«Кинотавр» отметит юбилей самого кассового советского фильма
- 13 мая 2015 09:04
- Максим Марков
26-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» пройдёт в Сочи с 7-го по 14-е июня. Попасть на него, как это водится, смогут далеко не все (вернее, даже так — только избранные), тем не менее, попадание в его конкурс для российской картины сравнимо с участием в программе Каннского смотра. Там, конечно, уровень международный, зато среди отечественной продукции «Кинотавр» традиционно старается отбирать самое лучшее. Как говорит президент фестиваля Александр Роднянский,
«Кинотавр» уже много лет представляет объёмную картину российского кинематографа, являясь своеобразным барометром его состояния. Кино же, в свою очередь, затрагивая болезненные нервы сегодняшнего дня, свидетельствует о состоянии дел в культуре и шире — в жизни всей страны. И наш фестиваль — это средоточие нервных окончаний общественной, политической и частной жизни наших соотечественников.
В этом году конкурс состоит из 14 фильмов, которые были выбраны из восьми десятков картин, предложенных отборочной комиссии. Начнём перечисление с победителя прошлого года — автор «Испытания» Александр Котт к новому фестивалю успел снять (а такая производительность в нашем кино — дело нечастое) ленту под названием «Инсайт», герой которой, потеряв зрение, вынужден начинать свою жизнь заново. По словам программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой, картина эта камерная, интимная и во всех смыслах драматичная. В главных ролях — Александр Яценко и Агриппина Стеклова.
Не отстаёт от Котта и Анна Меликян, забравшая в прошлый раз не только приз за лучшую режиссуру со «Звездой», но и одну из наград короткометражного конкурса. Нынче она также представит в Сочи сразу две премьеры: короткометражку «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены» и целый набор коротких новелл, развивающих главную тему её творчества: «Про любовь». Обещано, что в «сборнике» заняты «едва ли не все звёзды нашего кино», из точно подтверждённых — Рената Литвинова, Владимир Машков, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь, а также герои «Русалки» Евгений Цыганов и Мария Шалаева. Маленькие истории о самом разном сложились в удивительную, по мнению Алиевой, комедию о нашей с вами жизни.
Много звёзд — от Инны Чуриковой и дважды лучшей актрисы фестиваля Яны Трояновой до Гоши Куценко и Александра Баширова, включая того же Цыганова и ту же Снигирь — и в третьем фильме Василия Сигарева, побеждавшего на «Кинотавре» шесть лет назад с дебютным «Волчком». Однако в отличие от его предыдущих работ «Страна Оз» — комедия, причём комедия про русский Новый год, этакий авторский ответ «Ёлкам». Те, кто уже посмотрел, уверяют, что получилось очень смешно, гораздо смешнее тех якобы «комедий», которые добираются до нашего проката.
Новая работа Алексея Федорченко (для него, говорят, нехарактерная) была показана прошлой осенью на кинофестивале в Риме. Вообще, это фильм с уже сложившейся международной судьбой, но регламенту «Кинотавра» это не противоречит — точно также было два года назад с «Небесными жёнами луговых мари», которые взяли в Сочи сразу несколько наград. «Ангелы революции», как специально подчёркивает режиссёр, основаны на реальных событиях, произошедших в первые годы советской власти: шаманы из глубинки не захотели принимать новые правила — и исправить ситуацию, их образумив, были посланы молодые, но «понимающие» художники. Из известных артистов в этом «авангардистском фэнтэзи» занята Дарья Екамасова.
«Спасение» Ивана Вырыпаева по пересказу кажется нашим ответом на польскую «Иду» — с той лишь разницей, что здесь юная монашка отправляется в Тибет, что, вероятно, повлечёт за собой столкновение католицизма с буддизмом. Среди актёров выделяется только Каролина Грушка; сам же Вырыпаев, напомним, уже получал — с «Кислородом» — «кинотавровский» приз за лучшую режиссуру.
Андрею Зайцеву известность принесли документальная лента «Виктор Астафьев. Весёлый солдат», получившая «Золотого орла» по итогам 2010-го года, и симпатичный игровой дебют «Бездельники» с песнями Цоя. «14+» — история первой любви в спальном районе, попавшая в феврале на Берлинский кинофестиваль в конкурс фильмов для детей и юношества. Как отметила Алиева, это очень свежая и очень честная картина, к тому же очень сексуальная — настолько, насколько это понятие вообще можно применить к 14-летним героям.
Несмотря на то, что Денис Родимин, прославившийся как сценарист «Бумера», снял уже третью картину, на «Кинотавре» он значится дебютантом — мол, предыдущие две работы были телевизионными, а потому в чистом виде «Гость» — его первая кинолента. Пусть так, был бы сам фильм хороший — а рассказывает он о группе студентов, столкнувшихся в экспедиции с научно необъяснимыми явлениями. Сам Родимин называет свою работу мистическим роуд-муви, Алиева добавляет к этому определение «эко-триллер», говоря, что здесь мы попадём на территорию абсолютно новых мест и новых героев.
А вот другой сценарист — Михаил Местецкий, один из авторов «Легенды № 17», — дебютирует в большом кино без всяких сносок. Его «Тряпичный союз» рассказывает о том, как жизнь тихого подростка меняется после знакомства с тремя странными парнями, которых объединяет некое чувство не до конца понятного протеста. Картину ждут на «Кинотавре» хотя бы потому, что ранее Местецкий уже уезжал отсюда победителем: его первая короткометражка была отмечена здесь дипломом, а «Ноги — атавизм» и вовсе выиграли конкурс короткого метра. В фильме заняты Александр Паль, Иван Янковский, Анастасия Пронина, но в этот раз значимо и имя продюсера: Роман Борисевич вместе со своими режиссёрами увозил из Сочи Гран-При уже дважды («Простые вещи» и уже упомянутый «Волчок»).
Александр Паль играет и в мистической комедии «Парень с нашего кладбища», поставленной братьями Ильёй и Антоном Чижиковым, первый из которых год назад победил на «Святой Анне». Известно, что сюжет соответствует названию — и в фильме активно задействованы покойники (надо полагать, российские зомби). Продюсер ленты — Сергей Сельянов.
Елена Хазанова уже участвовала в конкурсе «Кинотавра» девять лет назад с драмой «Игра слов: Переводчица олигарха», но с тех пор в России больше не снимала, предпочтя закрепиться (и довольно успешно) на швейцарском телевидении. «Синдром Петрушки» — её возвращение в лоно российского кино с экранизацией одноимённого романа Дины Рубиной, фильм о драматической любви творца к собственному творению. И это — самая звёздная картина нынешнего конкурса не по количеству известных артистов, а по их качеству: в главных ролях — Евгений Миронов и Чулпан Хаматова (в помощь им — Мераб Нинидзе и Зураб Кипшидзе).
Как продюсер Евгений Миронов привезёт на фестиваль и дебютную киноработу опытного телевизионщика Артёма Темникова «No comment» с Александром Новиным в одной из главных ролей. Ситора Алиева особо отмечает, что «Кинотавр» впервые получил картину о терроризме: юноша ищет любовь, но оказывается в лагере боевиков, там, где людей реально убивают. Притом, что политическое кино сейчас очень востребовано во всём мире, у нас его практически не снимают — и вот желанное исключение.
Ещё одна экранизация, которую покажут в Сочи, — «Находка» Виктора Демента. Историю Владимира Тендрякова о человеке, оказавшемся в глухом таёжном лесу, разыграет Алексей Гуськов — при участии Надежды Маркиной и Анастасии Шевелёвой.
Осталось упомянуть ещё два дебюта (всего их семь, ровно половина конкурса), которые уже успели получить «крещение» в Берлине: «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой были показаны на тамошней «Панораме», «Чайки» Эллы Манжеевой — в рамках «Форума». Первый фильм — признание в любви советскому детству, рассказ о тридцатилетних друзьях, которые словно не в силах забыть и выбросить свои пионерские галстуки. Алиеву в данном случае поражает то, как сугубо наша история о, казалось бы, исключительно наших проблемах вдруг так понравилась Европе. Из известных актёров в картине занята Дарья Мороз; впрочем, и сама играющая здесь Наталья Кудряшова номинировалась не столь давно на «Золотую маску». С режиссёрским дебютом ей помог уже упомянутый выше Сергей Сельянов.
А «Чайки» — самая профессиональная (повторяя за программным директором) и безупречная картина из так называемого «этнического сектора»: действие рассказа о женщине, мечтающей в корне поменять свою жизнь, разворачивается в Калмыкии.
Впрочем, по поводу профессионализма представленных работ Ситора Алиева отмечает:
Наш конкурс — это не выставка достижений, а демонстрация Актуальности во всём её жанровом и тематическом разнообразии. Экстремальный артхаус соседствует в нашей программе с абсолютно жанровым кино, социальная злободневность — с вневременными глобальными концепциями экранного зрелища.
Судить подборку этого года будут режиссёр Алексей Учитель (председатель жюри), актёр Андрей Смоляков, актриса Олеся Судзиловская, оператор Юрий Клименко, продюсер Наталья Мокрицкая, сценарист Николай Куликов, кинопрокатчик Алексей Рязанцев, кинокритик Пётр Шепотинник.
Вне конкурса на фестивале покажут пять больших игровых картин. Откроет «Кинотавр» «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина по произведениям Сергея Довлатова — в данном случае радует уже то, что памятная многим фестивальная неудача «Weekend'а» не отпугнула мастера, возвращающегося в Сочи с «абсолютно актуальной» историей, охватывающей десять лет после смерти вождя; ждём животрепещущих параллелей.
Три ленты образовали программу специальных показов: это рабочая версия нового фильма Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» (в готовом виде лента, возможно, будет представлять Россию на одном из важнейших международных кинофестивалей), американский хит Лео Габриадзе «Убрать из друзей» (режиссёр вместе с продюсером Тимуром Бекмамбетовым, кстати, дадут на фестивале мастер-класс на тему «Как рассказать захватывающую историю языком компьютерных программ») и «Родина» Петра Буслова (создатели этого непростого и «чрезвычайно отдельного явления» изначально хотели избежать для себя любой соревновательной ситуации).
Ну, а на закрытие приедет «Зелёная карета» Олега Асадулина — мало того, что это драма про российского режиссёра, фильм которого выдвинут на «Оскар» (не будет ли здесь пересечений со Звягинцевым?), так один из эпизодов картины ещё и снимался год назад собственно на «Кинотавре», когда совершенно неожиданно для всех Дмитрий Астрахан вручил явно незапланированный регламентом приз Андрею Мерзликину. Тогда же создатели фильма и пообещали вернуться в Сочи с уже готовой картиной.
В программу «Кинотавр. Короткий метр» попало 22 работы из более чем четырёх сотен, полученных отборщиками. Куратор конкурса Ирина Любарская отмечает:
Подавляющее число присланных работ сделано на впечатляющем техническом уровне. Видно, что хороший свет, звук, костюмы, декорации и актёры — давно не проблема для короткого кино. Мы же по-прежнему ищем новых авторов для всех жанров — их новый взгляд, новые истории, новый стиль.
Здесь — помимо уже названной Анны Меликян — сразу заметен Жора Крыжовников: победивший в прошлом году создатель «Горько!» на сей раз привезёт новеллу «После нас хоть потоп», уже ставшую частью новогоднего альманаха «Страна чудес». Ещё знакомые имена — Татьяна Догилева с лентой «Горизонт» и Кирилл Плетнёв с тридцатиминутной «Настей»: они пополняют ряды известных актёров, вдруг решивших переметнуться по другую сторону экрана. Остальных же конкурсантов позволим себе сейчас не упоминать — вот оценим их работы, тогда и расскажем. Внимательнее же прочих смотреть короткометражки будет, как водится, жюри: продюсер Игорь Толстунов, режиссёр Иван И. Твердовский, актриса Агния Кузнецова и телеведущий Иван Кудрявцев.
Притом что организаторы фестиваля понимают, что им давно нужен дополнительный зал для обычного зрителя, дабы конкурсные показы перестали были «элитарными», пока что «простым» жителям и гостям Сочи предложат лишь традиционную программу «Кино на площади», составленную из успешных в прокатном плане картин прошедшего года. Здесь будут и военные ленты во главе с «Битвой за Севастополь», и комедии уровня того же «Горько! 2», и мультфильмы, и недавние хиты типа «Призрака». Особняком стоят разве что «Пираты ХХ века» Бориса Дурова — на «Кинотавре» отметят 35-летие самого кассового отечественного фильма советской эпохи.
Другая весомая дата нашла отражение в виде почётной награды фестиваля, которую 7-го июня получит отметивший в этом январе 70-летний юбилей режиссёр Вадим Абдрашитов, создатель «отдельного художественного мира», выраженного в таких картинах как «Слово для защиты», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Время танцора» (победившее, к слову, на «Кинотавре» в 1998-м году). Формулировка приза — «За художественную и гражданскую бескомпромиссность», и с этим, конечно, не поспоришь.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: