«Нам нужен новый Петр», - убежден Кончаловский
- 29 октября 2012 09:25
- Максим Марков
Накануне открытия своей московской ретроспективы режиссер Андрей Кончаловский встретился с людьми и рассказал им о трех струнах Художника и о счастье, о своей ненависти к Малевичу и любви к человеческому лицу, о деградации Европы и потребности России в новом Петре, а также вдруг вспомнил, кому Кутузов каждый день поутру варил кофе по-турецки.
Вчера в московском кинотеатре «Художественный» была торжественно открыта ретроспектива «Андрей Кончаловский. Взгляд в прошлое», приуроченная к случившемуся в августе 75-летию режиссера и 50-летнему юбилею его творческой деятельности. В ближайшие три недели в ее рамках будут показаны все полнометражные работы мастера – от «Первого учителя» до «Щелкунчика», от «Сибириады» до «Одиссея». Многие показы будут представлены снимавшимися в фильмах актерами - Натальей Аринбасаровой, Ириной Мирошниченко, Еленой Кореневой, Олегом Табаковым, Александром Домогаровым, Евгением Мироновым, Никитой Михалковым. Специально ради Кончаловского к нам также приехал великий шведский актер Макс фон Сюдов, который посетил премьерный показ спектакля «Три сестры» в Театре имени Моссовета и представил москвичам картину 1986-го года «Дуэт для солиста». Другим гостем вскоре окажется Дэнни «Мачете» Трехо, который 27 лет назад сыграл у Кончаловского свою первую кинороль – в фильме «Поезд-беглец»; он выйдет на сцену «Художественного» 8 ноября.
Не будут забыты и документальные проекты режиссера: из цикла «Гении» покажут шесть серий, посвященных великим композиторам, из цикла «Бремя власти» - портреты Гейдара Алиева и Юрия Андропова, на несколько вечеров растянется авторский цикл «Культура - это судьба». Также в рамках ретроспективы пройдет выставка фотографий, посвященная творчеству Андрея Кончаловского; все подробности и расписание можно узнать на его личном сайте.
Накануне открытия ретроспективы знаменитый режиссер встретился сперва с журналистами, а чуть позже – еще и со студентами творческих вузов, поделившись со слушателями своим видением сегодняшнего мира. По словам режиссера, разговаривать с молодыми очень полезно: разговаривая не по-научному, а разговаривая, размышляя, сам учишься очень многим вещам. Поэтому ему неинтересно просто читать лекции: «Интереснее говорить про те вещи, которые волнуют меня больше, чем кино и театр». Среди таковых – судьба страны, например; только вот про это Кончаловского почему-то спрашивали не особо активно. Даже жаль: как раз сейчас он читает всё про российскую революцию – и наверняка замечает какие-то параллели. История вообще полезный предмет – например, знали ли вы, что Кутузов едва ли не каждое утро варил кофе по-турецки любовнику императрицы Платону Зубову? Специально приезжал и варил – потому как больше было некому, никто не умел; легко согласиться с Кончаловским, что один этот факт говорит о стране очень многое. А вспомним национальную мифологию, русские сказки: ковер-самолет, скатерть-самобранка, тридцать лет лежать на печи – очевидно же, что любовь к халяве впитана нами с младенчества! «Нам нужен новый Петр. Если Петра не будет, нам всем кирдык», - убежден Кончаловский, не называя, впрочем, подходящих на эту функцию кандидатов.
Современную жизнь режиссер совсем не считает современной: «Она такая же, как и 600 лет назад», - ничего не изменилось. При этом Россия даже не самостоятельна в своей деградации – а следует в своем нравственном падении прямиком за Европой. Европа же деградирует потому, что вконец потеряла свои ориентиры: желанная ею свобода привела в итоге совсем не к тем результатам. Рынок победил искусство: «Макдональдс», «Кока-кола», Голливуд – вот три кита, на которых стоит сейчас мир; за то ли боролись?.. Рыночная стоимость заменила художественные ценности - и от этого особенно страдает молодежь, исходящая теперь не из вечных представлений о прекрасном, а из аукционной оценки.
Кончаловский вообще с недоверием относится к так называемому «современному искусству»: нарисовать черный квадрат, как у Малевича, может каждый, а вот попробуйте повторить кисть Микеланджело! То же и с музыкой: когда в доме играет Моцарт, даже вода в стакане положительно заряжается – доказали ученые. И остается только сожалеть о том, что те зрители, которые некогда стояли в огромных очередях на фильмы Феллини и Антониони, сейчас уже почти все умерли. А ведь фильм жив, пока вы в зале; если зрителя нет – кино тоже исчезает.
Говоря о творчестве Художника, выступающий прочертил наглядную цепочку: сперва Художник должен Увидеть. Но мало увидеть – надо еще и Зафиксировать. Но чтобы зафиксировать – нужно Уметь это сделать. А для этого нужно очень много Работать. Но и это еще не конец, самое главное – чтобы результат волновал. А если не волнует – старания могут оказаться бесполезными. Поэтому художник и должен в совершенстве использовать три струны, имеющиеся у него в распоряжении: Ужас, Смех и Сострадание. И помнить, что по сути своей человека волнует всего лишь две вещи: красота либо ее разрушение. Больше ничего – хотя, разумеется, красота в данном случае может толковаться чрезвычайно широко: и как красота самого человека, и как красота его поступка. «В киноискусстве самым главным является человеческое лицо», - уверенно заявляет Андрей Кончаловский, отмечая, что совершенно неважно в итоге, какими средствами оно снято, в 3D или на обычный айфон. «Константа – все равно человек».
Надо быть лучше других в том, что вы делаете, - убеждает студентов режиссер. И для этого надо работать с утра до ночи – желательно, оставаясь самим собой; хорошо бы еще, чтобы за это платили хорошие деньги. Помните: дубля нет, каждый день неповторим. Но в то же время стоит и задуматься: зачем вы всё это делаете? Хотите остаться в памяти человечества? Не надейтесь – забудут всех. Спасти мир? Нет, красота мир не спасет. Искусство, по убеждению Кончаловского, нужно для того, чтобы сделать человека на какое-то время ребенком. Искусство, как и проповедь, дает человеку ощущение, что он вроде бы понял смысл жизни. Правда, выйдя из зала, он про этот смысл быстро забывает, - грустно улыбается режиссер. Самому же ему сейчас больше всего хочется, чтобы его не забыли собственные внуки - остальное уже не так-то и важно.
На традиционный вопрос о любимых режиссерах Кончаловский отвечает, не задумываясь: «Феллини, Куросава, Бунюэль, Бергман, Джон форд - я у них учился». Последний фильм, который он посмотрел на сегодняшний – «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу (не так давно этот японский фильм 1953-го года занял первое место в десятке лучших кинокартин всех времен, составленной журналом “Sight & Sound” на основе опроса ведущих режиссеров мира). Вспомнили и о том, что какое-то время назад Кончаловский объявил о своем желании снять документальный фильм о российской деревне. Сейчас, говорит он, судьба столь сложного, как оказалось, проекта до конца не определена – и можно лишь надеяться, что съемки все-таки начнутся в следующем году.
Отвечая на вопрос, что такое счастье, режиссер приводит не свою, но научную формулировку: «Счастье – это когда самая насущная потребность у вас удовлетворена и эмоциональный шок от того, что она удовлетворена, еще не затемнен новой потребностью». Нет рецепта, как стать успешным, есть рецепт, как стать здоровым, - считает режиссер, отмечая при этом, что в кино нет правил, главное – талант. «Талант как деньги: есть – есть, нет – нет». Но, добавляет он, не расстраивайтесь, если у вас нет таланта в применении к кино – он может оказаться у вас в чем-то другом.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: