Кого Михалков обошел на подступах к «Оскару»
- 22 сентября 2015 17:36
- Максим Марков
Логика нашего «оскаровского комитета» железна: у Михалкова уже есть «Оскар» и есть две номинации. Достоинства и недостатки собственно выдвинутого «Солнечного удара» отставлены в сторону, тут действует знакомая схема: кто, как не он?..
Оспаривать это как-то даже бессмысленно (и давайте не будем делать вид, что сам мэтр непричастен к результатам голосования). «Оскары» вручаются каждый год — и получал золотую статуэтку не только Никита Сергеевич. Однако в других странах победа вовсе не обеспечивает последующего пожизненного выдвижения, каждый раз соревнование за приз начинается заново — исходя не из воздвигнутого при жизни «памятника», а из конкретных творческих достижений. Хотя что значит «в других странах»? Нам ни Европа, ни Азия не указ, у нас — «особенная стать». К тому же Михалкову через месяц семьдесят лет — да бросьте вы придираться, сделаем хорошему человеку подарок!..
Впрочем, не поспоришь и с тем фактом, что он действительно рекордсмен: за последнюю четверть века фильмы лишь четырёх режиссёров трижды попадали в пятёрку лучших неанглоязычных работ года по версии Американской киноакадемии. Это Энг Ли (позднее с не меньшим успехом перешедший в англоязычную «лигу»), Чжан Имоу, Рашид Бушареб и как раз Никита Михалков. Что есть — то есть. Но всё-таки велико ощущение, что постоянно декларируя на словах заботу о молодом поколении, говоря о необходимости притока в кинематограф новых сил со свежей кровью, самые важные шаги у нас почему-то делаются в защиту забронзовевших «патриархов».
Ситуация тем более неприлична, что год назад Михалков во всеуслышание объявлял, что намеренно снимает «Солнечный удар» с соревнования: мол, чтобы избежать того шума, который неизбежно возникнет в связи с его персоной. Фильм тогда вышел в прокат 9-го октября — всего на две недели позже срока, необходимого для прохождения картины по оскаровскому регламенту. В то время как выдвинутый от России «Левиафан» появился в кинотеатрах и вовсе в феврале уже 2015-го года: на «Оскар» он попал благодаря ночным сеансам, устроенным продюсером исключительно для этой самой «галочки» — для подтверждения того, что лента присутствовала в национальном прокате.
Разумеется, для команды Михалкова тоже не стоило труда обеспечить себе таковую «галочку» — потерь бы не было никаких. Никаких, кроме репутационных: помимо Звягинцева, получившего за свою работу каннский приз и отличную международную прессу, на выдвижение от России мог также претендовать венецианский лауреат Андрей Кончаловский. Он, впрочем, тоже снял свою кандидатуру, но и одного «Левиафана» хватало, чтобы понять: «Солнечный удар», будь он тогда выдвинут, был бы обсмеян на самом высоком уровне. Критики, которые в Голливуде имеют вес больший, нежели в России, непременно бы задались вопросом, каким таким образом совершилась совершенно удивительная подмена — и почему на месте очевидного фаворита (что доказывает в итоге полученная номинация) оказался призёр двадцатилетней давности?..
Хитрость сработала: тогда Михалков как будто бы «уступил дорогу» талантливому коллеге, но спустя год взял своё обратно. Словно бы в отсутствии конкуренции — хотя на самом деле в отсутствии не просто сильного, но ещё и авторитетного и неподвластного ему продюсера, который мог бы обеспечить реальное продвижение своего фильма на Западе.
Тут нельзя, конечно, не согласиться с тем, что в отличие от прошлого года, в этом российские кинематографисты и правда не принесли нам такой картины, которой можно было бы похвастаться на «Оскаре». То есть, аргумент, что Михалков — фигура там известная, взят вовсе не с потолка, а якобы обоснован малым количеством действительно достойных конкурентов. Это не оправдание сделанного выбора, а просто констатация факта: выбор был скуден. На таком фоне Михалков и с совсем плохим фильмом смотрелся бы королём — что, впрочем, всё равно не оправдывает случившегося.
Это ведь не игра в жмурки в пустой комнате. Не важно, много было достойных работ или мало, важно то, что они в принципе были. Конечно, надо сразу понимать, что шансов попасть в итоговую оскаровскую пятёрку (или даже девятку) не было бы ни у одной — включая «Солнечный удар», разумеется. Но даже не рассчитывая на победу, можно было решить вопрос, рассмотрев его с двух сторон: а) что в принципе могло бы хоть как-то заинтересовать американских киноакадемиков? б) что было бы справедливо послать на конкурс просто из чувства, что называется, национальной гордости за хорошо сделанное кино?
Как ни странно это прозвучит, но максимальные шансы с точки «заинтересовать» были бы у совершенно уже забытого «Белого ягеля» — просто потому, что это та «экзотика», которой Голливуду определённо не хватает. «Нормальных» лент там и так предостаточно, а здесь — тундра, ненцы, олени!.. Жаль, что фильм сам по себе получился не очень сильным — но его могли бы посмотреть просто из любопытства: вот ведь как люди живут!..
Столь же «экзотичной» для американцев была бы и «Территория» — картина слабая и перегруженная героями, переплетений между которыми не выдержал бы ни один заокеанский мозг; но не отнять того размаха, с каким она снята. Да, это было бы далеко не самое очевидное решение, но понятное просто с патриотической точки зрения: широка Русь, вам её не переплюнуть!..
Своя изюминка, нельзя этого отрицать, есть и у фильма Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» — как-никак, это парафраз (то ли ремейк, то ли новая экранизация повести — каждый тут судит самостоятельно) знаменитой картины Станислава Ростоцкого, в своё время дошедшей до той самой итоговой оскаровской пятёрки, к которой мы так сейчас стремимся. Тут хотя бы можно было рассчитывать, что найдутся желающие сравнить.
По-прежнему сильно на Западе и влияние русской классической литературы — и пусть Тургенев «котируется» не так, как Толстой, Достоевский и Чехов, но всё ж тоже имя заметное. К тому же в «Двух женщинах» Веры Глаголевой сыграл Рэйф Файнс — а это вовсе не мало.
Попытка разобраться в том, что печалит поколение тридцатилетних, сделана в «Пионерах-героях» — и нельзя забывать, что аналогичные шаги делаются повсюду, поиск важных ответов в собственном прошлом — тема универсальная. А стало быть — имеющая шансы на внимание со стороны.
Отдельная песня, близкая этой, — «про страну да про русскую душу». Конечно, чаще всего про такие картины говорят, что «их не поймут», но тем не менее, сыграть на этом можно — как однажды сыграл на этом и сам Михалков, поставив слоганом своего фильма фразу «Он русский, это многое объясняет». Такая «русскость» есть и в таких народных хитах как «Горько 2», «Ёлки 1914», так и в куда более эстетском «Кино про Алексеева». «Звезда» Анны Меликян интернациональна по составу, но всё равно — это наши люди, несущие на себе отпечаток нашей, а вовсе не инородной среды.
Получается, даже при таком подходе уже нет ощущения «пустого поля», посреди которого возвышается единственный оскароносец. Пункт же «б», взывающий к справедливости, и вовсе превращает решение российского комитета из «очевидного» в сомнительное. Ведь наиболее вероятными кандидатами на выдвижение (и это более-менее общее мнение) выглядели «Дурак» Юрия Быкова и «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого.
«Дурак» — кино социальное, это на «Оскаре» любят. Фильм Быкова неровный, но сильный, уверенно бьющий по болевым точкам, известным не только в России. Вы думаете, что только у нас в ЖКХ такие проблемы?.. Отнюдь нет. Перенеси (с соответствующими поправками) рассказанную здесь историю в любую другую страну — узнавание наверняка сохранилось бы. Везде есть здания, готовые рухнуть, и везде есть чиновники, не готовые брать на себя никакой ответственности. Это только на поверхности автор ленты критикует Россию — ядро «Дурака» вполне универсально.
Фильм очень хорошо был принят по стране (не в прокате, правда, но главное, что широкий зритель его увидел) и имеет даже определённую международную судьбу, начавшуюся с призов престижного фестиваля в Локарно. Для Американской киноакадемии он стал бы, конечно, «маленьким «Левиафаном» — что тоже сыграло бы на руку. Шансов, повторюсь, это ему б не прибавило, но за Юрия Быкова было бы в любом случае приятно: сейчас это, кажется, самый перспективный российский режиссёр — и «официальное» признание этого ему вовсе бы не помешало.
Выдвижение «Битвы за Севастополь» многие тоже восприняли б положительно — просто фильм очень хороший. Но тут как раз «минусов» больше, чем плюсов. Во-первых, американцы сами умеют снимать военное кино — в связи с чем чужие потуги в этой области их мало волнуют. Во-вторых, это был бы уже четвёртый российский фильм о Великой Отечественной, отправившийся покорять Киноакадемию за последние пять лет, — что явно выглядело бы перебором. Тут ведь дело ещё в том, что если не каждый первый, то каждый второй американец уверен, что Вторую мировую выиграли США — и пытаться их убедить в обратном благородно, но совершенно бесполезно. Наш патриотичный замах оборачивается в данном случае пшиком: увы, они обучены по своим как учебникам истории, так и кинофильмам. И чтобы «вернуть» победу себе, нам нужно не просто приличное кино, но вообще качественно другой подход к раскрытию темы.
В этом отношении куда важнее «Дорога на Берлин» Сергея Попова: парадоксально, но у более скромного сюжета шансы быть замеченным куда выше. Тут нет «игры в блокбастер», которая в «Битве» выглядит самым слабым звеном, но есть не менее правдивые характеры и отношения. Это внешне простая, но глубокая человеческая история, затрагивающая некий общечеловеческий нерв, — и практика показывает, что такого рода произведения на «Оскаре» очень даже востребованы.
Сюда же хочется добавить ещё и новый фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» — он ещё не вышел в прокат, но, как уже был сказано выше, эта помеха легко устранима. Портрет человека всегда тем выигрышнее, чем тщательнее прописана окружающая его действительность, — и с этим тут нет никаких проблем. Конечно, это очень «наше» кино, со многими реалиями, которые, быть может, будут упущены иностранцами — но неверно полагать, что в Голливуде неизменно хотят получать на конкурс нечто штампованное и понятное решительно всем. Нет, там тоже ценят оригинальный язык — если он не мешает разобраться в сюжете.
В связи с чем, кстати, следует исключить из данного списка такую, например, «авторскую ересь» как «Орлеан» или «Под электрическими облаками». При всём уважении к авторам этих картин, кино подобного рода котируется разве что на фестивалях. У рядовых заокеанских киноакадемиков ничего, кроме скуки или ужаса, оно точно не вызывает — аксиома, проверенная годами.
Да, ещё следует упомянуть про «политический момент», который приписывают той же «Битве за Севастополь». Видать, как-то уже подзабылось, что лучше всего он отыгран вовсе не там, а в героическом новогоднем хите «Три богатыря: Ход конём» — что вовсе не делает мультфильм даже потенциальным претендентом на «Оскар» (хотя случаи выдвижения анимации в рассматриваемой категории были).
Но к чему весь этот разбор, когда дело уже сделано и решение уже принято?.. Действительно… Ответ, наверное, один: выбор достойной кандидатуры у членов оскаровского комитета определённо был, это не игра в жмурки в пустой комнате. Российское кино существует — и хорошие фильмы пусть не регулярно, но всё-таки у нас появляются. И представление о том, что нас некому, кроме Михалкова, представить на Западе — оно очевидным образом обманчивое.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: