+35
Сохранить Сохранено 7
×

Всевидящее око московского метро


Всевидящее око московского метро

Рабочее место Дежурного по метрополитену. © Антон Тушин/Ridus.ru

Московский метрополитен – это огромный организм. Чтобы обеспечить его работу и безопасность пассажиров, нужно в режиме реального времени получать огромный объем информации, быстро ее анализировать и принимать решения в случая возникновения нештатных ситуаций. Чтобы узнать, как протекает вживую этот сложнейший процесс, корреспондент Ридуса отправился в Ситуационный центр.

Захожу в просторное помещение, в центре которого – большой круглый стол Дежурного по метрополитену, похожий на капитанский мостик. Слева – рабочие места операторов с двумя-тремя мониторами на каждом, а в центре – сразу же притягивающая внимание стена из экранов, на которых – вестибюли, эскалаторы, вагоны. Обстановка в Центре очень деловая, если не сказать – напряженная: никто не дремлет за кружкой чая, как в офисах - все время слышатся звонки, обрывки переговоров по громкой связи, диалоги операторов с пассажирами.

Зал Ситуационного центра Московского метрополитена. © Антон Тушин/Ridus.ru

Как рассказывает мне Константин Викторович Пахомов, главный инженер Ситуационного центра Московского метрополитена, сюда стекается аудио- и видеоинформация со всех станций московского метро. Сломался поезд, не работает эскалатор, нарушена работа каких-то устройств, обнаружены подозрительные предметы, произошло задымление – все становится известно в считанные минуты.

Дежурный по метрополитену сначала проверяет эти данные, и затем переадресует информацию соответствующим службам метрополитена. Любые случаи, связанные с неполадками, даже пустяковыми, докладываются начальнику метрополитена – посредством СМС или по телефону.

Помощник дежурного за работой. © Антон Тушин/Ridus.ru

Другая задача Центра – взаимодействие с городскими службами. На прямой связи - оперативные дежурные всех коммунальных хозяйств – теплосеть, энергетики, газовые сети, связь, водоснабжение, общественный транспорт. Например, на одной из линий по техническим причинам закрыли станцию – необходимо сразу же связаться с Мосгортрансом, чтобы были выделены дополнительные автобусы для перевозки пассажиров.

На связи и экстренные службы – МЧС, Скорая, военная комендатура, ФСБ, полиция. Причем это прямой канал, минующий коммутаторы городской телефонной сети – даже в случае серьезной аварии будет возможность связаться с «силовиками», спасателями или медиками. Есть «горячая линия» и для связи с мэром Москвы – градоначальник должен быть в курсе всех проблем, возникающих в московской подземке.

Дежурный по метрополитену Людмила Николаевна Горохова. © Антон Тушин/Ridus.ru

- Когда начал работать Ситуационный центр, что послужило толчком к его созданию? – спрашиваю у Константина Викторовича.

- В 2005 году. Три года спустя мы усовершенствовали его на основании наработанного опыта, и теперь Центр работает в нынешней конфигурации. Причин две. Первая – раньше с городскими службами связывались поездные диспетчеры каждой линии метро отдельно. Это была слишком длинная схема докладов начальству и взаимодействия служб метро. Мы поняли, что надо забрать эти функции у поездных диспетчеров и сконцентрировать их в одном месте. Вторая причина – теракты. В 2005 году вступила в действие комплексная программа противодействия терроризму, в рамках которой был создан Ситуационный центр, и метро было оснащено специальными техническими средствами – собственной системой прямой связи и системами видеомониторинга.

Вместе с Дежурным по метрополитену Людмилой Николаевной Гороховой подхожу к рабочему месту оператора. На мониторе – электронная карта одной из станций Сокольнической линии, на которой помечены места установки видеокамер. Людмила Николаевна рассказывает, что их в московском метро более пяти тысяч, и они контролируют 95% пассажирской зоны. Оператор, переключаясь между камерами, следит за всем, что происходит на станциях. Увеличена очередь в кассе – из Центра передадут, чтобы открыли новые окошки. Или, допустим, на мониторе видно, что люди сгрудились и куда-то смотрят – значит, что-то произошло. Особое внимание, конечно – бесхозным предметам.

Оператор следит за камерами и одновременно принимает звонки. © Антон Тушин/Ridus.ru

Этот же оператор принимает звонки с колонн экстренного вызова, которые находятся на каждой станции. Как раз в эту минуту раздается звонок – мужчина хочет узнать, как ему добраться в подмосковные Мытищи. Казалось бы, вопрос за пределами компетенции работников метро, но оператор сразу отвечает: "Вам нужно доехать до станции «Комсомольская» и сесть на пригородный поезд". "У наших операторов - очень широкий кругозор, - с гордостью говорит Людмила Николаевна, - а если оператор не может сам дать пассажиру нужную информацию, то его переключают на справочную службу метрополитена".

На другом рабочем месте идет мониторинг видеокамер, установленных в вагонах. На мониторе у оператора – схема линии, на которой видно положение состава в данный момент времени. Кроме видеокамер, при необходимости можно также подключиться к переговорам по связи «пассажир-машинист». Если поступило сообщение о неисправности – реагирует сам машинист. Если криминал – операторы СЦ связываются с дежурной частью ОВД на метрополитене, сообщают номер вагона, номер маршрута, на каком удалении он находится от ближайшей станции, и полиция принимает необходимые меры.

По словам главного инженера СЦ, системы видеонаблюдения в поездах функционируют на Кольцевой, Сокольнической и Замоскворецкой линиях. Причем камеры установлены не только в вагонах, но также в кабине машиниста и в голове состава – как правило, записи с них используют при расследовании несчастных случаев.

Изображение с камер, установленных в кабине машиниста и на головном вагоне. © Антон Тушин/Ridus.ru

Смена оператора - 12 часов. Работа это непростая, требующая предельного внимания и концентрации. Да и нервная тоже – если пассажир «на эмоциях», зачастую бывает трудно понять, что именно произошло. В течение нескольких секунд оператору надо трезво оценить информацию и принять решение – к каким службам обратиться.

Изображение с любой камеры можно вывести на большие мониторы. Мне удалось лично понаблюдать, как сотрудники Центра реагируют на ЧП: мы видим на экране, что на «Петровско-Разумовской» всех пассажиров высаживают из состава.

Мониторы. © Антон Тушин/Ridus.ru

- Машинист обнаружил неисправность АРС – системы автоматического регулирования скорости, которая обеспечивает безопасность движения, заменяя собой светофоры, - говорит Людмила Николаевна. – Через АРС состав получает информацию, сколько впереди свободного пространства, и система выдает ему скорость, с которой он может безопасно следовать. Это повышает пропускную способность – поезда ходят чаще. Состав с «Петровско-Разумовской» сейчас отправят в депо, откуда уже вышел резервный поезд, чтобы не нарушать интервал. Мы всегда стараемся доставлять как можно меньше неудобств пассажирам.

Так что теперь, беззаботно шествуя по станции или прикорнув на сиденье в вагоне, знайте – за вами незримо следят сотрудники Ситуационного центра Московского метро. Случись что – они подскажут, помогут, спасут.

Благодарим пресс-службу ГУП "Московский метрополитен" за помощь в организации репортажа.

Рабочее место оператора СЦ. © Антон Тушин/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+35

 

   

Комментарии (20)

  • Владимир-3965
    Владимир-3965 28 августа 2012

    Там голова кругом пойдет...

    Ответить
    0 +
  • allapshin
    allapshin 28 августа 2012

    Интересный репортаж, спасибо!

    Ответить
    0 +
  • bagimot
    bagimot 28 августа 2012

    большой брат следит за тобой! :)

    Ответить
    0 +
  • Конь
    Конь 28 августа 2012

    действительно интересно

    Ответить
    0 +
  • Арсений-Пузатов
    Арсений-Пузатов 28 августа 2012

    О-ф-и-геть.
    А ещё в Москве есть метро. На колцевой линии вы можете обзавестись такими редкими заболеваниями, как педикулёз, экзема, часотка и даже туберкулёз, на станции "Комсомольская" под бдительной крышей полиционеров, наши средне-азиатские братья по сходной цене предложат вам любые документы от разрешения на работу до паспорта на таганской можно купить диплом практически любого ВУЗа, немножко поддельный, но он очень подойдёт к вашим поддельным Патек Филипп и треникам адидас. Велкам!

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 28 августа 2012

    Люди вроде вас везде видят только грязь и мерзость. Жалко мне вас, тяжело вам живется.

    Про педикулез, часотку и экзему, кстати - это ваши больные фантазии.

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 28 августа 2012

    Все красиво, только почему в жару в "Русичах"-душегубках без вентиляции не включают кондиционеры, энергию экономят? Народ вынужден чуть ли не выламывать окна, чтоб дышать.

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 28 августа 2012

    Только что ехал в "Русиче", кондиционер работал.

    Ответить
    0 +
  • Lamberthasel
    Lamberthasel 28 августа 2012

    Там как-то выборочно работают, хотя смонтированы кондеи почти на всех.

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 28 августа 2012

    И проблема, что закупорены наглухо, окна даже если и удастся открыть, неэффективны, ведь кроме них, нет воздухозаборников на крышах.
    Герметичный вагон с неработающим кондеем представляет собой Освенцим.

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 28 августа 2012

    Поздравляю! Осень уж на дворе, зачем кондеи? Вы в метро месяц назад, в жару хоть пробовали в этих Русичах покататься?
    Хуже, чем в старых "скотовозках" с открытыми окнами.

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 28 августа 2012

    Катался все лето - все кондеры работали. Вы бы в Париже покатались в старых вагонах - вас бы вообще кондратий обнял.

    Ответить
    0 +
  • FirstLawyer
    FirstLawyer 28 августа 2012

    Не надо расслабляться, ребята............

    Ответить
    0 +
  • ziobr
    ziobr 28 августа 2012

    Поцоны-товарищи, а не подскажите, как попасть в это идеальное метро? А то я в Москве почему-то постоянно попадаю в какое-то другое метро с бомжами, пьяными, карманниками, мутными чурками. И никто ж не проследит недреманным оком за моей сумкой, если я засну в вагоне случайно после трудового дня.

    Ответить
    0 +
  • Lem
    Lem 28 августа 2012

    +1

    Ответить
    0 +
  • Lem
    Lem 28 августа 2012

    Мне еще интересно, почему их ситуационный центр не замечает таких вещей, как выключенные в целях экономии эскалаторы на станциях, даже когда перед единственным работающим выстроилась огромная очередь.

    И это не единичный случай, а систематическая экономия на пассажирах.

    Ответить
    0 +
  • ziobr
    ziobr 28 августа 2012

    о да, это одна из Самых Великих Загадок московского метро

    Ответить
    0 +
  • Станислав Мудрый
    Станислав Мудрый 28 августа 2012

    это всё конечно распрекрасно, что есть "вертикаль". однако оперативность реагирования на местах (даже при оперативном принятии решения в Ситуационном Центре) вызывает большие сомнения. Как правило, в случае несанкционированного проникновения в тоннели метро и сообщения об этом в Центр - держурная по станции реагирует минут через 10-15. А если же сообщать диспетчеру по линии, то до Центра это за частую и вовсе не доходит.
    А так, репортаж неплох

    Ответить
    0 +
  • Max
    Max 30 августа 2012

    Кто о чем, а вшивый о бане :)

    Ответить
    0 +
  • alex-8499
    alex-8499 28 августа 2012

    занимательно, спасибо

    Ответить
    0 +