ПАРНАС проиграл в Костроме из-за неумения «ходить налево»
- 15 сентября 2015 14:39
- Эдуард Футурье
Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов представил в ТАСС аналитический доклад «Региональные выборы-2015: „нишевая“ конкуренция».
По мнению специалиста, региональные власти всецело выполнили установку администрации президента, которая настаивала на обеспечении наиболее конкурентного избирательного процесса и естественной непредсказуемости результата. Таким образом, считает Орлов, Кремль берет на себя главную ответственность за легитимность выборов и честность правил игры на них.
«Если говорить об установках Кремля на прошедших выборах, то они были нацелены не на обеспечение максимального голосования не за главу региона или „Единую Россию“, а на обеспечение конкуренции, вовлечение в электоральный процесс всех значимых игроков, представляющих различные части политического спектра России. Кроме того, впервые в истории губернаторских выборов после 2012 года возникла необходимость проведения второго тура, когда в Иркутской области действующему главе не удалось победить с первого раза. При этом, хочу заметить, не было ни одной попытки „дотянуть“ результат, несмотря на то, что господину Ерошенко не хватило совсем немного голосов до 50%. Это говорит нам о том, что качество конкуренции стало расти», — сказал эксперт.
Важным принципом работы Кремля в формировании конкурентного поля, полагает Орлов, стало сохранение политической идентичности за теми силами, которые не принадлежат к «Единой России»:
«Теперь, в отличие от прошлых лет, не поощряются, а главное — не практикуются конъюнктурные переходы в партию власти ради сохранения позиций на политическом Олимпе. Принципиальная позиция администрации президента — не „перекрашивать“ статусных игроков, в том числе победителей выборов, которые уже связали свою судьбу с другими партиями. „Единой России“, как и любой другой партии, не нужны „попутчики“ с иными политическими взглядами».
Дмитрий Орлов отметил, что отсутствие на губернаторских выборах большинства регионов самовыдвиженцев, а также юридической возможности их участия в избирательном процессе — абсолютно адекватное решение. Такая система позволяет укрепить институт политических партий и не допустить превращения электоральной конкуренции в борьбу элит и финансовых ресурсов.
«Пестрый партийный состав участников региональных кампаний отражает реальную картину идеологических предпочтений и настроения россиян, а на выходе демонстрирует поддержку тех или иных политических течений. Во-первых, на лицо некоторое оживление либерального сегмента общества. Во-вторых, довольно масштабным по количеству игроков оказался национально-патриотический фланг. Здесь, хочу отметить, явно выросла активность малых партий, таких как „Родина“. Парламентские партии тоже разыгрывали патриотическую карту, дабы соответствовать настроениям массового избирателя. В-третьих, заметной особенностью избирательного процесса стало участие в нем партий, апеллирующих к интересам определенных социальных групп граждан. Таких, например, как пенсионеры», — подчеркнул Орлов.
Говоря о протестных настроениях в обществе, политолог обратил внимание, что на сегодняшний день эти настроения — «преимущественно левые».
«Это понимают даже лидеры ПАРНАС, которые пытались играть в Костроме на левом запросе, но из-за весьма поверхностно сформулированной повестки у них ничего не получилось, — заметил Орлов. — Кроме того, ПАРНАС, как и многие другие малые партии, страдает от отсутствия устойчивых позиций в регионах, дефицита местного актива и слабого интереса со стороны избирателей. Так что, проблема несистемной оппозиции заключается не в ограничении её возможностей со стороны властей, а в её слабости».
На последнее, по словам политолога, указывают и постоянные противоречия и размолвки в среде участников Демкоалиции. Например, кандидат в депутаты от ПАРНАС в Костромской области Илья Яшин признал, что 5-процентный барьер партией в регионе не был преодолен, а в то же время лидер партии Михаил Касьянов продолжает утверждать, что партия получила 6% голосов — это подтверждает, что с одной стороны — отдельные лидеры партии намеренно врут своим сторонникам и СМИ, а с другой — они дезорганизованы.
Последнее отражается и на структуре организации. «Нужно четко строить региональные сети, где должны постоянно работать местные активисты, которые затем смогут принимать участие в выборах все более и более высокого уровня. Тем более, прошедшие выборы показали, что „Единая Россия“ занимает далеко не всё электоральное поле страны, несмотря на высокую лояльность российского избирателя существующему режиму», — добавил эксперт.
Напомним, в воскресение, 13 сентября, прошли выборы в 84 регионах России. В 11 субъектах РФ избирали заксобрания, а в 21 регионе прошли прямые выборы губернаторов. Всего, по информации ЦИК, было назначено 10,7 тысяч выборов разного уровня, замещалось свыше 92 тысяч мандатов, более 187 тысяч кандидатов приняли участие в избирательной кампании. Средняя явка избирателей составила более 50%.
При этом, как говорится в докладе Дмитрия Орлова, доле незарегистрированных кандидатов на всех уровнях выборов снизилась почти в два раза: с 12,5%, как было в 2014 году, до 6,53%.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: