Тому Крузу - 50
- 03 июля 2012 10:27
- Максим Марков
3 июля великому Тому Крузу исполняется 50 лет. Великому – без преувеличения. На протяжении вот уже четверти века Том Круз олицетворяет собой само понятие «Голливуд» - снимаясь не только в коммерческих фильмах, но и у самых крупных режиссеров. Киноридус попробовал выделить десятку его лучших картин – хотя это попросту невозможно: творчество актера гораздо шире этой десятки и каждый назовет свои любимые фильмы. Так что наш взгляд – не более чем список личных привязанностей.
«Миссия: невыполнима 2» (2000)
У Тома Круза много прекрасных ролей, но лишь Итана Ханта он играл целых четыре раза – и уже поговаривают о пятой серии. Задумав перенести на большой экран популярный телесериал, Круз-продюсер придумал ход, благодаря которому «Миссия» выигрышно отличается от бондианы: снимать каждую серию доверяли не обычному профи-ремесленнику, а режиссеру со своим Именем и авторским подходом. Результаты можно оценивать по-разному, но у Джона Ву получилась почти идеальная смесь наивности и крутизны – благодаря этому сочетанию фильм можно пересматривать бесконечно.
«С широко закрытыми глазами» (1999)
Последняя работа великого Стэнли Кубрика – снимавшаяся необычайно долго для американского кино и стоившая, как принято считать, Тому Крузу брака. Рассказывающий о семейном кризисе внешне счастливой пары, фильм порой заглядывает слишком глубоко – уж таким был Кубрик режиссером, не привыкшим плавать по поверхности. Требуя от Тома и Николь Кидман полной самоотдачи, он ее получил – но актеры подобной откровенности не выдержали и их личная жизнь дала трещину. Жалко, конечно – особенно в свете нынешнего, уже третьего для Тома развода. Зато с точки зрения Кино мы имеем безукоризненный шедевр; искусство требует жертв, что ж тут поделать.
«Лучший стрелок» (1986)
Глянцевая классика, безупречный хит от Тони Скотта – одновременно и любовная история, и рассказ о крепкой мужской дружбе, сюжет о человеческом соперничестве и экскурс по редкой профессии. Говорят, что после этой картины ряды американских ВМС существенно пополнились новыми призывниками – и в это легко поверить. Насыщенный зрелищными эпизодами, фильм показывает, как это круто – служить своей Родине, но при этом совершенно не выглядит проплаченной патриотической агиткой. Напротив, он выглядит фильмом на все времена, вне зависимости от политического курса.
«Ванильное небо» (2001)
Чем славен Том Круз – он всегда балансировал на очень тонкой грани между «авторским» и «зрительским», умудряясь делать так, что его картины одновременно попадали и в ту, и в другую категорию. Фильм Кэмерона Кроу – самый яркий тому пример: сильная психологическая драма соединена здесь с увлекательным повествованием. Редкий, кстати, случай, когда голливудский ремейк - картина повторяет испанскую ленту «Открой глаза» - не только не уступает оригиналу, но в чем-то даже его и превосходит. В чем? У испанцев не было Тома Круза, разумеется.
«Интервью с вампиром» (1994)
Том Круз всего на полтора года старше Брэда Питта, но в 1994-м первый уже был суперзвездой, в то время как второй – еще только «восходил на Олимп». Их дуэт в полной мере соответствовал сюжету: старший вампир учит уму-разуму молодого. Это, конечно, немало способствовало успеху фильма – и обеспечило ему особое место в истории кинематографа. Можно долго спорить, кто кого здесь «переиграл» и кто из героев, плохой вампир или хороший, является тут главным. Бесспорно одно – режиссер Нил Джордан снял одно из самых замечательных произведений на обозначенную тему.
«Джерри Магуайер» (1996)
В отличие, допустим, от Роберта Де Ниро или Леонардо Ди Каприо, Том Круз не привязан ни к какому режиссеру – и лишь трижды за свою карьеру брался за второй фильм с одним и тем же автором. Сотрудничество с Кэмероном Кроу вышло в этом плане наиболее удачным – возможно, им следует как-нибудь сделать и третью совместную картину, уж больно хорошие первые две. История спортивного агента, потерявшего всё, но сумевшего вновь подняться на вершину, покоряет своим идеализмом – и достойно продолжает ряд блистательных «голливудских сказок» о том, что можно достичь успеха, оставаясь приличным человеком.
«Несколько хороших парней» (1992)
Нечасто так бывает, что судебная драма о преступлениях в армии становится не просто суперхитом, а фильмом, поддержанным целым поколением. Сейчас, в эпоху непрекращающихся «Сумерек», это даже странно, но тем не менее – 19 лет назад зрители MTV именно эту ленту Роба Райнера назвали лучшей картиной года. Говорит ли это о том, что за прошедшие два десятилетия зрители печальнейшим образом отупели? Кто знает – но фильмы, подобные этому, сейчас и правда великая редкость.
«Человек дождя» (1988)
Единственный в карьере Круза фильм, получивший главного «Оскара» (режиссер Барри Левинсон). Конечно, все зрительское внимание здесь отдано Дастину Хоффману, виртуозно перевоплощающемуся в аутиста. Но молодой Том совсем не уступает своему великому напарнику – просто у него другая, «нормальная» роль и, соответственно, другие актерские задачи. Конечно, справедливо замечание, что картина не состоялась бы, не будь здесь Хоффмана – но и без Круза это было бы совершенно иное кино. Для молодого и тогда еще ходившего в «перспективных» артиста это был серьезный шаг в сторону новых, серьезных и вдумчивых ролей.
«Особое мнение» (2002)
Этого дуэта ждали все: главный актер + главный режиссер Голливуда! Однако готовый фильм и по идее, и по воплощению вышел несколько сложнее, чем хотелось бы обычному простодушному зрителю. Мир 2054 года оказался полон серых красок и пессимистических ноток, а история о еще несовершенных преступлениях – слишком мрачной и полной тревожных предчувствий. Том Круз и Стивен Спилберг разочаровали тех, кто хотел от них очередного «легкого» фильма, но пойдя «другим путем», создали этапную картину в научно-фантастическом жанре – цитаты из которой сегодня встречаются постоянно.
«Рыцарь дня» (2010)
Нулевые стали для Тома Круза не самым удачным периодом: фильмы вроде бы и хорошие, но все-таки уступают былым его достижениям. Актер сделал выводы – и постепенно «переформатировался» в сторону комедийного жанра. Его улыбка и без того уже четверть века считалась эталонной – теперь Том нашел для нее особое применение. Хотя на самом деле фильм Джеймса Мэнголда не является комедией в чистом виде – это скорее приключенческий боевик с весомой долей иронии. Для Круза это ирония во многом по отношению к самому себе: долгие годы он был слишком серьезным – и понял, что настала пора меняться. 50 лет - не самый поздний для этого срок, так что мы еще наверняка увидим самые разные проявления таланта любимого актера.
Не факт, что Том Круз получит когда-нибудь «Оскара» за лучшую мужскую роль – но не подлежит никакому сомнению, что однажды Киноакадемия оценит его вклад в мировое и американское кино своей Специальной наградой. Хотя бы потому, что понятия «Том Круз» и «Голливуд» - давно уже почти что синонимы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: