+11
Сохранить Сохранено 7
×

Музеи в кинематографе


11 0 817

Музеи в кинематографе

18 мая – Международный день музеев. Киноридус решил не оставаться в стороне от этого важнейшего культурного события – и подготовил специальный путеводитель по лучшим музеям из мира кино.

 

«Как украсть миллион», 1966, реж. Уильям Уайлер.

Кадр из фильма "Как украсть миллион"

Классика «музейного» жанра – настолько идеальная, что все прочие картины сразу бледнеют в сравнении с ней. Даже несмотря на то, что герои прекрасной Одри Хепберн и элегантного Питера О’Тула, оказавшись в парижском музее, заметную часть экранного времени проводят не за рассматриванием редчайших экспонатов, а в крохотном чуланчике с ведрами да швабрами. Но ради спасения репутации отца стоит немножко потерпеть – и выставленная на всеобщее обозрение фальшивая Венера все-таки будет украдена!

 

«Русский ковчег», 2002, реж. Александр Сокуров.

Кадр из фильма "Русский ковчег"

Уникальный замысел, беспрецедентное воплощение которой надолго обеспечило фильму место во всевозможных «Книгах рекордов». Снятый одним кадром - без монтажных стыков – безостановочный проход по всему Эрмитажу с участием многотысячной массовки, но без единого «ляпа» - попробуй-ка повтори! Но кинематографический эксперимент так и остался бы экспериментом, если бы не авторская мысль, ведущая повествование: за полтора часа перед нами проплывает вся история России.

 

«Код да Винчи», 2006, реж. Рон Ховард. 

Кадр из фильма "Код да Винчи"

Страшное убийство свершается в стенах парижского Лувра! Еще более страшные тайны скрывают собранные в нем шедевры!.. Благодаря этому фильму и оригинальному роману Дэна Брауна мир узнал о главном музее планеты много нового. И про подсказки, спрятанные великим Леонардо да Винчи в его картинах, и про возведенную в центре Наполеоновского дворика стеклянную пирамиду. И хотя разумный человек легко отличит правду от вымысла, особенно доверчивые зрители наверняка кое-что да приняли здесь за чистую монету.

 

«Старики-разбойники», 1971, реж. Эльдар Рязанов.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"

Ограбление по-советски: не желая смиряться с грядущей пенсией, герои фильма крадут из музея картину Рембрандта – и этого никто даже не замечает! Преступление века срывается по банальной причине: все просто поверили, что бессмертный шедевр и правда вынесли на реставрацию. Чего только еще не напридумывали многолетние соавторы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, а эта шутка – одна из лучших. Жаль только, что в фильме это – всего лишь отдельный кусок, а в целом картину нельзя, к сожалению, признать стопроцентно удавшейся.

 

«Безумный город», 1997, реж. Коста-Гаврас.

Кадр из фильма "Безумный город"

Недавно уволенный охранник музея естествознания решает восстановить справедливость и обстоятельно поговорить со своим начальством. А чтобы его лучше поняли - берет с собой немного динамита и оружия. Слово за слово, и в заложниках у него оказывается группа детей, а в случайных друзьях – телерепортер, жаждущий сенсации. Легко догадаться, что Коста-Гаврас, мастер политического фильма, лауреат «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви», пригласил Дастина Хоффмана и Джона Траволту вовсе не для того, чтобы просто пройтись по музейным залам. Его в большей степени интересовали вопросы морали – и то, как они стираются современным телевидением.

 

«Застава Ильича», 1964/1988, реж. Марлен Хуциев.

Кадр из фильма "Застава Ильича"

Этот советский шедевр представляет музей в несколько необычном для обывателя виде. Авторы картины справедливо посчитали, что полноценное воссоздание эпохи 60-х на экране невозможно без поэтического вечера в Политехническом музее – подобные мероприятия тогда пользовались невероятной популярностью, особенно среди молодежи. И потому приход героев картины в легендарную Большую аудиторию совсем не выглядел вставным эпизодом. Хотя они просто сидят и слушают самых популярных поэтов того времени: Вознесенского, Окуджаву, Ахмадулину, Евтушенко, Рождественского… Однако длинный эпизод не понравился чиновникам (им многое вообще в картине не понравилось) – и в прокатном варианте под названием «Мне двадцать лет» от него остались только ошметки. Авторская версия была восстановлена только спустя почти четверть века – и снова в Политехе зазвучали великие голоса.

 

«Сокровище нации», 2004, «Сокровище нации: Книга тайн», 2007, реж. Джон Тёртелтауб.

Кадр из фильма "Сокровище нации"

Это, конечно, не совсем «музейные» фильмы. Но герои Николаса Кейджа и Дайан Крюгер в своих приключениях успевают обежать такое множество мест, так или иначе связанных с историей США, и на бегу рассказать нам такое количество занимательных фактов и подробностей, что не включить их в данный список было бы серьезной ошибкой. Хотя не всегда эти места являются музеями в чистом виде: Декларация независимости, например, выставляется в Национальном управлении архивов и документации, а Гора Рашмор пусть и Национальный мемориал, но ведь это гора, а не музей. И, тем не менее, есть в этих фильмах, что называется, музейный дух – и они вдохновляют не только на подвиги, но и на получение знаний. Пусть и не в таком объеме, как у Николаса Кейджа.

 

«2 дня», 2011, реж. Авдотья Смирнова.

Кадр из фильма "2 дня"

Музей-усадьба писателя Щегловитова – место на карте России вымышленное, но озвученные в фильме проблемы музейного дела, к сожалению, до боли реальные. И пусть типичность усадебной дамочки, воплощенной Ксенией Раппопорт, вызывает некоторое сомнение, но государственный муж в изображении Федора Бондарчука – настоящий чинуша, каких мы видим в нашей жизни во множестве. Разве что здесь, в кино, он под благотворным влиянием культуры до удивительного быстрого «исправляется» - но этот оптимизм оставим полностью на совести авторов, страшно далеких, как это часто бывает, от реальности.

 

«Афера Томаса Крауна», 1999, реж. Джон Мактирнан.

Кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"

В оригинальной картине 1968 года обаятельный герой Стива Маккуина грабил банк, но за тридцать лет мир стал ближе к искусству – и в римейке персонаж Пирса Броснана совершает свои виртуозные проделки в нью-йоркском «Метрополитен-музее». Только надо иметь в виду, что музейные реалии отражены здесь довольно условно: и пожарная сигнализация используется не та, и страховка осуществляется по-другому, да и картины, которые приглянулись герою, висят на самом деле в Художественном институте Чикаго! Но весь фильм – сплошное признание в любви к великой и бесценной Живописи. Моне, Магритт, Писсарро – вот уж никогда бы не подумать, что о них можно узнать что-то новое из авантюрной американской «безделушки»! Но сия безделица сделана настолько изящно, что с годами сама по себе превратилась в произведение искусства – такие картины редки: не Голливуд, а сплошной импрессионизм!

 

«Ночь в музее», 2006, «Ночь в музее 2», 2009, реж. Шон Леви.

Кадр из фильма "Ночь в музее"

Без всякого сомнения – фильмы, сделавшие для музеев всего мира огромное, огромаднейшее дело. Как романы про «Гарри Поттера» вернули школьников к чтению, так и эта дилогия с Беном Стиллером в главной роли прямиком направила их в музеи. Не только в Музей естественной истории Нью-Йорка (первая серия) или в Смитсоновский институт в Вашингтоне (часть вторая). Дети верят (да и некоторые взрослые, будем честны, тоже), что экспонаты оживают по ночам в любых выставочных залах – что добавляет магии даже дневному посещению. Так что вклад этих замечательных, озорных и остроумных картин в дело пропаганды Музеев как отличного места для отличного времяпрепровождения попросту неоценим. Безусловно - №1 нашего сегодняшнего хит-парада.

А теперь - все по музеям! Тем более что в большинство из них вход 18 мая бесплатный!

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+11

 

   

Комментарии (0)