Обзор кинопремьер: Шварценеггер возвращается, метро затопило, Усама бен Ладен убит
- 22 февраля 2013 10:14
- Максим Марков
В прокат выходит новый фильм Арнольда Шварценеггера – и название не обманывает, это действительно «Возвращение героя». Даже жалко немножко, что это не он убил Усаму бен Ладена – о том, кто именно это сделал, рассказывает Кэтрин Бигелоу в номинируемом на «Оскар» триллере «Цель номер один». И не он сыграл Хичкока – а Энтони Хопкинс. Но хорошо хоть, что московское «Метро» затопило не во время его визита – впрочем, он бы и с такой неприятностью легко бы справился.
«Возвращение героя» (The Last Stand)
США, реж. Ким Чжи Ун, в ролях: Арнольд Шварценеггер, Форест Уитакер, Эдуардо Норьега, Джонни Ноксвил, Джейми Александр, Луис Гузман.
Маленький городишко близ мексиканской границы. Обычные выходные – все разъехались кто куда, за главного остался шериф со своею командой. И всё бы ничего, да только по дороге на эшафот сбегает опаснейший наркобарон, для которого подельники угнали с автогонок крутейшую наисовременнейшую тачку. На которой он в этот городишко через несколько часов и прибудет.
Русскоязычное название фильма – это, конечно, наш поклон Шварценеггеру, дорогому, любимому, незабытому. Возвращаясь в кино, он целенаправленно взялся за «скромный проект», сделанный со вкусом, но «по старинке»: со стрельбою, с добрыми шутками, безо всяких роботов и прочих современных наворотов в кадре. В Америке, глупцы, этого не оценили – и фильм еле-еле собрал в прокате 12 миллионов. Что ж, отличный шанс для российского кинопроката: нашего общего обожания Арни должно хватить на то, чтобы превысить заокеанский бокс-офис на все 200%. Картина этого всецело заслуживает: это не просто отличный боевик «как в старые добрые времена» - это классное кино, сделанное с большим чувством и неподдельной любовью.
За рулём проекта – корейский режиссёр Ким Чжи Ун, известный киноманам по фильмам «Я видел Дьявола» и «Хороший, плохой, долбанутый». Южная Корея, как известно, сегодня одна из самых перспективных кинофабрик на свете: там научились создавать блокбастеры, отличимые от голливудских разве что азиатскими лицами. Причем с драйвом там обстоят дела куда лучше, чем во многих американских картинах, продюсеры которых зачастую стараются лишний раз перестраховаться в стремлении угодить всем и каждому. И тот факт, что кореец снимает теперь кино с самим Шварценеггером, ясно свидетельствует: старые мастера отчаянно нуждаются в свежей крови. И хотя самому режиссёру уже 48, на многие вещи он смотрит совершенно не так, как его ровесники из Голливуда. И его незамыленный взор, свободный от набивших оскомину штампов, очень удачно сочетается с таким героем, которого воплощает собою Арнольд. Они прекрасно дополняют друг друга – создавая фильм, который непременно войдёт в золотую коллекцию жанра.
Здесь полно прекрасных моментов, начиная с чрезвычайно эффектного освобождения окружённого спецагентами злодея и вплоть до финального мочилова, в ходе которого даже тихая старушка хватает ружьё и яростно кричит отважному шерифу: «Выпусти им кишки, Рэй!». Но главный подарок российскому зрителю – это, разумеется, пулемёт «Максим», настоящий наш пулемёт, убедительно продемонстрировавший всю свою мощь тогда, когда это по-настоящему было необходимо. И пусть в одной из сцен фильма несокрушимый Арни вдруг надевает очки (не те тёмные очки Терминатора, а обычные очки для чтения), привычные слова «Я закон» и «Вы арестованы» по-прежнему звучат в его устах необычайно убедительно.
См. также:
«В Москву приехал «Железный Арни»
«Шварценеггер: великий и неповторимый»
«Арни отправился на «Последний рубеж»
«Метро»
Россия, реж. Антон Мегердичев, в ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Анфиса Вистингаузен, Светлана Ходченкова, Станислав Дужников, Елена Панова.
В ночь на пятницу в московском метро образуется течь, которая в восемь утра приводит к катастрофе: мчащийся состав сходит с рельс, вода заполняет тоннель. А так как это кольцевая, то велика угроза, что вслед за первой станцией зальёт и все остальные. Между тем где-то там, под землёй, остаются выжившие – и шансы на их спасение откровенно невелики.
Фильмы-катастрофы – не российский жанр, удачные примеры можно пересчитать по пальцам. «34-й скорый» - про поезд, «Тревожное воскресенье» - про танкер, «Экипаж», разумеется, про самолёт. Об аварии в ленинградском метро в 1986-м был снят фильм «Прорыв» - и снимал его, кстати, тот же оператор Сергей Астахов, что спустя четверть века работал и над этой, новой картиной. «Метро» пытается даже не возродить «былую школу», а начать что-то заново, в определённой мере – с чистого листа. Его успех или же прокатная неудача покажут всем прочим, стоит ли сейчас вообще за подобное браться – или лучше и дальше ограничиваться дешёвыми и беззубыми комедиями.
Пожелать, конечно, хочется успеха – потому как катастрофа сама по себе показана здесь на вполне приличном техническом и кинематографическом уровне. При желании можно, конечно, и придраться – но это будут придирки из разряда «в Голливуде сделали бы лучше». Понятно, что лучше – с их-то бюджетами и спецэффектами; но важно, что и наши умельцы не оказались посмешищем. Раз уж взялись за такое – себя не посрамили, продукт выдали надлежащего качества. И то, что смущает в фильме больше всего, не имеет уже никакого отношения к качеству «экранного ужаса». То, что здесь должно сломаться и утонуть – ломается и тонет нормально; беда совершенно в другом.
Главная проблема здесь - в «человеческом факторе». Создатели фильма посчитали, что одной катастрофы будет маловато – и «разбавили» её еще и невыносимым любовным треугольником, катастрофой, так сказать, психологического плана. Совершенно, как водится, случайно в одном утонувшем поезде оказались и муж, и любовник одной прекрасной женщины – которые, разумеется, не упустили случая посоревноваться в «крутизне» и выяснить отношения. Эти семейные дрязги (привет «Экипажу») вкупе с нелепо прописанными прочими персонажами (обязательная девушка-астматик, дурная алкоголичка, душераздирающий толстяк) выглядят здесь самым слабым звеном. Реалистичность наводнения оказалась «подмочена» неестественностью его жертв.
В меньшей степени смущает (но все равно смущает) то, что метро, показанное в фильме, - это все-таки не совсем то метро, которое перевозит несколько миллионов москвичей и гостей столицы ежедневно. Нет, речь вовсе не о выдуманных станциях «Садовая» и «Бородинская» - их появление в фильме как раз объяснимо: нечего нагнетать, и без того боязно ездить. Но вот аппаратура советских времён совсем не похожа на ту, которую постоянный читатель Ридуса имел возможность хорошо рассмотреть в фоторепортаже о работе Ситуационного центра метрополитена. Ни тебе мониторов, ни тебе камер в тоннеле, отсутствует мобильная связь. Работники технической службы действуют совершенно вслепую – а ведь рассказ идёт не о прошлом, а о дне сегодняшнем. Вот где ужас и кошмар – но объяснение этому есть. Проект, запущенный еще при Дмитрии Гаеве (который его полностью одобрил и обещал всяческое содействие), едва не заглох после того, как в московском метро внезапно сменилось руководство. Новая власть не только запретила съемки на своей территории, но и жесткими препонами «кинула» продюсеров ленты на полмиллиона долларов. Но так как совсем останавливать процесс вышло бы еще дороже, работы в срочном порядке перенесли в Самару – где кинематографистам устроили радушный приём. Разницу между тоннелями, разумеется, никто не отличит, ну а уж в том, что самарская техника ни чета московской, вины ничьей вроде как нету. Пусть теперь москвичи сами оправдываются: помогли бы фильму – были бы представлены в нём куда в лучшем виде. Но поздно: сейчас уже каждому зрителю не объяснишь, как всё было бы на самом деле, случись у нас и правда потоп.
Если всё же подвести некий итог, то в целом для отечественного кино это, несомненно, событие: попытка освоения сложного жанра засчитывается даже несмотря на обидные недочёты. Но в то же время – не цепляет, не страшно. Вот был такой в середине 90-х фильм – «Научная секция пилотов», действие которого тоже происходило в метро. И вот то была действительно сильная картина, после которой спускаться под землю и правда было слегка некомфортно. А тут – ну, посмотрели и поехали. Без тени опаски.
См. также:
«Один день на съемочной площадке»
«Цель номер один» (Zero Dark Thirty)
США, реж. Кэтрин Бигелоу, в ролях: Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Дженнифер Или, Кайл Чэндлер, Джеймс Гандольфини.
Спустя два года после 11 сентября в горячую точку прибывает молодая сотрудница ЦРУ. В Вашингтоне её называли «убийцей», но здесь, оказавшись на «настоящих» допросах, она поначалу выглядит довольно растерянной. Но робость вскоре проходит, и как-то раз один из «подопытных» Майи называет некоего Абу Ахмеда – про которого оперативница ранее ничего не слышала. Она начинает «копать» и постепенно всё сильнее убеждается, что судьба дала ей в руки золотой ключик, с помощью которого она однажды откроет ворота дома Усамы бен Ладена.
Случится это не сразу, а спустя восемь долгих лет, аккуратно утрамбованных в 2,5 часа экранного действия. Пока Майя, отбросив любые намёки на личную жизнь, упорно искала необходимые ниточки, «Аль-Каида» не сидела без дела: за это время случится взрыв в Лондоне в 2005-м, взрыв в отеле «Marriott» в Исламабаде в 2008-м, взрыв на американской военной базе в 2009-м… Но расследованием терактов занимались другие люди – и это истории для других фильмов. «Цель номер один» - дотошный рассказ о том, как искали и нашли одного лишь человека. Весть о гибели которого обрадовала в итоге весь мир.
Но не стоит воспринимать эту картину как абсолютно документальную: операции такого рода носят, как правило, гриф «Совершенно секретно», снимаемый разве что спустя полстолетия (да и то не всегда). Возможно ли такое, чтобы спецслужбы так быстро раскрыли все свои секреты – особенно учитывая, что война с террористами еще продолжается? Конечно же, нет. Так что произведение Кэтрин Бигелоу и её сценариста Марка Боала (оба получили по два «Оскара» за недавнего «Повелителя бури»), скорее всего, лишь удачная имитация – пусть и довольно достоверная в деталях. К тому же надо помнить, что данный проект был затеян задолго до 2 мая 2011 года – и рассказывал изначально о неудачной попытке поймать бен Ладена. Успех ЦРУ лишь ускорил работу – и добавил ленте «счастливый финал». Но так как явный вымысел продавался бы, наверное, гораздо хуже, расчетливые маркетологи убедили американскую аудиторию в том, что «всё так и было» - иного ведь не докажешь. Результат – чрезвычайно неплохие для политического триллера кассовые сборы и пять номинаций на «Оскар». Для сравнения – фильм «Не брать живым», в котором агенты ЦРУ искали в Ираке оружие массового поражения, к такому успеху не подошел даже близко.
Но как бы там ни было, даже если правды здесь всего ничего, картина любопытна и сама по себе – как дотошное исследование работы спецслужб. Ведь это только Джеймс Бонд спасает мир «на ногах» - Майя в отличие от него почти не отрывается от компьютера и видеомониторов с записями допросов. По сути, то, чем она занимается в фильме, можно описать одним словом: рутина. Разве что у обычных офисных работников нет такого соблазнительного бонуса - в виде мёртвого террориста №1.
См. также:
«Хичкок» (Hitchcock)
США, реж. Саша Джерваси, в ролях: Энтони Хопкинс, Хелен Миррен, Скарлетт Йоханссон, Джессика Бил, Дэнни Хьюстон.
В 1959-м году знаменитый Альфред Хичкок, на счету которого уже 46 фильмов, приступает к съемкам новой картины – «Психо». В успех проекта почти никто не верит, мастер опасается самоповтора, но в первую очередь режиссёра напрягает то, что его жена и соратница Альма вроде как «закрутила» с одним смазливым писателем.
По указанию Хичкока вход на съемочную площадку «Психо» был строго запрещен для всех посторонних. Но поразительно то, что запрет действует и спустя полстолетия – даже для зрителей фильма, который вроде как обещает о тех самых съемках всё в подробностях рассказать. Увы, обещания обернулись блефом – никаких секретов о создании шедевра мы не дождёмся. Речь тут совсем не об этом. «Психо» - лишь фон, красочный фантик для привлечения внимания. Основное же внимание уделено отношениям режиссёра и его супруги – которую он страшно ревнует, но без помощи которой никак не может обойтись. Никто не спорит – такой взгляд на историю имеет право на существование, более того – это вообще распространённый подход к биографиям выдающихся людей. Но хотелось большего – и тем сильнее разочарование.
Если убрать стандартную мелодраматическую основу, золотых песчинок останется совсем немного. Любопытно, конечно, что после «На север через северо-запад» Хичкоку предлагали ставить «Дневник Анны Франк» или «Казино «Рояль». Что поначалу от «Психо» все отказались, посчитав материал пошлым и вульгарным. Что у Энтони Перкинса тоже были особые отношения с матерью. Что Хичкок впервые в истории американского кино не просто показал унитаз, но и спустил в нём воду. Любопытны действия мэтра, направленные на продвижение своего «провального» фильма и вызвавшие в результате невиданный ажиотаж; замечательна реакция первых зрителей. Только вот все эти детали и без того были известны «хичкокоманам» – а для всех остальных они вряд ли имеют какую-либо ценность.
Но самое обидное, что мы даже не узнаем, была ли Джанет Ли обнажена в той самой сцене в душе или все-таки облачена в купальник (особенно обидно потому, что здесь её играет Скарлетт Йоханссон). Хичкоку грудь запретили показывать цензоры – но благодаря искусному монтажу он сумел создать иллюзию того, что мы что-то увидели. Саша Джерваси подобного умения начисто лишён – и потому вряд ли его работу стоит рекомендовать поклонникам великого мастера саспенса. Вообще, поразительно, насколько пресно можно рассказать столь интригующую историю.
См.также:
«Энтони Хопкинс сыграл Альфреда Хичкока»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: