неВОЕННАЯ техника: от гусеничного трактора к танку Т-34
- 29 апреля 2015 14:31
- Ольга Гахокидзе
Походная палатка, а в ней собраны достижения советских изобретений. Выставка «неВОЕННАЯ техника» — это гуманистический взгляд на технологии, которые были созданы для мирной жизни, но использовались в военных целях.
В экспозиции три центральных объекта: гусеничный движитель Федора Блинова, самолет ИЛ Сергея Ильюшина и реактивный двигатель, использовавшийся во время Великой Отечественной в установке «Катюша».
Применение величайших изобретений менялось вместе со временем:
Никакое развитие в деле изготовления оружия, несущего смерть, не является прогрессом. Некоторые считают, что война развивает технологии. Но мы говорим, что нам не нужна война, чтобы двигаться вперед, подчеркнул куратор выставки Сергей Рыков.
Выставка, призванная напомнить, что прогресс не должен быть оплачен смертью людей, разместилась в Политехническом музее ВДНХ (26 павильон).
«Бесконечные рельсы»
Первый раздел посвящен гусеничному движителю. В 1877 году изобретатель-самоучка Федор Блинов придумал вагон на гусеничном ходу для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам. Спустя много лет изобретение легло в основу самого известного танка военного времени — Т-34.
В июле 1940 года начался серийный выпуск боевых машин с «бесконечными рельсами», и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. По боевым и маневренным качествам мощный Т-34 превосходил все зарубежные аналоги того времени.
После окончания войны гусеничный движитель вернулся на гражданскую службу: его ставили на сельскохозяйственные тракторы и вездеходы, покорявшие Дальний Север и Антарктику.
На выставке собраны как оригинальные предметы, так и макеты, которые также представляют историческую ценность: бортовые авиационные часы, электропатефоны, полевые телефоны и фотоаппараты «ФЭД», с помощью которых сделаны многие из известных военных фотографий.
Бронелет — народный герой
«Летающий танк» — так штурмовик ИЛ-2 прозвали благодаря его бронированному корпусу. Детище советских авиаконструкторов стало самым массовым боевым самолетом в истории авиации. В войну Ил-2 вступил одноместным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, располагавшимися в крыльях. Дополнительное вооружение — реактивные снаряды и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика защищал бронекорпус, а общий вес брони составлял около 700 кг.
Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Сергея Ильюшина. Легендарный конструктор в 1938 году работал начальником Главка авиационной промышленности, поэтому имел смелость обратиться к руководству с идеей бронированного штурмовика, который впоследствии одним только своим видом приводил гитлеровцев в ужас.
«Мы рассматриваем военные самолеты как улучшенные версии машин, которые создавались для мирных целей», — отметил куратор выставки Сергей Рыков.
От «Катюши» к Гагарину
Третий раздел выставки посвящен реактивному двигателю, который в годы Великой Отечественной войны использовался на установке залпового огня БМ-13 «Катюша».
Производство установок было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Для принципиально нового двигателя специально созданный в 1930-х годах Реактивный институт вел разработки в области ракетной техники, в том числе снарядов, установленных впоследствии на «Катюше».
Выпуск реактивных снарядов вскоре был налажен на большинстве автомобильных и тракторных предприятий. В январе 1943 года заводу ГАЗ поручили изготовить партию корпусов снарядов для новых, более мощных «катюш», которые должны были появиться на фронте уже к началу летней наступательной операции.
«Катюша» в финале Второй мировой сыграла столь значимую роль, что власти СССР сразу после окончания войны отдали инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии. Послевоенные РСЗО — приемники каноничных «катюш».
В мирное время исследовательские работы в области ракетной техники продолжились: в 1957 году состоялся запуск первого искусственного спутника Земли, а спустя еще четыре года — первый полет человека в космос.
«Всех гостей нашей выставки мы хотим подтолкнуть к размышлениям о том, что будет дальше? Все эти изобретения были созданы нашими предками для будущего. А что можем сделать мы, вот о чем нужно подумать», отметил куратор выставки «неВОЕННАЯ техника» Сергей Рыков.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: