В Каннах победил синий цвет
- 26 мая 2013 22:17
- Максим Марков
Каннский конкурс закрывали признанные мэтры – Роман Полански и Джим Джармуш, их новые работы были показаны в фестивальном дворце в субботу. «Венера в мехах» Поланского отчасти основана на скандальной повести Леопольда фон Захер-Мазоха, но это отнюдь не экранизация – просто центральным действием фильма становится прослушивание, которое проводит один режиссёр, и острый текст звучит из уст пришедшей на пробы актрисы. Играют их Матье Амальрик и Эмманюэль Сенье, в паре умудряющиеся удержать внимание зала в течение полутора часов – в одной декорации, без какой-либо дополнительной поддержки. Наблюдатели сразу отметили, что фильм во многом перекликается с другими лентами Поланского, который готовится в августе отметить своё 80-летие. «Я не отдавал себе в этом отчета, но когда мне начали об этом говорить, я понял, что действительно: в фильме немало характерных для меня вещей», - отвечал на подобное замечание режиссёр.
«Выживут только любовники» - очередное обращение к вампирской теме, на сей раз – со стороны Джима Джармуша, автора легендарного «Мертвеца». Героев его фильма зовут - ни много ни мало - Адам и Ева, и они давно уже не убивают людей, предпочитая добывать кровь «мирным» способом. «Этому проекту уже семь лет, - говорит Джармуш. - Я давно планировал сделать фильм о любви двух вампиров, но было сложно найти финансирование. Я с самого начала предложил главную роль Тильде Суинтон, и она сразу согласилась, не изменив своего решения за всё это время, несмотря на все возникавшие трудности». Сама актриса не таит: «Мы все зачарованы вампирами. Несомненно, потому, что они бессмертны, а сами мы очень боимся смерти. Мне нравится в этом фильме идея невидимой жизни и работы». Том Хиддлстон, известный всему миру как Локи из «Тора» и «Мстителей», отмечает в свою очередь, что роль Адама открыла перед ним множество актёрских перспектив: «Мне понравилась идея сыграть героя, воплощающего одновременно меланхолию и романтизм. Это прекрасная история двух людей, которые любят друг друга и принимают друг друга таковыми, какие они есть. Мы исследовали любовь в контексте бессмертия».
В субботу же были вручены премии параллельных официальных программ. Программу «Особый взгляд» судило жюри во главе с режиссёром Томасом Винтербергом, в своём заявлении отметившее, что конкурс получился «действительно экстраординарным», «ужасно несентиментальным», но при этом «поэтичным, в высшей степени оригинальным, иногда непонятным, разнообразным, но прежде всего – незабываемым». Главный приз тут достался картине «Изображение отсутствует» (реж. Рити Панх, Камбоджа-Франция), рассказывающей историю поисков пропавшей фотографии, которая могла бы послужить доказательством массовых преступлений красных кхмеров в 1970-х годах. Прочие премии «Особого взгляда» получили работы из США, Мексики, Франции и Палестины. Жюри программы «Синефондасьон» и короткометражных фильмов под председательством Джейн Кэмпион отметило своими премиями работы из Бельгии, Румынии и Чехии, главную награду присудив американской «Игле» (реж. Анахита Газвинизадех), рассказывающей историю о том, как девушка решила проколоть себе уши. А «Золотая камера» присуждена сингапурской ленте «Ilo Ilo» (реж. Энтони Чен), участвовавшей в «Двухнедельнике режиссёров».
Но настал черёд рассказать о призах основного конкурса. Приз Экуменического жюри ушёл к иранскому режиссёру Асгару Фархади, два года назад прогремевшему картиной «Развод Надера и Симин», за которую он получил и «Золотого медведя», и «Оскара». Его новая работа «Прошлое», снятая во Франции преимущественно на французском языке, также посвящена семейным конфликтам, но на сей раз его основное внимание занимает не собственно развод, а отношения между родителями и их дочерью. «Я могу работать в любой точке земного шара, но всегда был и остаюсь иранским режиссёром, - сказал Фрахади на пресс-конференции по фильму. - Очень сложно повесить ярлык национальной принадлежности на произведение искусства. Но куда важнее связь, создающаяся между зрителем и фильмом. Каждый зритель может представить, что это его собственный фильм». Одну из главных ролей в этой картине сыграла Беренис Бежо, прославившаяся после «Артиста». Сегодня ей досталась награда за лучшую женскую роль каннского конкурса.
Лучшим актёром жюри назвало 76-летнего Брюса Дерна из фильма Александра Пэйна «Небраска». Кстати сказать, он играл в экранизации «Великого Гэтсби» 1974-го года – роль Тома Бьюкенена; наверняка ему была любопытна новая версия этой истории, открывшая кинофестиваль 15-го мая. Награду за лучший сценарий увозит Цзя Чжанкэ за «Прикосновение греха». Приз жюри – у японской ленты «Каков отец, таков и сын». Картина Хирокадзу Корээда повествует о семье, обнаружившей, что воспитывает… не своего ребёнка. Виной тому – роддом, где случилась трагическая подмена (оказывается, не только в России такое бывает), но как же жить дальше?..
Лучшим режиссёром стал 34-летний мексиканец Амат Эскаланте, представивший в конкурсе фильм «Эли», «безжалостный портрет современного мексиканского общества», как написали о нём кинокритики. «Моей целью было вовсе не отпугнуть туристов от Мексики, - говорил Эскаланте в первые дни фестиваля, после демонстрации своей работы. - Мексиканская реальность куда хуже той, что показана в фильме. Я хотел изучить жестокость, поместив её в верный контекст, а не просто выставив напоказ. Я хотел показать жестокость такой, какая она есть, выбрав неожиданную точку зрения, чтобы привлечь внимание публики».
Гран-при жюри, вторую по значимости награду, получили братья Коэны за картину «Внутри Льюина Дэвиса». Вернее сказать, собственно приз от их имени из рук легендарной актрисы Ким Новак получил исполнитель главной роли Оскар Айзек. Ну а самый главный приз – «Золотая пальмовая ветвь» - достался, как и предсказывали накануне очень многие, фильму «Жизнь Адель» (или «Синий - самый тёплый цвет» - таково международное название фильма), поставленному Абделатифом Кешишем. В центре этой трехчасовой истории, напомним, любовь двух девушек из разных социальных слоёв. Выбор жюри, ведомого Стивеном Спилбергом, совпал и с выбором международной прессы – накануне Кешишу присудили важную награду ФИПРЕССИ.
Закрыл же 66-й Каннский кинофестиваль полицейский триллер Жерома Салля «Зулу», рассказывающий о поисках убийцы юной девушки в ЮАР во времена апартеида. Главные роли в нём исполняют Орландо Блум и оскаровский лауреат Форест Уитакер. «В Южной Африке говорят: «Ковбой не плачет перед своей лошадью», - рассказывает бывший пират Карибского моря. – Мой персонаж пьёт и принимает наркотики – и совсем не похож на тех героев, которых я играл раньше. Конечно, когда люди имеют о тебе определённое представление, трудно идти с этим вразрез. Но мне кажется, что этот фильм откроет новую главу в моей жизни».
Новую главу в истории мирового кино открыл и сам кинофестиваль, по праву считающийся самым престижным на свете. Аналитикам ещё предстоит вывести тот курс, что был определён его конкурсом на год вперёд, а зрителям во всём мире – со временем увидеть каннские картины в прокате. Будем надеяться, что рано или поздно, лучшие ленты, показанные в эти дни на Лазурном берегу, дойдут и до российских экранов.
См. также:
«Каннский кинофестиваль: лучшее кино, лучшие звёзды»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: