+0
Сохранить Сохранено 7
×

Банкротство «Трансаэро»: что делать пассажирам и туристам


Банкротство «Трансаэро»: что делать пассажирам и туристам

Ожидаемое банкротство «Трансаэро» закономерно вызвало нервозность на туристическом рынке. Туристы с билетами прогоревшей авиакомпании на руках атакуют агентства, агентства — туроператоров, эксперты рынка призывают не паниковать и не принимать спонтанных решений. Пока что есть основания предполагать, что ситуация разрешится относительно безболезненно для турбизнеса и его клиентов.

Банкротству быть

В четверг 1 октября по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева было принято решение о банкротстве «Трансаэро». Формально инициировать этот процесс могут либо сама компания, либо ее кредиторы. Некоторые из них уже заявили о таком намерении, хотя иски еще не поданы.

В тот же день стало известно об остановке продажи билетов на регулярные рейсы авиакомпании. Однако лицензия у нее не отозвана, и перевозчик продолжает работать, подчеркнул министр транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, на данный момент не идет речи об остановке деятельности «Трансаэро», вопрос финансового оздоровления и решение всех вопросов, связанных с кредитной задолженностью, находится в активной стадии.

Порядка 650 тыс. пассажиров имеют билеты на регулярные рейсы «Трансаэро». По данным СМИ, из них примерно 450 тыс. билетов — на октябрь. «Хочу подтвердить, что все обязательства по перевозке этих пассажиров будут выполнены», — пообещал Соколов.

Пока неизвестно, будут ли эти рейсы выполняться под брендом самой авиакомпании, или их распределят между собой другие участники рынка, которым государство компенсирует затраты. Ранее предполагалось, что большую часть маршрутов «Трансаэро» возьмет на себя «Аэрофлот», также в числе возможных перевозчиков назывались S7 и «ЮТэйр».

«Аэрофлот» в тот же вечер распространил пресс-релиз, согласно которому отказывается покупать акции «Трансаэро», но гарантирует выполнение его обязательств по приобретенным билетам. «Пассажирам будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если перевозка будет отменена», — приводится цитата генерального директор «Аэрофлота» Виталия Савельева.

Турбизнес в ожидании

Все эти заявления, соответственно, относятся и к туристам с билетами на регулярные рейсы «Трансаэро». Что же касается чартерных программ, на текущий момент туроператоры продолжают выписывать билеты в составе турпакетов. В целом, по неофициальной информации профессионального портала Tourdom.ru, рейсы «Трансаэро», полностью выкупленные туроператорами, сохраняться не только в ближайшее время, но и в предстоящем зимнем сезоне. Хотя, опять же, непонятно, под чьим флагом они будут выполняться. Уже ведутся переговоры с тем же «Аэрофлотом».

Утром 2 сентября порталу удалось связаться с управляющим директором «Библио Глобуса» Александром Туголуковым, который фактически подтвердил эту информацию. На «Библио Глобус» приходится львиная доля туристической перевозки «Трансаэро», со вчерашнего дня оператор избегал комментариев. По словам топ-менеджера, компания продолжит выполнение программ на рейсах «Трансаэро» в полном объеме. «Все, что вы видите на нашем сайте, это актуальная информация как по направлениям, так и по ценам», — отметил он.

В отличие от прошлогодней ситуации, когда туроператоры банкротились по собственной вине, сегодня они выступают, по сути, такими же кредиторами авиакомпании, как и банки, а вместе с ними — тысячи простых россиян, купивших путевки. «В настоящее время представители турбизнеса являются кредиторами авиакомпаний. Это означает, что они ничего не должны перевозчикам, наоборот, они сделали предоплату по своим летним программам, а кто-то уже сделал предоплату и по зимним программам», — пояснил глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Туристические компании не должны понести убытки в ситуации с перевозчиком, добавил он.

«Мы очень надеемся, что туристы и турбизнес не пострадают, потому что они все заплатили за перевозку, и их должны перевезти. У всех есть билеты, они должны улететь, отдохнуть и вернуться. Министерство транспорта и господин Соколов публично заявили, что не допустят, чтобы люди пострадали из-за банкротства „Трансаэро“. Это все опубликовано, и у меня нет оснований ему не доверять», — сказала «Ридусу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Ассоциация туроператоров России, в свою очередь, в четверг опубликовала открытое письмо Министерству транспорта РФ, Министерству культуры РФ и Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) с просьбой гарантировать пассажирам перевозку на бортах других авиакомпаний в случае банкротства «Трансаэро».

"Такое обещание в свое время дал вице-премьер, и его хорошо было бы сдержать, потому что речь идет о сотнях тысяч пассажиров в общей сложности. И никому не нужны социальные взрывы и коллапсы в данной ситуации", — пояснила «Ридусу» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Она выразила надежду, что власти прислушаются к просьбам турбизнеса. «Банкротство „Трансаэро“, как минимум, в течение октября недопустимо, это может навредить и туристическому, и авиационному рынку. Надо рассмотреть альтернативные варианты — либо перевозку на бортах самой „Трансаэро“, либо на рейсах других перевозчиков, но без доплат», — отметила Майя Ломидзе.

Что делать туристам

На вопрос, что делать в сложившейся ситуации туристам с билетами «Трансаэро» на руках, эксперты отвечают: «Ждать». На данный момент слишком много неопределенности в судьбе «Трансаэро» и ее рейсов, чтобы делать резкие движения. Агентства отмечают, что в последнее время туроператоры предлагают им аннулировать туры и бронировать новые, но юристы советуют этого не делать. Такая аннуляция со стороны туриста, фактически, односторонний отказ от договора, который может обернуться серьезными штрафами. «Зачем это нужно, может быть, все будет нормально»? — спрашивает Ирина Тюрина.

Если же рейсы будут отменены, возможны, как минимум, два варианта развития событий. Первый: туроператор так или иначе предоставит альтернативную перевозку. Не исключено, что в этом случае туристу придется за нее доплатить. В более жестком сценарии туристическая компания будет вынуждена аннулировать свои программы и вернуть туристам деньги. Но и здесь вероятны финансовые потери, поскольку в данной ситуации вступают в силу форс-мажорные обстоятельства, и требовать с оператора возмещения полной стоимости тура будет непросто. Впрочем, эксперты полагают, что отменять программы никто не будет.

В пятницу днем появилась информация о том, что с 5 октября международные рейсы «Трансаэро» будут остановлены. Об этом заявил СМИ гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Однако впоследствии она была скорректирована. «Аэрофлот» сообщил о продлении срока перевозки пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами до 15 декабря 2015 года. «В результате получилась достаточно конструктивная позиция. Остается только надеяться, что „Аэрофлот“ сдержит свое слово. Судя по тому, как часто меняется позиция перевозчика, последнее обещание осуществлять рейсы до 15 декабря, к сожалению, ничего не значит», — отмечает Майя Ломидзе.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

   

Комментарии (0)