Антониони: притворись, что знаешь о нём всё
- 29 сентября 2012 10:21
- Максим Марков
29 сентября мир отмечает столетие великого режиссера Микеланджело Антониони. Киноридус подобрал десять фактов о гении, оперируя которыми в разговоре, можно легко сделать вид, что вы знаете о нем всё – даже если только сейчас впервые услышали его имя.
1
Свой первый кинокадр режиссер снял в сумасшедшем доме: незадолго до начала Второй мировой войны он с друзьями решил снять документальный рассказ о буднях психиатрической клиники родного города. Однако пациенты испугались яркого света прожектора и пришли в неимоверное буйство. Съемку вынуждены были отменить, но осадок, как говорится, остался.
2
Будущий классик начинал свою кинокарьеру с «нормальных» фильмов – «Хроника одной любви», «Дама без камелий», «Подруги». Но потом вдруг соскользнул в сторону сугубо «авторского» кинематографа и всемирно прославился благодаря так называемой «трилогии отчуждения», в которую входят ленты «Приключение», «Ночь» и «Затмение» (совсем уж знатоки добавляют сюда еще более ранний «Крик» и замыкающую «Красную пустыню»). Характерен в этом отношении сюжет «Приключения»: поиски пропавшей на острове героини оборачиваются тем, что все персонажи будто бы забывают, что или кого, собственно говоря, ищут. На показе в Каннах фильм был освистан, зато в конце фестиваля – награжден специальным призом «за значительный вклад в поиски нового кинематографического языка».
3
Антониони стал первым обладателем всех трех главных фестивальных призов мира – «Золотого медведя», «Золотого льва» и «Золотой пальмовой ветви». Причем что самое поразительное – на это у него «ушло» всего шесть лет! В 1961-м в Берлине выиграла его «Ночь", в 1964-м Венецию завоевала «Красная пустыня», а в 1967-м Канны возгласили о триумфе «Фотоувеличения». Повторить такое достижение пока что удалось одному лишь Роберту Олтману.
4
Самый знаменитый эпизод, придуманный и поставленный Антониони – финал фильма «Фотоувеличение». Герой, силящийся разобраться, было или не было то, чему он стал невольным свидетелем, сталкивается в парке с группой веселящихся мимов. Они изображают игру в теннис – без ракеток и без мяча удивительно точно имитируя все характерные движения. В какой-то момент невидимый «мячик» перелетает через ограду – и героя просят «поднять» его и «кинуть» обратно. Он так и делает; за кадром возникает звук настоящей игры.
5
Cколь ни удивительно это прозвучит, но получив все награды мира, Антониони принял приглашение поработать немножко в Америке. Но стоит ли удивляться тому, что американская публика в итоге не захотела знакомиться с итальянским творцом и в коммерческом плане фильм «Забриски Пойнт» потерпел печальное фиаско? Зато позднее лента обрела заслуженный культовый статус – во многом благодаря своему саундтреку, включающему композиции групп Pink Floyd, Grateful Dead, The Rolling Stones и др.
6
В фильмах Антониони появлялись лучшие актеры своего времени: Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Ален Делон, Джек Николсон, Ричард Харрис, Ванесса Редгрейв. Но чаще всего он снимал Монику Витти – актрису, которая сыграла в шести десятках картин и получила массу наград, но в истории кино навсегда осталась именно как муза Антониони. В ноябре ей исполнится 81 год.
7
Антониони снял пятнадцать больших игровых картин и десятка два короткометражек, включая новеллы для киноальманахов и документальные зарисовки. Но еще больше фильмов, как это часто у великих художников бывает, он не снял – по разным причинам, но в первую очередь – финансовым. Поэтому часть своих замыслов – тридцать три рассказа – режиссер собрал в сборник под названием «Тот кегельбан над Тибром», вышедший в 1983 году. Самый короткий сюжет называется «Антарктида»: «Льды Антарктиды смещаются, приближаясь к нам со скоростью три миллиметра в год. Подсчитать, когда они доберутся до нас. Предугадать в фильме, что из этого выйдет».
8
В историю «Оскара» Микеланджело Антониони вошел как самый лаконичный лауреат. Получая в 1995-м году почетную награду за вклад в киноискусство, мэтр сказал одно лишь «Спасибо». Да еще и на итальянском.
9
Антониони прожил замечательно долгую жизнь – 94 года. Правда, последние два десятилетия он не мог говорить и самостоятельно передвигаться – сказались последствия инсульта. Но даже тогда он продолжал и мыслить, и творить – умудрившись даже поставить свою последнюю большую картину «За облаками». Помогал ему в этом режиссер Вим Вендерс, считающийся наиболее верным последователем мэтра: он «угадывал» и озвучивал его указания.
10
День смерти Микеланджело Антониони – 30 июля 2007-го года – стал воистину черным днем для мирового кинематографа: тем же утром умер еще и Ингмар Бергман. Одновременный уход двух величайших титанов называли «концом золотого века авторского кино» - забывая, что на самом деле оба гениальных старца закончили свой творческий путь гораздо раньше земного.
Вот теперь вы знаете об Антониони практически всё.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: