В Сочи открылся 27-й «Кинотавр»
- 07 июня 2016 12:48
- Максим Марков
Первую награду вручили, не откладывая: почётный приз фестиваля присуждён режиссёру Сергею Бодрову — «за художественные достижения в российском и мировом кино». По этому случаю на сочинской Театральной площади показали его «Кавказского пленника» (фильму исполнилось уже двадцать лет), но можно и нужно вспомнить и другие работы замечательного мастера: «Непрофессионалы», «СЭР», «Давай сделаем это по-быстрому», «Монгол», «Седьмой сын»… Дважды его картины номинировались на «Оскар» и дважды получали «Нику» за лучший фильм отечественного киногода. В этом месяце Бодрову исполнится 68 лет, и он, как говорится, полон творческих планов.
Открыл фестиваль альманах «Петербург. Только по любви», «семь историй о самом красивом городе России». И «семь уникальных женских голосов», так как авторы новелл — только женщины: Рената Литвинова, Авдотья Смирнова, Оксана Бычкова, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова, Анна Пармас, Аксинья Гог. Женская тема будет продолжена и на закрытии «Кинотавра», когда покажут новую работу Веры Сторожевой — «Сдаётся дом со всеми неудобствами» с Викторией Исаковой, Ириной Пеговой и Светланой Ходченковой в главных ролях.
Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»
Между ними — четырнадцать конкурсных фильмов, оценивать которые предстоит жюри во главе с командиром «Экипажа» Николаем Лебедевым.
— «Врач» — режиссёрский дебют Юрия Куценко с Гошей Куценко в главной роли (хотя человек один, но именно так в титрах); это история трудящегося в городской больнице нейрохирурга.
— «Год литературы» Ольги Столповской — тоже дебют, но уже в документальном кино: наблюдение за тем, как проходил наш тематический 2015-й.
— «Зоология» — второй игровой фильм прославившегося «Классом коррекции» Ивана И. Твердовского: рассказ о работнице зоопарка, у которой вдруг… вырос хвост. После Сочи лента отправится на международный конкурс в Карловы Вары.
Кадр из фильма «Зоология»
— «Иван» — дебют Алёны Давыдовой, о дружбе пожилого мужчины и маленькой девочки.
— «Коллектор» — дебют Алексея Красовского с Константином Хабенским в роли, как можно догадаться, коллектора, обвинённого в страшном преступлении. Эта картина также отобрана в одну из программ июльского Карловарского фестиваля.
— «Огни большой деревни» — полнометражный дебют Ильи Учителя, комедия о том, как провинциальная команда энтузиастов решает снять собственное кино — и обязательно с Дмитрием Дюжевым в главной роли.
Кадр из фильма «Огни большой деревни»
— «После тебя» — фильм, наряду с «Млечным путём» соединивший не только в творческом, но и семейном союзе режиссёра Анну Матисон и актёра Сергея Безрукова, который здесь играет «признанного гения» — «знаменитого артиста балета».
— «Разбуди меня» — дебют обжившегося в России француза с русскими корнями Гийома Проценко, криминальная повесть о девушке, в вещих снах прозревающей будущее.
— «Рыба-мечта» — дебют Антона Бильжо с Северией Янушаускайте в заглавной, надо полагать, роли.
Кадр из фильма «Ученик»
— «Ученик» — каннский фильм Кирилла Серебренникова о школьнике, превращающемся в религиозного фанатика. На общем фоне очевидно, что это и есть главный претендент на Гран-При — ну, наравне с «Зоологией», быть может (но это — не глядя, а только предполагая).
— «Хороший мальчик» Оксаны Карас — о непростой жизни девятиклассника, которого играет молодой да «звёздный» Семён Трескунов.
— «Человек из будущего» — первый полный метр Романа Артемьева об «учёном», предрекающем конец света и находящем новую «мать спасителя человечества» в лице простой кассиршы. Эту картину обычный зритель сможет увидеть в кинотеатрах уже через полторы недели.
— «Чужая работа» — полнометражный документальный дебют Дениса Шабаева, в центре которого — гастарбайтер из Таджикистана, мечтающий стать знаменитым актёром.
— «Я умею вязать» — дебют Надежды Степановой (осуществлённый при участии Сергея Иванова), рассказывающий о задумчивой девушке, несмотря на свои двадцать лет уже утратившей смысл жизни.
Кадр из фильма «Год литературы»
Как легко заметить, большая часть конкурса — дебюты: в Год российского кино «Кинотавр» сделал ставку на новое поколение авторов. Программный директор киносмотра Ситора Алиева напоминает, что в своём конкурсе фестиваль пытается «уловить голос времени, стать зеркалом кинопроцесса», и нынешняя подборка свидетельствует, что «российское кино-2016 — это не только залп блокбастеров, но ещё это молодые режиссёры, женщины в кино, документалисты и актёры-суперзвёзды, меняющие амплуа».
Если же рассуждать о сюжетных тенденциях нынешнего конкурса, то следует вспомнить Френсиса Форда Копполу образца 1979 года. Апокалипсис сегодня. Рушится мир базовых ценностей. Герои умирают, не в силах совладать с суровостью жизни. Распад идёт на самых разных уровнях: физиологическом, моральном, духовном, глобальном. И если кинематограф по-прежнему призма реальности, то этот социальный портрет в игровом кино, скажем так, несколько пессимистичен, хотя в нынешнем конкурсе есть примеры не только трагического, но и комического осмысления деструктивной тенденции.
Кадр из фильма «Рыба-мечта»
В свою очередь президент фестиваля Александр Роднянский говорит о другом: он убеждён, что «вся история „Кинотавра“ является опровержением столь модной ныне идеи „порванной нити“» и любых рассуждений «об окончательном разрыве поколений в нашем кино».
«Кинотавр» — дело специфическое. Это фестиваль частный, а значит, независимый. Он зародился в хаосе безвременья. Кинопоказ агонизировал, авторы были растеряны и не вполне представляли себя в новой общественно-экономической и художественной ситуации. Сочинский кинопраздник сделал, на мой взгляд, главное — сохранил кино как искусство. Это было бы невозможно, если бы поколения кинематографистов разъединились, как об этом любят говорить. «Кинотавр» объединил людей разных возрастов, разных взглядов, разных авторских позиций. Заложил фундамент развития новейшего российского кино, безусловно, выросшего из советского… {…} Вне всякого сомнения, «Кинотавр» поддержал авторов, создал контекст, постоянно фиксировал меняющуюся ситуацию, обрисовывал ближайшие перспективы.
Перспективы на будущее 27-й «Кинотавр» уточнит 13-го июня, когда жюри раздаст лучшим увиденным фильмам честно заслуженные призы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: