Киноакадемики сражены «Солнечным ударом»
- 24 января 2015 11:12
- Максим Марков
Одна из Национальных академий кинематографических искусств и наук определила лучших в профессии по итогам 2014-го года, в 13-й раз вручив своим любимчикам премию «Золотой орёл». Скандальных сюрпризов не случилось: Фильмом года тут признан «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Всего у картины пять статуэток: Владислав Опельянц премирован за операторскую работу, Валентин Гидулянов — как лучший художник-постановщик, Сергей Стручёв отмечен за костюмы, Эдуард Артемьев — за музыку. Примечательно, что для композитора-классика этот «Орёл» — уже пятый, а в этом году он и вовсе соревновался практически с самим собой — написавшим музыку для фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Но приз за «Белые ночи…» получил лишь Андрей Кончаловский со своим соавтором Еленой Кисилёвой - за лучший сценарий. Также оспаривавшие звание лучшего фильма «Weekend» Станислава Говорухина и «Звезда» Анны Меликян тоже довольствовались единственной наградой: в первом фильме академики сочли достойной приза работу звукорежиссёра (Олег Урусов), во втором — игру Северии Янушаускайте (но по разряду «второго плана»). Александр Збруев, сыгравший после десятилетнего перерыва в «Кино про Алексеева», назван лучшим актёром года. Да, ещё: «проигравшему» нынче Говорухину вручили особый почётный приз за вклад в кинематограф.
Видимость борьбы создавалась присутствием в списках с десятью номинациями «Левиафана». И при всех имеющихся вводных четыре приза — это твёрдое второе место, символизирующее, надо думать, «чистоту голосования». В отсутствии реальных конкуренток своего третьего «Золотого орла» взяла Елена Лядова (лучшая женская роль), также практически без боя второго «Орла» в свою коллекцию добавил Роман Мадянов (лучшая мужская роль второго плана). Премию за монтаж получила Анна Масс, Андрей Звягинцев обошёл Михалкова в персональной режиссёрской категории.
Звягинцеву, на самом деле, «обижаться» и вправду нечего: до сих пор он был единственным на «Золотом орле» режиссёром, чьи картины становились Лучшими дважды («Возвращение» и «Елена»). Но надо ведь и делиться — тем более что Михалков, чьими стараниями премия в своё время и была создана, за самой главной наградой выходил до нынешнего дня лишь единожды — удостоившись этой высокой чести только благодаря «12» и даже отказавшись претендовать на неё с дилогией «Утомлённые солнцем 2». Но не век же ему оставаться в тени!.. К тому же ведь хорошо известно, что все смешки относительно «Солнечного удара» — это от зависти и личной беспомощности.
Справедливости ради напомним, что «Солнечный удар» — фильм действительно неплохой. Он поставлен по-прежнему твёрдой рукой, имеет немало выразительных сцен и массу запоминающихся актёрских выходов. Другое дело, что он решительно несовременен. И не о сюжете речь: всё мастерство Михалкова, которое он с привычным блеском демонстрирует в данной ленте, — это мастерство пожилого в творческом смысле человека, переставшего держать руку на пульсе времени и разучившегося говорить на языке, присущем сегодняшнему дню. Всё, что есть хорошего в «Солнечном ударе», давно уже было и в других хороших фильмах Михалкова, это отнюдь не открытия, а тщательно скопированные удачи прошлого. К которым добавились, увы, и откровенно позорные провалы, обнажающие режиссёрскую беспомощность, граничащую с пошлостью: за одну только сцену с поршнями фильм не награждать надо было, а вовсе исключать из голосования!.. Смущает и попытка «поддеть» Эйзенштейна, и маскировка Буниным, и свойственная эпохе перебежка некогда революционно настроенного художника на сторону белых. С другой стороны, «Золотой орёл» никогда особо и не ратовал за новаторство, в его «позорном» списке якобы «лучших фильмов года» с реально достойными лентами спокойно уживаются такие «середнячки» как «Белый тигр» и «72 метра». Ну, будет тут теперь и «Солнечный удар». Всем причастным приятно, а дальше — история рассудит.
Но от игрового кино перейдём к прочим премиям. Три награды досталось «Оттепели» Валерия Тодоровского — она названа лучшим телесериалом, Виктория Исакова и Евгений Цыганов — лучшие телевизионные артисты. Лучший мини-сериал — «Бесы» Владимира Хотиненко. Первым среди неигровых фильмов стал «Янковский» Аркадия Когана, анимационного «Орла» забрали «Иван Царевич и Серый волк 2» (реж. Владимир Торопчин).
Лучший зарубежный фильм в российском прокате — «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона, номинируемый сейчас на множество прочих премий и тихо обошедший сейчас такие неординарные ленты как «Жизнь Адель» и «Волк с Уолл-стрит». Ну и славно, а то уж точно нарвались бы на скандал.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: