышел на новую территорию, то Балагуэро продолжил размышлять над судьбой несчастной Анхелы, так некстати задумавшей сюжет о пожарных.
«Репортаж: Апокалипсис» (2014), реж. Жауме Балагуэро
Четвёртый фильм начинается с того, как уже новые спецназовцы входят в тот самый кишащий гадостью дом, чтобы взорвать его к чертям и вытащить на свет Анхелу — которая, как мы помним, ввела всех в заблуждение, выдав себя за здоровую. Но планам дьявольского червя распространить заразу по всему городу не суждено было осуществиться: и журналистку, и спасшего её омоновца (как и единственную выжившую после свадьбы бабушку) врачи сразу перетащили на оборудованный всем необходимым корабль, откуда деваться уже некуда: все спасательные средства намерено испорчены или ликвидированы…
Пока актриса Мануэла Веласко изо всех сил старается, чтобы никто не заметил на её лице прошедших семи лет, режиссёр Балагуэро решительно и окончательно отходит от принципа «случайного подглядывания», позволяя себе (о ужас!) даже статичные планы. В память о былом остались только камеры видеонаблюдения, расставленные по всем каютам и коридорам — но используются они редко, только при оправданной действием необходимости. Кроме того сюжет слегка растекается во времени, что делает новую ленту самой длинной во всём сериале: раньше несомненным его преимуществом было то, что хронометраж картин укладывался примерно в 1:20.
Фильм несомненно проигрывает первой части, заметно отстаёт от третьей (в том числе и в плане отсутствующего вовсе юмора), а со второй серией оказывается где-то бок о бок — ну, может быть, лишь ненамного позади. И хотя любому уже вроде должно было бы стать понятно, что на финале этого «Репортажа» следовало поставить жирную точку — но нет, и здесь заброшен крючочек для продолжения. Ну, а что: Элис-то из той же «Обители зла» всё бьётся и бьётся, так чем же Анхела с испанцами хуже?.. Ничем не хуже! А в каких-то моментах так даже и предпочтительнее.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: