Обзор кинопремьер: Сергей Шнуров и мертвая собачка Тима Бертона
- 12 октября 2012 11:04
- Максим Марков
Сергей Шнуров усиленно старается не пить («Пока ночь не разлучит»), Анна Михалкова приезжает в Тбилиси за мужиком («Любовь с акцентом»), Тим Бёртон оживляет мертвую собачку («Франкенвини»), Итан Хоук расследует ужасающие убийства («Синистер»), а в Белграде проводят гей-«Парад» под защитой «великолепной семерки». Насыщенный событиями уик-энд.
«Франкенвини» (Frankenweenie)
США, реж. Тим Бёртон, анимация.
Из школьных предметов Виктор больше всего любит физику, а в свободное от занятий время целыми днями пропадает на чердаке – там у него обустроена целая лаборатория. И еще мальчик обожает своего пса Спарки – умного и веселого. Когда однажды лучшего друга сбивает автомобиль, Виктор понимает, что пора применить свои знания – и при помощи грамотно направленной молнии оживляет собачку. Однако вскоре его секрет перестает быть секретом.
Времена меняются: 28 лет назад студия Диснея отвернулась от молодого режиссера, поставившего короткометражку о восставшем из мертвых питомце – а сейчас сама зазвала его, уже классика, смастерить полноценный ремейк. Бёртон не стал дуться – и вернулся к давнему сюжету, изящно закольцевав магистральную тему своего творчества. На сей раз он снова выбрал форму кукольного мультфильма – что тоже было принято поклонниками режиссера с заметным одобрением. «Кошмар перед Рождеством» Генри Селика по его сценарию и собственный бёртоновский «Труп невесты» не просто давно уже стали классикой, но являются эталонами детской "страшилки", в последнее время обретающей всё большую популярность (см. вышедшего в августе «Паранормана» и стартующих через неделю «Монстров на каникулах»). Новый «Франкенвини», таким образом, оказался долгожданным проектом.
Тем грустнее, конечно, разочарование. Нет, про мультфильм никак нельзя сказать, что он «плохой», по многим показателям он великолепен. Замечательная работа аниматоров, колоритно придуманные персонажи, чудесные моменты – можно перечислять долго. Только вот сердце скребет из-за того, что в угоду новой семейной аудитории Бёртон не только расширил компанию персонажей азиатом и арабом, но и слегка поменял общую концепцию, заметно снизив финальный накал страстей. Его первый «Франкенвини» был не столько о мертвой собачке, сколько об обществе, не готовом принять ее чудесное возвращение и потому жаждущем лютой расправы. Убрать столь «скользкий» момент оказалось очень легко: стоило только добавить к Спарки еще пяток незапланированных монстров вроде гигантской черепашки и скрестившегося с летучей мышью кота. И всё – удачная метафора обернулась пародией на «Годзиллу», страх за маленького героя сменился серией комических гэгов. Кто спорит: детям, конечно, так больше понравится.
Поэтому легче всего в данном случае тем, кто и ведать не ведает о давнем фильме 1984 года, а еще лучше – и вовсе не знает, кто такой Тим Бёртон (или, вернее, кем он когда-то был). Такой зритель - скорее всего, очень юный и потому свободный от любых сравнений - останется, надо полагать, весьма довольным увиденным.
См. также:
«Тим Бёртон и мертвая собачка»
«Пока ночь не разлучит»
Россия, реж. Борис Хлебников, в ролях: Александр Яценко, Евгений Сытый, Сахат Дурсунов, Сергей Шнуров, Татьяна Токарева.
В дорогом ресторане собирается знатная публика: одни собираются отметить день рождения, другие – провести деловые переговоры, кто-то пытается отойти от вчерашнего, а кто-то, напротив, всячески старается выдержать себя в трезвости. Между ними молча снуют недолюбливающие друг друга официанты, а на кухне тем временем повар проводит активные телефонные переговоры, пытаясь вызволить из кутузки своего работника.
Так часто бывает, что рассказ о создании фильма куда интереснее самой картины. «Пока ночь не разлучит» - пример как раз такого рода. История о том, что все основные создатели ленты (актеры и творческая группа) работали не за утвержденный гонорар, а за будущие проценты от сборов, для России революционна. Конечно, только так и снимают, например, любители – на собственном энтузиазме. Но здесь же – «звезда» на «звезде», одно только перечисление задействованных ВИП-персон может занять несколько строчек. Фандера, Толкалина, Долецкая, Шалаева, Кузнецова, Екамасова, Коршунова, Хазанова, наконец, Авдотья Смирнова и Анна Михалкова - и это я еще не перешел к мужчинам. В итоге заявленный бюджет – всего сто тысяч долларов, ушедшие на свет и на камеру. И если идея сработает и фильм принесет реальную прибыль, есть шанс, что принцип возьмут на вооружение и другие кинематографисты, уставшие ныть, что им не дают денег на съемки. Кто знает, может, это послужит обновлению отечественного кинопроцесса?..
После этих озвученных надежд говорить собственно о фильме вроде как и нечего. Он обаятельный, миленький, в целом смешной – но из разряда «пустячок, а приятно». Всего час с небольшим времени – и этот час вы проведете в обществе приятных людей, болтающих о том, о сем, чаще всего – о банальном, сиюминутном. Меткая фраза, анекдот; смена плана – забавная ситуация; еще один столик – новый прикол; о грустном надоело – давайте о смешном. Не то чтобы это фильм «ни о чем» - это просто такой сколок «ниочемного» времени. Довольно, кстати, полезный в историческом плане – возможно, наши внуки именно его будут пристально изучать (наравне, допустим, с «Духлессом»), чтобы понять, чем жила, чем питалась элита страны в путинскую эпоху.
И еще, что самое важное, это новая работа Бориса Хлебникова – одного из лучших режиссеров своего поколения («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»). Те, кто следит не только за мейнстримом, но ценит и хорошие образцы авторского кино, его имя знают прекрасно – и для них оно стоит куда дороже, чем все показавшиеся в его фильме «звезды».
«Любовь с акцентом»
Россия, реж. Резо Гигинеишвили, в ролях: Анна Михалкова, Филипп Янковский, Светлана Бондарчук, Никита Ефремов, Тинатин Далакишвили, Надежда Михалкова, Мераб Нинидзе, Артур Смольянинов.
Девушка сбегает с любимым парнем от своего излишне строгого отца. Гламурный режиссер случайно оказывается на смотринах в качестве жениха. Мужчина стесняется открыть красавице свои чувства и молча дарит ей миллион алых роз. Литовка приезжает в Тбилиси искать будущего отца своего ребенка. О, Грузия – красивая страна красивой любви.
Осенью отечественное кино заметно активизируется: как и «Пока ночь не разлучит», «Любовь с акцентом» может похвастаться большим количеством участвующих «звезд» - и также имеет все шансы стать «народным» хитом. Предпосылки к тому располагают: это легкая романтическая комедия, созданная по лекалам «Реальной любви» и альманаха «Париж, я люблю тебя!». От первой взята структура повествования: несколько историй о людях, которые любят, любили, хотят любить. От второго – признание в любви к месту действия: Грузия предстает в картине во всей своей невероятной красе, хоть тут же покупай туристическую путевку. Ориентиры безошибочные: люди тянутся к фильмам, позволяющим отдохнуть душой и расслабиться, помечтать и посмеяться. И чем проще сюжет – тем даже лучше: приятно, когда всё понятно.
При желании, к картине можно предъявлять самые разные претензии. Банальные сюжеты, зачастую высосанные из пальца - хотя авторы и уверяют, что опирались на реальные истории. Откровенно слабая, ремесленная режиссура, упирающая на картинку, а не на характеры. Заурядная и неестественная игра некоторых актеров – не всех, правда, многие стараются. Всё вместе это гарантирует несмешно произнесенные несмешные шутки.
Только вот дело не в этом: «Любовь с акцентом» снята не для критиков, а для зрителя. И если расценивать ее не с точки зрения художественного высказывания, а с позиции именно зрительских ожиданий, фильм покажется далеко не самым худшим на свете. Бывает гораздо, гораздо хуже – в особенности в этом «легком» жанре, столь тяжело, как правило, дающемся нашим киношникам. Так что пусть картина и не стала большим откровением, но не стала она и откровенным провалом. Ведь многим людям и правда требуется отдохнуть душой – и свою задачу «короткого отпуска» лента пусть не блистательно, но довольно грамотно выполняет.
«Синистер» (Sinister)
США, реж. Скотт Дерриксон, в ролях: Этан Хоук, Джульет Райлэнс, Клер Фоли, Джеймс Рэнсон, Винсент Д’Онофрио.
Писатель, специализирующийся на книгах о жутких преступлениях, переезжает вместе с семьей в особенный дом. Здесь недавно повесили на лужайке четверых человек, тело младшей девочки не нашли. На чердаке беллетрист обнаруживает коробку с кинопроектором и старыми пленками – свидетельствующими о том, что это было не первое убийство подобного рода.
Скотт Дерриксон громко заявил о себе фильмом «Шесть демонов Эмили Роуз» - одним из лучших на тему экзорцизма, весьма реалистичным и жуть как пугающим. Репутацию ему чуть было не подпортила высокобюджетная фантастика «День, когда Земля остановилась», поэтому стоит порадоваться возвращению перспективного автора в жанр, в котором ему есть, что сказать. «Синистер» - впечатляющий пример того, как можно малыми средствами добиться максимального эффекта. Не изобретая ничего принципиально нового, режиссер мастерски пользуется известными приемами – в очередной раз доказывая прописную истину, что нет ничего лучше проверенных трюков. Особенно в выбранном жанре – где страшно уже оттого, что герой почему-то не включает свет, заходя в темную комнату. А когда становишься невольным свидетелем целого ряда массовых убийств, да еще и совершенных столь изощренными способами – вздрогнешь и передернешься не однажды. Умело нагнетая зловещую атмосферу, Дерриксон неспешно вводит зрителя в самую бездну ужаса – медлительность повествования будет увенчана стремительным финалом, от одного лишь воспоминания о котором волосы встают дыбом.
Объективность требует найти в «Синистере» недостатки – и они, разумеется, есть. Пара сюжетных линий откровенно недосказана и могла бы иметь большую стройность; что-то откровенно притянуто за уши; невключенный, опять же, свет - что можно увидеть в темноте? Однако в фильме есть что-то, что заставляет забыть о мелочах, что-то, что отличает его от множества подобных ему картин, но не имеет, к сожалению, четкого названия. Может быть, это магия кино – ведь даже ужасающие пленки со смертями здесь имеют свои «расширенные версии».
«Парад» (Parada)
Хорватия-Македония-Сербия-Словения, реж. Срджан Драгоевич, в ролях: Никола Койо, Милош Самолов, Христина Попович, Горан Евтич, Тони Михайловски.
Группа секс-меньшинств собирается провести в Белграде гей-парад – воинственные оппоненты недвусмысленно намекают в ответ, что мероприятие завершится побоищем. Стечение обстоятельств приводит к тому, что охранять парад рекрутируют "братана"-авторитета: его невеста сочувствует «голубым» и иначе на свадьбу не согласна. Не получив поддержки от местных корешей, Никола отправляется из Сербии в Хорватию – набирать команду, которая сможет внести свой вклад в укрепление прав человека.
Главная трудность, которая возникает при рецензировании данного фильма, - это поиск подходящего лексикона. Создатели «Парада» назвали все вещи своими именами, переводчики сосредоточились, в основном, на многократных вариациях со словом «пидоры», но насколько позволительно следовать их примеру? «В любви и уголовник, и пидор одинаковы», «Вы хоть и пидоры, но тоже люди» - не оскорбят ли эти цитаты заинтересованных лиц? Не заденут ли эти характерные примеры авторского призыва к толерантности чьи-либо чувства? А вдруг для кого-то, как и для героя картины, станет откровением тот факт, что обладатель 11 «Оскаров» «Бен Гур» - «самый гейский фильм» на свете?.. Короче говоря, в наше время, когда запрет ставится на запрете, возникает много вопросов, даже не связанных, казалось бы, с основным содержанием ленты.
Хотя «оскорбительнее» всего то, что в жертву идее автор «Парада» приносит великую «Великолепную семерку», беря ее за основу своего рассказа (еще более великие «Семь самураев», по счастью, не упоминаются). В какой-то мере это даже «хуже» «Горбатой горы», первой взявшейся перелицовывать ковбойские мифы. Но именно это внезапное единение братков с их, скажем так, подзащитными и является комическим стержнем этой веселой по воплощению, но трагичной по содержанию истории. Розовая машинка с цветочком, любимые оперные арии, постоянные ужимки и подмигивания – с одной стороны, непримиримая суровость, заостренно выраженная маскулинность и секция дзюдо – с другой; как тут не посмеяться? Пусть даже штамп следует за штампом, всё равно – не так часто они имеются в кино в таком количестве и в такой интерпретации. Тем более что в чувстве самоиронии ни режиссеру, ни актерам никак не откажешь. Пусть даже если это смех со слезами на глазах – население бывшей Югославии к лицам нетрадиционной ориентации по-прежнему относится с большим недоверием.
См. также:
«Двадцать неизвестных разгромили гей-клуб в Москве»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: