Это богом быть трудно, а лауреатом «Ники» стать куда проще
- 01 апреля 2015 11:55
- Максим Марков
В Москве в 28-й раз вручили премию Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Перечисление наград много времени не займёт, тем более что всё самое главное мы уже сказали, комментируя в начале марта номинации.
Лучший фильм 2014-го года — «Трудно быть богом», всего у него семь побед: лучший режиссёр — Алексей Герман, лучший актёр — Леонид Ярмольник, также отмечена работа операторов, художников, художника по костюмам и звукорежиссёра. У «Левиафана» — два приза: Елена Лядова — лучшая актриса, Роман Мадянов — лучший актёр второго плана. Дважды отмечен и «Дурак»: Юрий Быков — лучший сценарист, Дарья Мороз — лучшая исполнительница роли второго плана. Единственная награда «Испытания» — за лучшую музыку. «Класс коррекции» премирован в номинации «Открытие года». Украинское «Племя» — лучший фильм стран СНГ и Балтии. «Мой личный лось» — лучший анимационная работа, «Коктебельские камешки» — лучшая неигровая.
В общей сложности — с учётом обладателей почётных наград — на церемонии было названо 23 имени. Но вот что любопытно: лишь для шестерых победителей нынешняя «Ника» — первая. Восемь мастеров были отмечены вторично, шестеро — трижды. А названный дважды Алексей Герман, доживи он до сегодняшнего дня, довёл бы свой счёт «Никам» и вовсе до пяти. Киноридус решил привести полную статистику.
Классика отечественного кинематографа Алексея Германа не стало уже два года назад. За время существования «Ники» за его подписью вышло всего две картины — «Хрусталёв, машину!» и «Трудно быть богом». Каждая принесла ему премии за лучшую режиссуру, каждая стала лучшим фильмом года — 1999-го и 2014-го соответственно. Вдобавок к этому Герман получил «Нику» в почётной номинации «Честь и достоинство». До него пятикратным лауреатом Российской киноакадемии был только Александр Сокуров.
Но подлинным рекордсменом «Ники» стал теперь выдающийся оператор Юрий Клименко, для которого нынешняя премия за фильм «Трудно быть богом» тоже стала пятой — после наград за «Му-му», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие» и «Край». В отличие от вышеназванных режиссёров, которые получали призы в разных номинациях, Клименко каждый раз побеждал именно в своей, операторской категории.
Так получилось, что вместе с Алексеем Германом над «Трудно быть богом» работало два оператора. Коллега Юрия Клименко Владимир Ильин тоже, как и сам режиссёр, награждён посмертно: завтра — девятая годовщина его ухода. Лично свою первую «Нику» он получил за другой шедевр Германа «Хрусталёв, машину!».
Раньше с Германом работала и художник по костюмам Екатерина Шапкайц — и «Ника» также прилетела к ней как за «Хрусталёва», так и за «Трудно быть богом». За звук на Арканаре отвечал Николай Астахов, для него полученная нынче «Ника» тоже вторая — первую он забрал двадцать лет назад за фильм «Дожди в океане».
Третья «Ника» и у художника Елены Жуковой, ранее премированной за фильмы «Русский ковчег» и «Монгол», сейчас — за «Трудно быть богом». Её напарники по многолетнему титаническому труду отмечены «Никой» вторично: у Сергея Коковкина она уже есть за «Царевича Алексея», у Георгия Кропачёва — тоже за «Хрусталёв, машину!».
Сыгравший дона Румату Леонид Ярмольник получил «Нику» в третий раз: первый актёрский приз достался ему за роль второго плана в «Бараке», а «Стиляги», названные лучшим фильмом 2008-го года, принесли Ярмольнику продюсерскую награду. Третья «Ника» — за «Левиафана» — и у Елены Лядовой, до этого она получала призы за «Елену» и «Географ глобус пропил».
А вот Роман Мадянов при желании может похвастаться уже четырьмя «Никами», причём все они — за лучшее исполнение мужской роли второго плана: «Дикое поле», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Жила-была одна баба» и вот теперь «Левиафан». Ещё один подобный приз — и рекорд Клименко как минимум будет повторён.
Третью свою «Нику» забрал композитор Алексей Айги за музыку к степной притче «Испытание»; предыдущие награды достались композитору за сходное по духу «Дикое поле» и близкую по географии «Орду».
В номинации «Лучший неигровой фильм» победили «Коктебельские камешки» Андрея Осипова. Для прославленного режиссёра это уже третья «Ника», в нулевых он побеждал с работами «Страсти по Марине» и «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя».
Дарья Мороз взяла свою вторую «Нику» за роль второго плана в социальной драме «Дурак» (ранее её награждали за Настёну в экранизации повести Валентина Распутина «Живи и помни»). Поставивший «Дурака» Юрий Быков тоже теперь дважды лауреат — сейчас он был отмечен как лучший сценарист, а в прошлом году — как лучший актёр второго плана за роль в собственном же «Майоре».
Как уже сообщалось при объявлении списка номинантов, почётные награды в этом году достались актрисе Лие Ахеджаковой — за «Честь и достоинство» (ранее она получала «Нику» за «Небеса обетованные» и «Изображая жертву»), сценаристу Юрию Клепикову — «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» (более четверти века назад его назвали лучшим за «Историю Аси Клячиной»), и киноведу, основателю московского Музея кино Науму Клейману — «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».
Если не считать не снимающего кино Клеймана, свою первую «Нику» получили всего пять человек. Продюсеры Рушан Насибулин и Виктор Извеков — за лучший фильм года: «Трудно быть богом». 26-летний режиссёр Иван Твердовский назван «Открытием года» за свой дебютный полный метр «Класс коррекции». 32-летний Леонид Шмельков — за мультфильм «Мой личный лось». 40-летний Мирослав Слабошпицкий — за «Племя». Возраст режиссёров указан не зря: время получить следующие «Ники» у них ещё предостаточно.
Если у данного перечисления какой-то вывод, какая-то мораль?.. Нельзя сказать однозначно. С одной стороны — здорово, что у нас в кино до сих пор живы крепкие профессионалы, не теряющие с годами высокого класса и раз за разом отмечаемые своими коллегами. С другой — а где же молодая кровь?.. Почему так мало новичков? Если вычесть, опять же, Клеймана, а вместе с ним продюсеров, чья несомненная заслуга в первую очередь заключается в том, что они дали великому мэтру просто спокойно работать, а ещё режиссёра анимационного кино и автора из соседней страны, то в сфере игрового кино останется всего лишь одно новое имя. И разве это не тревожный сигнал?..
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: