Обзор кинопремьер: один Том Круз лучше трех Александров Ревва
- 11 января 2013 10:43
- Максим Марков
Первая премьера 2013-го, к которой нет решительно никаких претензий, - «Джек Ричер» с Томом Крузом, блистательный детектив, обильно сдобренный черным юмором. Отечественный кинопром в то же время «радует» детской приключенческой лентой «Продавец игрушек» и многообещающим, но совершенно провальным «Дублером». Тех, кого не впечатлит ни то, ни это, заинтересует, возможно, «Другая жизнь женщины» с Жюльетт Бинош в главной роли.
«Джек Ричер» (Jack Reacher)
США, реж. Кристофер Маккуорри, в ролях: Том Круз, Розамунд Пайк, Ричард Дженкинс, Дэвид Ойелоуо, Вернер Херцог, Роберт Дюваль.
Посреди бела дня убито пять человек. Все улики прямо указывают на единственного подозреваемого, но находится детектив, который начинает сомневаться в его виновности. Это Джек Ричер.
На волне всеобщей любви к Шерлоку Холмсу вполне закономерно появление конкурентов. И приятно, что новый специалист по сложным вопросам Джек Ричер оказался не просто с лицом Тома Круза – он еще и крут безо всяких скидок. У него есть не только мозги, но и характер, чувство юмора, умение держать удар и масса прочих полезных в бою навыков – в целом это едва ли не самый выразительный «оригинальный» герой, появившийся на экране за последние годы посреди множества сиквелов и ремейков. За ним и за его логическими рассуждениями крайне интересно наблюдать («Ты думаешь?» - «Постоянно. И тебе советую»), что для фильма детективного жанра, пожалуй, является самым главным. Даже зная заранее, прав герой или нет, мы должны максимально ему сопереживать, желая ему всяческого успеха. И Джек Ричер влюбляет в себя почти так же быстро, как и Итан Хант – с явным расчетом еще на несколько серий. Никакое женское сердце не выдержит, когда он, полуголый, стоит с обнаженным торсом во время важного разговора («Простите, вы не могли бы одеть рубашку?»). А когда ему говорят о врагах: «Они тебя уже ждут», парни ясно представят себе, что он имеет в виду, отвечая: «Им хочется так думать».
Время от времени появляются фильмы, про которые сразу же хочется сказать: классика. «Джек Ричер», похоже, принадлежит к числу таковых. Рано, конечно, загадывать, но есть ощущение, что эта картина останется – и останется надолго. Возможно, она не сразу займет те же позиции, которые занимают сейчас, допустим, бондиана, Джейсон Борн или «Миссия невыполнима», но тут надо понимать, что детектив все же проигрывает приключениям, скажем так, по «массовости». А «Джек Ричер» - именно детектив, чистой воды: найди улики, обоснуй доказательства, вычисли убийцу; тут важнее не экшен, а игра живого ума (хотя всего присутствует в равной доле). Но пройдут года - и наверняка окажется, что этот фильм послужил отправной точкой для целого нового направления. Конечно, подобные ленты были всегда - но важна ведь не только тематика, важно еще и воплощение. Когда в прошлом году в прокате появилась лента «Я, Алекс Кросс» (из которой тоже предполагается вырастить полноценную франшизу), это было издевательством как по части здравого смысла, так и в отношении художественного вкуса. «Ричер» же, кажется, лишен принципиальных недостатков – он сделан свободно и легко, людьми, явно знающими толк в профессии и явно получающими огромное удовольствие от самого процесса создания фильма. И это удовольствие ощутимо перетекает непосредственно в зал.
Кристофер Маккуорри некогда, уже довольно давно, получил «Оскар» за сценарий «Подозрительных лиц» - справедливо признаваемого одним из лучших детективных киносценариев во всей киноистории. В дальнейшем особых успехов за ним вроде бы не числится, но возвращение в профессию вполне можно признать триумфальным. Сейчас его кандидатура, если верить сообщениям из Голливуда, рассматривается в качестве вероятного постановщика пятой части всё той же невыполнимой «Миссии». Окончательное на этот счет решение, скорее всего, будет зависеть от мировых сборов «Джека Ричера» - так поможем же им поскорее определиться.
См. также:
«Том Круз теперь еще и «Джек Ричер»
«Продавец игрушек»
Россия, реж. Юрий Васильев, в ролях: Шамиль Хаматов, Агния Дитковските, Татьяна Лютаева, Вениамин Смехов, Андрей Барило, Пьер Ришар.
Молодой парижанин Николя закончил Сорбонну, но работает «для души» в магазине детских игрушек. За месяц до назначенной свадьбы он побеждает в игре «Самый умный человек Франции» и в качестве приза выбирает поездку в далекую снежную Россию, в которой жили его предки. Невеста, правда, ехать с ним отказывается – и зря: в Москве паренька и его маму встречает очаровательная девушка – вместе с которой они вскоре узнают о существовании фамильного сокровища.
По сюжету это еще может потянуть на роман для студенчества, но по воплощению фильм явно не превышает порога младшего и среднего школьного возраста. В былые времена функции идеального подросткового фильма выполняли, допустим, «Заклятие долины змей» или «Бронзовая птица» - и это были захватывающие приключения, но только если учесть, что мы не знали тогда ничего про Индиану Джонса. Но сейчас-то мы о настоящем приключенческом кино знаем практически всё!.. И несмотря на это наше «знание», нас по-прежнему «кормят», допустим, беззаботным «Графом Монтенегро» с Чадовым - и «Продавец игрушек» с Дитковските продолжает ту же самую «приключенческую» линию для детей, якобы не ведающих иного! Даже любопытно: кого создатели подобных картин намереваются затащить в кинозал? Их фильмы - ни о ком и ни для кого, и удивительно при этом слышать о возрождении «былых традиций», которыми прикрывается пагубное, увы, неумение рассказать современную увлекательную историю. И пусть нельзя не признать, что такая вот лента прекрасно, наверное, подойдет для какого-нибудь праздничного телевизионного утра (когда родители спят, а детям попросту некуда деться), но довольно странно, когда за просмотр вот такого тебя просят еще заплатить деньги. Справедливее было бы наоборот - зрителям приплачивать.
На пресс-конференции после первого показа знаменитого актера Смехова спросили напрямую: «Что вас заставило сняться в этом фильме?». «Нужда», - тут же последовал честный ответ. И понятно, конечно, что это шутка такая была, а дальше последовало что-то уклончиво-вежливое, и вообще эту «нужду» можно понимать еще и как «нужду по доброму кино»; но шутка, конечно, показательная. Закадровый текст здесь читает Армен Джигарханян – и он, пожалуй, единственный, к кому трудно предъявить в связи с этой работой обоснованные претензии. Все прочие обречены разве что на уважительное сочувствие. Шамиль Хаматов только и делает, что улыбается, Татьяна Лютаева комикует, актер Барило старательно изображает Гошу Куценко в худшую его пору. Появляющийся в нескольких парижских сценах Пьер Ришар на автомате отрабатывает гонорар – не зная даже, наверное, что его эпизодическая роль выдается на российских постерах за главную. Но что тут сказать… Хочется верить, что они-то свою зарплату на игрушки не перевели.
«Дублёр»
Россия, реж. Евгений Абызов, в ролях: Александр Ревва, Кристина Асмус, Дмитрий Хрусталев, Татьяна Орлова, Ксения Буравская.
Звездный мачо не в силах больше разрываться между съемками, интервью и разнообразными светскими приемами, где ему обязательно следует присутствовать. И потому прибегает к услугам вдруг объявившегося двойника – простого и скромного массажиста.
Чем именно знаменит Игорь Успенский – мы за весь фильм так и не поймем. Неважно, за что его любит страна и в чем его бесспорные таланты. Мы просто имеем как данность: он – суперзвезда, его все обожают. Он даже круче Дмитрия Диброва (на мгновение появляющегося в качестве «поверженного соперника»), и единственный, кто может составить ему реальную конкуренцию – это столь же популярный певец Михаил Стасов (также сыгранный Александром Реввой). Соперничество между ними за звание «Человека года» и становится центром банально решенного банального сюжета. В котором все характеристики – предельно условны, полноценные персонажи заменены масками, а вместо души и нерва – трэшевый юмор и скудоумие.
Причем фильм «лопается» без должных на то оснований: история про столь непохожих друг на друга двойников таит в себе массу возможностей и не раз становилась основой для действительно веселых комедий. Но здесь налицо недоработка решительно по всем направлениям: хилый сценарий не дожат, вялая режиссура подводит, актерское исполнение не превышает уровня любительского капустника. Взяв на себя поистине «оскаровские» обязательства, Александр Ревва справляется со своими тремя (!!!) ролями не столь виртуозно, как представлялось, наверное, ему самому в идеале. Все принципиальные отличия между его двойниками – в том, что один циник, другой – лирик, у одного прямые волосы, у другого кудряшки. Куда ярче выходит у него откровенная и злая пародия на Стаса Михайлова (прознав о фильме, оригинал на днях подал на ушлых кинематографистов в суд – тем самым обеспечив ленте дополнительную рекламу). Но и этот образ лишен разнообразия и нюансов, к тому же возникает естественный вопрос: а чем, собственно, Ревва лучше этого Михайлова? Ведь с точки зрения искусства они оба стоят по другую от него сторону – оба не имея никаких прав на «моральное превосходство».
Один герой картины упрекает другого, что у того все песни на один мотив, - и при этом сам Ревва даже не замечает, что использует в «Дублёре» одни и те же краски, лишь заявляя о своих способностях к перевоплощению, но подтверждая их минимально. Идея, конечно, была в том, что фильм станет его бенефисом, «взрывным» дебютом, который моментально выведет актера из гетто комедиантов в серьезные артисты. «Сразу» не получилось: в Америке за такое дают не «Оскар», а «Золотую малину». Хотя ответственность за случившееся безобразие – коллективная: целеустремленный актер в своем амбициозном рывке был преступно лишен профессиональной тренерской поддержки.
«Другая жизнь женщины» (La vie d'une autre)
Франция-Люксембург-Бельгия, реж. Сильви Тестю, в ролях: Жюльетт Бинош, Матьё Кассовиц, Ор Атика, Даниель Лебрюн, Франсуа Берлеан.
Едва влюбившись, Мари чудесным образом переносится по чьей-то воле во времени. Однажды проснувшись, женщина не узнает привычного ей мира: и сама она по непонятной причине стала какой-то не такой – старше на полтора десятилетия и слишком уж деловой, и с любимым мужчиной что-то не так – вроде всё только началось, а уже разводом пахнет, и вообще – всё совсем по-другому. И теперь вот ей предстоит понять – насколько это плохо и каковы шансы на то, чтобы всё изменить к лучшему.
Французские актрисы - не в пример российским – довольно часто становятся режиссерами. Вот только недавно свой первый фильм привозила в Москву Мелани Лоран, вот только на Новый год в наш прокат вышел дебют Лауры Моранте, - а уже им на смену спешит первая картина Сильви Тестю, которую мы знаем, например, по таким интересным картинам как «Лурд» и «Страх и трепет». И вновь – рассказ о женской судьбе, с единственным существенным изменением. В отличие от своих коллег, Тестю, несмотря на все свои регалии, не рискнула сама играть в собственном фильме – и отдала главную роль как более опытной, так и куда более «звездной» Жюльетт Бинош. Что, конечно, стало во всех отношениях правильным решениям – ведь в противном случае совершенно не факт, что картина добралась бы в итоге до российского проката.
«Чтобы создать образ Мари, - рассуждает о своем новом фильме Жюльетт, - нужно было одновременно играть две противоположные роли. С одной стороны, она заблудилась во внутреннем лабиринте, переживает сильные и трагические приступы паники. То же самое испытывает ребёнок, когда ему на какое-то мгновение кажется, что он потерялся на рынке. Это совершенно невыносимый страх. Только вот Мари его испытывает в отношении своей взрослой жизни. Она просыпается и не понимает, где она живёт и с кем. Это очень страшно. Её собственное тело ей больше не знакомо, она не узнаёт своё лицо. Она потерялась. В то же время она попадает в невероятные комические ситуации, которые подчёркивают безумное положение, в котором она оказалась. И от этого героиня кажется смешной, человечной, трогательной и забавной. Мне было безумно приятно её изображать. Это, безусловно, одна из лучших ролей, которые мне доводилось играть». Что насчет последнего, так это актриса, конечно, всерьез преувеличивает – но так часто бывает, когда новая работа для творцов оказывается одновременно и самой лучшей. Не будем спорить – но все же скрестим пальцы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: