Командное кино: меньше семи не собираться!
- 18 декабря 2012 11:36
- Максим Марков
Гномов, решивших отвоевать свои сокровища у дракона, было тринадцать. Хоббита Бильбо они взяли с собой во многом и ради счастливого числа. Прекрасная получилась компания! Накануне выхода самого ожидаемого фильма года Киноридус повспоминал, как часто еще в кино действовала большая и дружная команда, мысленно произнося заветное: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
«Властелин колец» (2001-2003)
Их было девять, девять членов Братства кольца. Перечислим славных героев поименно: Арагорн и Боромир – люди, Леголас – эльф, Гимли – гном, маг Гэндальф плюс хоббиты: Перегрин Тук, Мериадок Брендибак, Сэмуайз Гэмджи и Фродо Бэггинс, главный Хранитель Кольца. В тяжелые времена выступили они в путь: Саурон нагоняет тучи, начиная войну со всем Средиземьем. Но как бы ни было страшно - надо идти и бороться.
Когда в середине 1990-х Питер Джексон только затевал процесс экранизации культового романа Д.Р.Р.Толкина, абсолютной уверенности, во что это всё выльется, не было, наверное, ни у кого. Но режиссер со своим собственным киношным «братством» сумел совершить не меньшее чудо, чем перенесенные на экран персонажи: удовлетворить как преданных «толкинистов», так и занудных кинокритиков. Первая серия ныне уже легендарной трилогии вышла в прокат одиннадцать лет назад – и с тех пор только так мы представляем любимых героев, и вряд ли как-то иначе (хотя книга имеет, как известно, еще и анимационную экранизацию). Общий итог командной работы: 17 «Оскаров» на все три фильма, приближающиеся к трем миллиардам кассовые сборы… Но что куда серьезнее – огромные доходы Новой Зеландии, построившей на хоббитах бизнес государственного масштаба. Дошло даже до того, что накануне премьеры «Хоббита» Веллингтон официально переименовали в Середину Средиземья – а такое уж точно в одиночку не провернешь.
«Семь самураев» (1954)
Япония, XVI век. Трусливые крестьяне нанимают группу отважных воинов, чтобы те защитили их маленькую деревеньку от банды численностью в четыре десятка отъявленных мерзавцев. Предложить взамен беднякам нечего, но и самураям Честь важнее вознаграждения.
На тот момент Акире Куросаве 43 года, за его плечами уже полтора десятка картин, главная из которых – «Расёмон» - только-только прогремела по всему миру, открыв людям Запада глаза на японское кино. Но все равно это еще «молодой» Куросава, не забронзовевший – что сказалось и в его жадной открытости к приключенческим мотивам, и в холодном отношении производящей фильм студии ко всей этой затее. Продюсеры слабо верили в успех мероприятия и то и дело укоряли превышающего бюджет режиссера – но тот упорно настаивал на своем и требовал не прекращать финансирования. Требовал не зря – потому что сумел в итоге добиться уникального синтеза авторского видения и жанра. Многие приемы, которые активно использовал Куросава, существовали уже и до него - но он едва ли не впервые собрал многие элементы вместе, создав идеальную матрицу приключенческого «командного» фильма. Настолько совершенную, что ее без потерь можно переложить на любой лад – и на ковбойский, как это сделали потом в сверхпопулярной «Великолепной семерке», и даже на муравьиный – как в случае с анимационными «Приключениями Флика».
«Одиннадцать друзей Оушена» (2001)
Дэнни Оушен задумал ограбить сразу три казино за ночь: нечего было их владельцу с его женой затевать шашни. Команда подбирается быстро, все, как на подбор, профессионалы своего дела.
Фильм Стивена Содерберга – тот случай, когда мы предпочтем ремейк оригиналу. Лента Льюиса Майлстоуна, выходца, кстати, из России, дважды награжденного «Оскаром», тоже, безусловно, хороша. В 1960-м году в ней блеснули Фрэнк Синатра, Дин Мартин и прочие участники так называемой «крысиной стаи», объединявшей главных американских кумиров второй половины ХХ века. Но Содербергу, имевшему, в свою очередь, помимо «Оскара» еще и «Золотую пальмовую ветвь», удалось перелицевать миф – создав собственный. И старый сюжет обзавелся уже в нашем веке новыми исполнителями – про которых никак не скажешь, что они «хуже». Джордж Клуни. Брэд Питт. Мэтт Дэймон. Кейси Аффлек. Дон Чидл. Берни Мак... Уфф, долго еще перечислять – особенно если учесть, что вслед за первым фильмом последовали еще и второй, и третий, и общее количество друзей увеличилось сперва до «Двенадцати», а потом и до «Тринадцати». А там, глядишь, они и еще что-нибудь снимут – хотя подобных планов никто из основных участников творческой группы пока не озвучивал.
«12 разгневанных мужчин» (1957)
Собрание присяжных заседателей – идеальная возможность застать в одной комнате самых разных людей, объединенных одной задачей: решить судьбу человека. Без мечей, без топоров, без ружей – одними словами, спорами, аргументами. Архитектор, банковский клерк, школьный тренер, продавец, часовщик и маляр – и еще полдюжины человек, запертых с ними в одной комнате, - обсуждают дело подростка, обвиняемого в убийстве отца. Почти стопроцентная уверенность в его виновности постепенно сменяется такой же убежденностью в обратном. А всё дело в том, что присяжные могут вынести свой вердикт только единогласно – чтоб все как один.
Разговорная пьеса Реджинальда Роуза хороша только в театре, - убеждали дебютанта Сидни Люмета «знающие» люди. Он не послушал – и сумел добиться невероятной энергетики действия в пределах весьма ограниченного пространства. Увлечь зрителя, как оказалось, могут не только скачки по прериям или величественные баталии; «банальная» вещь – смысл – тоже порой имеет значение. Доказательством тому – не только берлинский «Золотой медведь», полученный сразу, но и почетнейшее 6 место в главном мировом кинорейтинге IMDb, формируемом путем общенародного голосования.
Спустя полвека сюжет, как вы знаете, обрел и российское воплощение. Но глубоко неверно называть картину Никиты Михалкова «12» просто «ремейком». Взяв основу, он вложил в нее новое содержание – и хотя остались и присяжные, и подросток, и убитый отец, фильм получился совсем о другом. И его вполне можно было бы включить в наш список в качестве самостоятельной единицы.
«Молодая гвардия» (1948)
Олег Кошевой. Ульяна Громова. Любовь Шевцова. Сергей Тюленин. Валерия Борц. Советский человек знал эти имена наизусть. Юные комсомольцы Краснодона объединились в подпольную организацию и дали бой оккупировавшим их город фашистам. За что поплатились собственной жизнью.
Советский кинематограф не нуждался в выдуманных приключениях - наша жизнь и без того была богата на подвиги. Первый из которых, главный – общая, одна на всех, победа в Великой Отечественной. Тысячи, миллионы подвигов каждый день – бесконечный материал для художественных интерпретаций. История «Молодой гвардии», безусловно, одна из самых ярких страниц многолетней народной борьбы. Но таковой она стала не только благодаря своим реальным подвигам, но во многом и благодаря молниеносно написанному Александром Фадеевым роману, и тут же подоспевшей экранизации, осуществленной Сергеем Герасимовым. Несомненное мастерство обоих привело к тому, что государственный заказ превратился в по-настоящему значимые произведения как литературы, так и кинематографа – единение, которого почему-то никак нельзя добиться от современных творцов. Сыграв подлинных героев своего времени, свой путь в искусстве начали, среди прочих, Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук – актеры, при жизни признанные Легендами нашего кино.
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
Шедевр на все времена и на все возраста – первый большой мультфильм студии Уолта Диснея. Злая мачеха изживает юную падчерицу со свету – и что б той делать, кабы не наткнулась она в лесу на хижину гномов?.. Умник, Ворчун, Весельчак, Скромник, Чихун, Соня и, конечно же, Простачок – отнюдь не безликая толпа второстепенных персонажей, а именно что команда, в которой каждый герой имеет свои отличительные черты и характер. Вспомните любой фильм, коих впоследствии по этой сказке появилось великое множество: сможете ли вы там отличить одного гнома от другого? Навряд ли. Уникальность Диснея и его аниматоров как раз и заключается в том, что они никогда не рисовали что-то «просто так», для массовки – этого им не позволили бы производственные условия, связанные с оживлением рисованного персонажа. Ведь на всё про всё ушло три года и миллион рисунков – так разве имело смысл тратить такие силы на то, что не имеет собственного «Я»? Банальный вопрос – но с самого начала приведший к серьезнейшей проработке каждого слова, каждого жеста. Получившиеся в итоге гномы и правда заслуживали особого «Оскара» - и Американская киноакадемия на радостях вручила Диснею специальную награду вне номинаций: одну большую статуэтку и семь маленьких. Но мультфильм ждала и другая, куда более значимая награда – зрительская любовь, неувядающая на протяжении вот уже 75 лет.
«8 женщин» (2001)
Нечестно будет обойтись в этом списке и без лиц «слабого пола» - и фильм Франсуа Озона выручает в данном случае как нельзя лучше. Хотя сплоченной «командой» его героинь не назовешь – они просто Семья, а это понятие гораздо сложнее и далеко не всегда предполагает безусловную дружбу и единомыслие. Бабушка, две ее дочери, их золовка, две внучки и две служанки – клубок страстей, клубок противоречий. И кто-то из них, как предполагается, убил этим утром главу семейства – кто-то из этих «8 любящих женщин» (как называется оригинальная пьеса Робера Тома), больше некому.
Если по сюжету все женщины только и делают, что спорят друг с другом (ну, еще и поют), то сам фильм поставил два именно командных рекорда. Для начала жюри Берлинского кинофестиваля было настолько покорено картиной, что решило не разделять актерский приз – и присудить его всему женскому ансамблю, вручив по персональному «Серебряному медведю» каждой исполнительнице. Случай не уникальный (можно вспомнить еще аналогичные награды лентам «Часы» и «Возвращение»), но все равно поражающий численностью: все-таки сразу восемь звезд одинаково ярко «горят» в соседстве с другими крайне редко. Ну а позднее и Европейская киноакадемия так же признала по итогам 2002 года победу сразу всех озоновских актрис, без исключения.
«Мстители» (2012)
Мы договорились не включать в наш список фильмы, в которых героев меньше семи, но для «Мстителей» трудно не сделать исключения. Да, центральных персонажей, вступающих в финальную схватку, здесь «всего» шесть: Железный человек, Халк, Тор, Капитан Америка, Черная вдова и Соколиный глаз. Но мир, в котором они существуют, невозможен без Ника Фьюри, объединившего всех под своим «Щ.И.Т.»-ом. И, конечно, его трудно представить без скромного агента Фила Колсона, преданность и обаяние которого стали одним из важных мотивов этой истории. В которой они противостоят Злу все вместе.
Фильм Джосса Уидона стал венцом сложносочиненного проекта студии Marvel, несколько лет назад приступившей к экранизации своих многочисленных комиксов. Перед тем, как объединить героев в одну команду, им предоставили сольные выходы; своего бенефиса оказались лишены только Черная вдова, помогавшая Железному человеку, и Соколиный глаз. Подобная «артподготовка» не просто оказалась удачной сама по себе (каждый фильм стал блокбастером), но и привела в итоге к сногсшибательным показателям групповой атаки. Вышедшие в этом апреле «Мстители» стали главным хитом 2012-го года и заняли третью строчку самых кассовых лент за все времена – вслед за «Титаником» и «Аватаром».
Разумеется, наш список не полон: в нем не хватает «Бешеных псов» и «Неудержимых», «Дикой банды» и «Хранителей», «Монти Пайтон» и «Незнайки с нашего двора». Да что уж там – в нем нет «26 бакинских комиссаров», без которых, казалось бы, совсем никуда!.. Но данный «пробел» говорит лишь о том, что тема «командного» кино неисчерпаема – и клич «Один за всех – и все за одного!» никогда не утратит своей магической привлекательности.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: