Обзор кинопремьер: рано умерла не только овечка
- 20 февраля 2015 09:28
- Максим Марков
Объективно, с художественной точки зрения, главная премьера недели — украинское «Племя». Не потому что украинское — и несёт, стало быть, в себе какой-то политический оттенок (вовсе нет). Просто фильм на самом деле очень крутой. И данная его «крутизна» подтверждена как каннскими призами, так и Европейской академией, признавшей режиссёра Мирослава Слабошпицкого «Открытием года».
Об этой картине мы уже писали — в прошлом июне «Племя» покорило жюри и зрителей фестиваля «Зеркало», носящего имя Андрея Тарковского. Не раз вспоминали мы его и позже, поэтому сейчас отметим лишь главное: в фильме не произносится ни слова. Поначалу может показаться, что таким образом Слабошпицкий следует вернувшейся не так давно «моде» на немое кино: «Артист», «Табу», «Белоснежка»… Но это не совсем так: на самом деле лента очень даже «разговорная». Просто говорят в ней на языке глухонемых — который никак для зрителя не переводится. Хотя разговоры ведутся очень даже активные: действие разворачивается в интернате, а подростков ведь молчать не заставишь. Им всегда есть, что сказать — но даже не понимая языка жестов, мы отлично всё понимаем и про сюжет, и про поступки, и про их мотивацию. Фильм, в котором криминальная линия тесно сплелась с любовной, захватывает и производит сильное впечатление — не только способом рассказа, но и самой историей.
«Восторг» — слово не совсем в данном случае уместное: эта история не восхищает, а ужасает. Поражает то, как автор справляется с выбранным материалом, и то, с каким мастерством он использует выбранные для повествования приёмы. Стилеобразующий — долгие планы. Каждый эпизод снят на одном дыхании, без склеек — и это не просто длиннющие проходы, но сцены, насыщенные действием, порой весьма даже напряжённым.
Трейлер фильма «Племя»
Про фильм с незабываемым названием «Овечка Долли была злая и рано умерла» можно не глядя сказать лишь одно: его поставил автор и ведущий программы «Человек и закон», Алексей Пиманов. На фоне этого факта сюжет про студента МИФИ, который попадает в прошлое, где встречает своих неженатых ещё родителей и обретает любовь, как-то меркнет. Но человек, особенно художник — существо многогранное, чего в нём только не сочетается. Так что дадим ленте шанс, тем более что её создатель уверяет, что это «кино, которое понравится всем — детям и подросткам, их родителям и даже бабушкам и дедушкам». К тому же «любовный интерес» тут материализован в образе Юлии Савичевой — будем думать, что играет она вовсе не заявленную в заголовке овечку…
Трейлер фильма «Овечка Долли была злая и рано умерла»
Если детей с бабушкой всё-таки напугает это «…была злая и рано умерла», они могут отдохнуть душой и сердцем, выбрав для совместного просмотра новую версию старого сюжета — речь пока не про «Золушку», а про фильм Дениса Елеонского «12 месяцев. Новая сказка». Маленькая Лиза попадает в сказочный мир, откуда не может выбраться, не собрав корзинку подснежников. Помогут ей дядьки-месяцы с лицами Юрия Гальцева, Андрея Леонова, Андрея Федорцова, Владимира Кристовского. В роли Декабря — скончавшийся ещё летом 2012-го Богдан Ступка: кино снимается долго, спецэффекты делаются тщательно, так что удивляться, конечно же, нечему.
Тут же, чтоб два раза не возвращаться к «детской теме», упомянем о выходе в прокат китайского мультфильма «Волшебная страна» — о девочке, умеющей разговаривать с рыбами, а по ходу дела узнающей, что она дочка морской волшебницы, пленённой злобным духом. Маму надо спасать — преодолев все страхи и сомнения.
Кадр из мультфильма «Волшебная страна»
Ещё одна, несомненно, важная российская премьера этой недели — документальный портрет Олега Янковского, так и названный: «Янковский». В январе картина получила «Золотого орла» — что, впрочем, ни о чём не говорит, потому как было бы странно, если б академики не отдали б своих голосов за рассказ о великом актёре, любимце публики, немеркнущей звезде отечественного экрана. Тут голосовать можно за одно только Имя.
Но и поставил ленту человек, в документалистике не последний — Аркадий Коган, создатель выходившей некогда на ТВ программы «Персона», автор фильмов о Высоцком, Жванецком, Татарском и прочих знаковых деятелях нашей культуры. В этой его работе об Олеге Ивановиче, помимо родственников, рассказывают Марк Захаров, Галина Волчек, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Роман Балаян, Александр Збруев, Татьяна Друбич — и другие, и другие, в том числе даже Наина Ельцина. Среди особо важных «секретов» обещана «тайна», о которой артист никогда не рассказывал никому — но вот создатели фильма её всё-таки разузнали.
Кадр из фильма «Янковский»
Между тем британский документалист Фил Грабски приглашает нас на выставку Рембрандта — совместный проект лондонской Национальной галереи и амстердамского Государственного музея, которые предпочли сфокусироваться на поздних годах жизни великого мастера. Исследуя ключевые его шедевры, лента рассказывает и о жизни самого гения. «Рембрандт» — продолжение проекта «Фильмы-выставки», полезного и поучительного.
Ещё одна важная картина этой недели — «Шрам», выходящая как дань памяти жертвам армянского геноцида 1915-го года. Из известных режиссёров к этой трагической теме ранее обращался Атом Эгоян — его «Арарат» (2002) был очень мощным высказыванием, туго связавшим воедино прошлое с современностью. Фатих Акин, одиннадцать лет назад получивший «Золотого медведя» за фильм «Головой о стену» (который позднее был признан лучшим и Европейской киноакадемией), пересечения с нынешним днём делать не стал и сосредоточился на событиях столетней давности. Во время трагических событий герой ленты теряет родных, но много позже узнаёт, что его близняшки-дочки, возможно, тогда всё-таки сумели спастись и выжить. Их поискам и осмыслению произошедшего и посвящён остаток двухчасового эпического полотна, в создании которого приняли семь стран — включая Россию и Турцию (официально факт геноцида так и не признавшей), исключая (почему-то) Армению.
Я начал это путешествие, задаваясь вопросом: «Может ли этот фильм стать мостом? Может ли объединить тех, кто принимает и не принимает геноцид в Турции?», — говорит режиссёр, работавший над проектом в общей сложности семь лет. — Я постарался сделать фабулу картины универсальной, выбор, перед которым стоят герои, — понятным для зрителей, притом что, так или иначе, персонажи моей картины в большинстве своём — враги. Я надеюсь, что каждый увидит в этом рассказе о трагедии своё. И получит ответы на свои вопросы.
Фильм принимал участие в конкурсе Венецианского кинофестиваля, главную роль исполняет Тахар Рахим, известный по «Пророку».
Трейлер фильма «Шрам»
Ну и две американские картины — не громкие хиты, которым нынче запрещено вторгаться на даты, закреплённые за отечественными как бы «блокбастерами», а довольно скромные повести, любопытные постольку поскольку.
«Убить гонца» (реж. Майкл Куэста, работавший над такими сериалами как «Родина», «Декстер», «Элементарно» и проч.) — рассказ о том, чем может обернуться журналистское расследование. Репортёр не самой крупной газеты (Джереми Реннер) натыкается на золотую жилу: оказывается, ЦРУ крышует торговцев наркотой, за их счёт спонсируя оппозицию и повстанцев стран третьего мира (в девяностые это было Никарагуа). Серия его статей взрывает мозг простым американцам, в особенности с приставкой -афро — ведь их дети погибают от разбодяженного кокаина в первую очередь. Правительственные силы поначалу не придают этому никакого значения, но когда поднявшийся шум игнорировать уже невозможно, запускают механизм «от обратного»: чем признать обвинения в адрес сильных мира сего, куда легче обвинить во всех смертных грехах зарвавшегося журналюгу. Опозорить, оболгать и тем самым лишить главного козыря — честного имени, позволявшего тому говорить: «Я знаю, я вам расскажу».
Трактовать картину можно двояко. С одной стороны, в свете текущей политической ситуации следует её всячески приветствовать: раскрыта ещё одна позорная тайна враждебного режима, убивающего своих же граждан ради власти во всём мире. Другой взгляд — с точки зрения родного отечества: а что бы наша разведка сделала с тем, кто раскопал бы про неё похожую информацию?.. В любом случае, тут есть над чем задуматься — а не всякий американский фильм последних лет эту возможность предоставляет.
Трейлер фильма «Убить гонца»
«Унижение» — бенефис Аль Пачино, давно уже подобных бенефисов лишённого. На сей раз он играет знаменитого актёра, лучшие годы которого давно прошли — и с осознанием этого надо как-то двигаться дальше. Не всякому подобное даётся легко — некоторым куда как проще взять и застрелиться. Саймону, однако, выстрел не удаётся.
Сравнения напрашиваются сами собой. Первая же сцена почти впрямую повторяет «Бёрдмэна»: Пачино не может попасть в театр, где ему уже следует быть на сцене — его не пускают ни охранник, ни билетёр. Совпадение, скорее всего, чисто случайное: премьеры обеих картин прошли почти одновременно на Венецианском кинофестивале (с той лишь поправкой, что «Унижение» не попало в конкурс). Хотя перекликаться фильмы будут и дальше — что, впрочем, скорее говорит о том, что мании и фобии у большинства актёров в принципе одинаковые. А снимающие посвящённые им ленты режиссёры (вслед за авторами литературной основы) мыслят не то чтобы шаблонно, но похоже — в результате чего традиционной «фишкой» подобных картин становится искусная балансировка на грани между воображаемым и действительным, вдохновляющая смесь фантазии и реальности.
Поставил эту ленту Барри Левинсон, про которого обычно говорят, что он подарил нам «Человека дождя» — но вы на это не ведитесь: то было уже очень, очень давно. Репутацию, конечно, так просто не пропьёшь, но надо всё-таки помнить, что последний заметный фильм Левинсона выходил на большие экраны аж в 1997-м — то было «Плутовство»; всё дальнейшее творчество режиссёра можно характеризовать как постепенное скатывание с Олимпа. Тем не менее, в «Унижении» есть свои положительные стороны и в целом лента кажется даже в чём-то любопытной.
Трейлер фильма «Унижение»
Самая же «громкая» премьера этих дней — «Батальонъ» режиссёра Дмитрия Месхиева (важный монолог которого мы приводили чуть ранее) и продюсера Игоря Угольникова, рассказ о девушках, которых пропаганда 1917-го года привела на Первую мировую войну — воевать вместо мужиков, спаиваемых немцами дармовым шнапсом. Обругать это произведение уважаемых кинематографистов мы ещё успеем: не зря же его прокат начинается не с четверга, как обычно, а с пятницы — как раз тот случай, когда один пропущенный денёк не позволяет слуху о качестве фильма разнестись прежде времени и даёт картине шанс продержаться в качестве «хита» хотя бы эти праздничные выходные.
Трейлер фильма «Батальонъ»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: