Обзор кинопремьер: «Семейка Крудс» голосует «За Маркса»
- 15 марта 2013 11:57
- Максим Марков
На фоне стандартного кинопотока в российский прокат выходит сразу несколько в своём роде выдающихся картин: «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» Романа Копполы, «За Маркса…» Светланы Басковой и «Семейка Крудс» - мультфильм от «DreamWorks Animation». Чему следует от души порадоваться.
«Семейка Крудс» (The Croods)
США, реж. Крис Сандерс, Кирк де Микко, анимация, главную героиню дублирует Нюша.
Давным-давно, в дремучие пещерные времена, жила-была на свете одна семейка – именно что одна, потому как соседей либо раздавили, либо съели, либо еще что-то такое плохое с ними произошло. Получив немало горьких уроков, Крудсы живут строго по правилам – в основном, не выходя из тёмной пещеры. Чему отчаянно противится старшая дочь – которой хочется разнообразия. И вот однажды…
Однажды произойдёт столько всего, что жизнь семейки – да и всей Земли – изменится раз и навсегда. И оставаться прежними будет уже невозможно, и начнутся новые времена. Толчком к преобразованиям станет знакомство Крудсов с пареньком, умеющим добывать Огонь. Но только этим его умения не ограничиваются – он также ловко делает ловушки для зверей, зонты и обувь, показывая кроме того своим новым друзьям звёздное небо, никогда ими прежде невиданное. Другими словами, креативный класс встречается с мещанами - и ведёт их к светлому будущему. «А где ты берёшь такие идеи?» - «Я назвал это “Мозг”».
«Семейка Крудс» - замечательнейший мультфильм (один из режиссёров, Крис Сандерс, ранее зарекомендовал себя другим шедевром - «Как приручить дракона»). Изумительны все его компоненты – без единого слабого звена, без единого тёмного пятнышка. Персонажи выписаны с неподдельной любовью, свой плюс есть даже в том, что ведущая рассказ Гип – плотно сбитая пышечка: и то дело, не всё же нам на худышек смотреть. Рассказанная история – классная, не просто про пещерных людей, но про вневременные отношения, характерные для очень многих семей. И это только на первый взгляд кажется, что всё вертится вокруг молодой да резвой героини – на самом деле главной сюжетной опорой является здесь образ Отца, сильного, заботливого и любящего (лучшим мультфильмом о Папе всё равно остаётся «В поисках Немо», но «Семейка Крудс» в этом плане максимально близко к нему приближается). Вечный конфликт поколений лишён в данном случае и тени занудства, но так ведь и следует говорить о серьёзных вещах – весело, задорно и с жизненным юмором (чего только стоят тут шуточки про тещу!).
Особая составляющая успеха – роскошный мир, в который мы попадаем вместе с героями, незаурядно выдуманный и щедрыми красками нарисованный. Парящие в воздухе одуванчики – очевидный привет «Аватару», но этим фантазия авторов вовсе не ограничивается – обратите внимание на необыкновенную фауну! Очаровательные слономыши, дружелюбный крокопёс (помесь собачки с крокодилом), какадушный плотожор (водоплавающий тигр яркой расцветки), пираньепопугаи (съедят всё, только не в воде, а в воздухе), ленивец Кушак!.. Легко предположить, что игрушки с этими зверьками скоро прочно войдут в нашу жизнь.
Казалось бы, нет ничего удивительного в том, что студия «DreamWorks Animation» вновь представляет нам очередную свою великую картину – вроде как все уже и привыкли. И тем не менее, поддерживать планку высочайшего качества порою куда сложнее, нежели единожды взобраться на вершину. В особенности когда речь идёт не о продолжении вроде очередного «Мадагаскара», а о самостоятельной истории – о которой еще вчера мы ничего не знали, а теперь полюбим навеки. «Семейка Крудс» с блеском доказывает: есть еще новые идеи, есть еще свежие решения. Недаром же Малой придумал однажды назвать генератор своего Воображения Мозгом.
«За Маркса…»
Россия, реж. Светлана Баскова, в ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев, Лаврентий Светличный, Александр Ковалев.
Заводские рабочие создают независимый профсоюз, который пытается противостоять сокращениям и снижению зарплаты, и намерены выдвинуть свои требования на митинге. Хозяина завода вся эта суета отвлекает от более важных дел: ему срочно нужно три миллиона долларов, чтобы купить в Лондоне новые картины для офиса. Поэтому дано указание «решить проблему».
Если вы ждёте «очередной российской туфты», то сразу знайте: этот фильм не похож ни на что, что выпускали на экраны отечественные кинодеятели в последние десятилетия. Это ни комедия, ни триллер, это вообще не является попыткой игры в «жанр». Это суровая социально-производственная драма, главный герой которой – Пролетариат. Именно так – с большой буквы, и именно словом, объединяющим великое множество наших соотечественников. Кому-то, возможно, это покажется странным, но в нашей стране по-прежнему работают заводы и фабрики – на которых всё так же трудятся простые люди, интересы которых далеко не всегда учитываются широкой «интернет-общественностью». И они, эти люди, далеко не так «серы», как принято о них почему-то думать. Это вовсе не спивающаяся толпа, которым всё равно, за кем и куда идти. Это думающие личности, отнюдь не «прозябающие» в невежестве. Таковыми, во всяком случае, их показывает данная картина – которая поставлена и сыграна настолько мощно, что не возникает никакого сомнения в её правдивости. Герои фильма – настоящие, и хотят они того же, чего хотят и все рабочие России: нормальной жизни. Как мало – но почему же так недостижимо?..
Неправда, что зрители не желают смотреть фильмы про собственную тяжёлую жизнь – мол, и без того бед и горя хватает. Людям скорее не нравится платить за выдуманное кино, полное высосанной из пальца ерунды. А радости от узнавания самого себя, от возможности идентифицировать себя с экранными персонажами - такой радости пока что никто не отменял. Эмоционально, конечно, это тяжелый фильм – но кто скажет, что легка сама жизнь рабочего класса? При этом «За Маркса» - вовсе не «чернуха», как многие заранее готовы подумать. Вы будете удивлены, но простые рабочие совершенно не обязаны вписываться в общепринятый «шаблон» - и в фильме напрочь отсутствует мат, грязь, упоение страшными подробностями быта. Это абсолютно нормальное кино – только вместо привычного «гламура» здесь показана жизнь за тысячу километров от Садового кольца.
В какой-то степени лента Басковой – прямая противоположность нашумевшему в прошлом году «ДухLess’у»: сравните два мира, две представленные проблемы. Топ-менеджер Данилы Козловского покупает на свои накопления долю в ночном клубе, герой Сергея Пахомова живёт от зарплаты до зарплаты – и хорошо еще, что живёт, хотя легко мог бы погибнуть. Хотя занятно, конечно, что на национальную кинопремию «Ника» выдвинут не сверхограничный «рабочий» Пахомов, а бездушный «олигарх» - в сочном исполнении Владимира Епифанцева (даже жаль, что в разных с Козловским категориях). Про премии, впрочем, отдельный разговор: впервые лента была представлена на «Кинотавре», затем попала во внеконкурсную программу Берлина, но даже прозорливые кинокритики вручили фильму своего «Белого слона» не по результатам голосования, а в качестве специальной награды – как «Событие года». Слишком уж выделяется «За Маркса» из общего потока, чтобы «впихивать» фильм в привычные рамки номинаций, слишком уж он «не такой, как все». Совершенно особенная картина.
Сочетание «про что» и «как» выводит её в число главных художественных свершений прошлого года. После этого фильма остаётся вовсе не ощущения негатива, а напротив, возникает стойкая мысль: надо бороться, надо что-то менять! И хочется верить, что если в кинозал все-таки попадёт обыкновенный рабочий (другой вопрос – как он туда попадёт?), то потом, вернувшись к станку, он обязательно скажет товарищу по цеху: «Фильм - про нас. Иди и смотри!». Пусть будет так. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
См. также:
«Они «За Маркса» ответят: начинается Берлинский кинофестиваль»
«Сталкер» защитит права человека, только почему-то не все»
«Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» (A Glimpse Inside the Mind of Charles Swan III)
США, реж. Роман Коппола, в ролях: Чарли Шин, Кэтрин Уинник, Джейсон Шварцман, Билл Мюррей, Патриция Аркетт.
От Чарльза Свона-третьего, чьи мысли на 70% вертятся вокруг секса, уходит подружка. Поехав выбрасывать мешок с её туфлями, он презабавным образом попадает в больницу – и получает достаточно времени, чтобы предаться воспоминаниям о том, как хорошо у них всё когда-то было.
В будни Чарльз занимается рекламой и дизайном. В реальной жизни это проявляется кабинетом, расположенным в раскрашенном автобусе, диваном в форме хот-дога (прилёгший на него человек становится «сосиской»), самурайским шлемом, купленным за 15 тысяч, и банкой чёрной икры, приобретённой у русского таксиста. В грёзах – много ярче: то мозг героя проявляется при помощи коллажа, то воскресший Чарли танцует на кладбище с бросившими его, но по-прежнему любимыми красотками, то он видит секретаршу без юбки, то получает приз за самый сексуальный голос от Академии сексуальных женщин. Билл Мюррей тут натуральным образом вылезает из пещеры, а бывшая девушка вступает в феминистский яйцеотрывательный отряд, охотящийся за похотливыми мужиками. «О, Чарли, ты с приветом» - «Я в курсе», - и понятно, что это был комплимент.
Конечно, аналогия очевидна: это очередной вариант «8½» Федерико Феллини – только не про режиссёра, а про рекламщика-фотографа. Самокопательство, безудержные фантазии о женщинах, увлекательное описание творческой мысли художника и даже общий хоровод в финале – всё это оттуда. На соответствующий вопрос Киноридуса приезжавший на премьеру Роман Фрэнсисович честно ответил, что, разумеется, очень любит ту великую картину, и не стал отрицать, что она его по-настоящему вдохновила. Но вместе с тем напомнил, что вдохновила не только его, но и многих других – например, Вуди Аллена («Воспоминания о «Звёздной пыли») или Боба Фосса («Весь этот джаз»). «У меня не было намерения скопировать «8½» впрямую, - сказал режиссёр. - Но я использовал некоторые уроки, вынесенные мною из того фильма. Главный из которых: почему бы не выйти за рамки дозволенного?..»
И правда – почему бы и нет? Тем более что фильм у младшего Копполы получился прелестный, со множеством оригинальных идей, чувством стиля – очень жаль, что в свои почти 48 автор не намерен пока полностью посвящать себя кинематографу. Быть может, полученная в этом году номинация на «Оскар» (за сценарий «Королевства полной луны») как-то подтолкнёт его к новым свершениям? Очень того бы хотелось: свой очевидный талант Роман Коппола не реализовал еще даже на четверть. Будем верить, что «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» - это на самом деле только начало. Начало нового пути, начало чего-то большего.
«Клиника любви» (La clinique de l'amour!)
Франция-Люксембург-Бельгия, реж. Артюс де Пенгерн, в ролях: Артюс де Пенгерн, Брюно Саломон, Элена Ногуэрра, Наташа Линдинжер, Эрик Годон, Мишель Омон.
Два брата-хирурга работают в отцовской клинике, пока между ними вдруг не оказывается женщина – влюбляется в неё один, но женится на ней другой. Дальнейшая цепь событий приводит к тому, что на кону оказывается уже не личная жизнь, а судьба всей клиники, - но и в этом вопросе братья вынуждены противостоять друг другу.
Медицинская тема – популярная тема, о чем свидетельствует успех множества сериалов, от «Скорой помощи» и «Доктора Хауса» до «Интернов» и «Дневника доктора Зайцевой». Однако столь же популярных кинофильмов, основное действие которых разворачивается в больнице, не то чтобы и много – быть может, оттого, что переливание крови на большом экране выглядит совсем не так, как на телевизионном. Тем более редок в этом плане жанр эксцентрической комедии, где «клиника» - это не только коридор, операционная и белые палаты, но в какой-то мере и обозначение происходящего, эмоционально окрашенный синоним «бреда». Описываемый фильм весь построен на абсурде в сочетании с нездоровой реалистичностью: даже если вместо крови здесь задействовали томатный сок или кетчуп – выглядит это всё равно как кровь, и выглядит порою отталкивающе. Смешные ситуации здесь сменяются страшными – что далеко не всегда так забавно, как думают, наверное, об этом создатели фильма (в особенности если мысленно перенести происходящее в российскую действительность, где то, над чем смеются французы, происходит порою на самом деле). Так что если «Клиника любви» и комедия, то весьма и весьма нестандартная, рассчитанная на зрителей с крепкими нервами и специфическим чувством юмора.
Однако справедливости ради стоит отметить, что если к сюжету всё-таки притерпеться, то в результате он может даже порадовать – ибо с каждой минутой маразм только крепчает, достигая уже где-то на середине картины такой консистенции, что в своём роде становится даже прекрасно. Позволю себе в качестве примере вкратце пересказать умопомрачительную кульминацию ленты (не сочтите за спойлер – ведь велика вероятность, что вы вовсе этого никогда не увидите). Враги злокозненно отключают электричество, лифт с пациенткой застревает, остаются считанные секунды – и врач рискует провести операцию на сердце едва ли не голыми руками! Волею судьбы это транслируется на весь мир в прямом эфире, но и не только это. Стоило запустить сердце, как неожиданно наступают роды – и вот уже на свет телекамеры вылезает первенец известной певицы Дженнифер Гомес, спасённой чудо-доктором, чудо-Айболитом!.. После чего еще случится короткая перестрелка, на секунду появится русский ветеран Иван, а в конце и вовсе наступит время для танцев. Воистину безумный «индийский финал» искупит разочарование от первой половины фильма, заставив сказать: ну что ж, бывают на свете и такие комедии, всё любопытно в сравнении.
См. также:
«Французское кино сегодня»: краткий путеводитель»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: