Встречи с Кар-Ваем: о кино, о кунг-фу
- 30 мая 2013 10:54
- Максим Марков
В прокат выходит фильм «Великий мастер» - вольная, но очень красивая биография легендарного мастера кунг-фу Ип Мана. На прошлой неделе режиссёр картины, не менее легендарный Вонг Кар-Вай, посетил Москву и встретился с журналистами, со студентами киношколы «Cinemotion» и со зрителями на торжественной вип-премьере. Побывав везде, Киноридус суммировал всё, сказанное мэтром.
Свой фильм Кар-Вай задумал ещё в 1996-м году, но быстро понял, что в той экономической ситуации вряд ли «поднимет» столь масштабный, дорогой проект. Оставалось ждать подходящего момента, который наступил только в 2007-м, когда нашлось, наконец, необходимое финансирование – и мечта стала реальностью.
- Как каждый китайский ребёнок мечтает стать звездой кунг-фу, так и каждый китайский режиссёр мечтает снять свой собственный фильм о кунг-фу, - говорит режиссёр. - Но это очень сложно, так как о кунг-фу уже снято очень много фильмов. И мне пришлось серьёзно подумать, как подойти к этой теме с новой стороны, как лучше реализовать эту задачу. Кунг-фу - это не просто пинки и удары, это образ жизни. Мне было важно понять его, проникнуть в эту тайну. К тому же история боевых искусств - это ещё и история самого Китая, пережившего монархию, республику, войну. По мере того как разворачивается наш рассказ, меняется страна. И мы видим, насколько сложно в эти нелёгкие времена оставаться человеком, придерживающимся своих принципов, зову своего сердца. Это фильм не только о кунг-фу, но о людях, у которых есть достоинство, о людях, сильных духом.
Всех интересовало, как же это Кар-Вай умудряется снимать свои шедевры, не имея на руках готового сценария?..
- Да, даже если вы попадёте в мой офис, то навряд ли найдёте там мои сценарии на бумаге. Но это вовсе не значит, что я не знаю, что именно хочу сказать или сделать. Просто я слишком медленно работаю: с того момента, как я задумал «Великого мастера», успело выйти уже семь фильмов об Ип Мане. Поэтому приходится быть очень осторожным. К тому же изначальный замысел для меня – это лишь черновик. Я вижу, как должна разворачиваться история, но у меня всегда есть несколько вариантов на выбор - и в любой момент всё может измениться. Поэтому я никогда не раздаю весь сценарий заранее, а лишь за день до съёмок даю актёрам несколько страниц с их репликами. Я не люблю им говорить: «Вот, сыграй эту роль так», - я сам хочу что-то от них получить. Это индивидуальный процесс, и зачастую сюжетные правки – это результат сотрудничества между мной и моими актёрами. Мы работаем вместе уже двадцать лет, мы почти как семья, так что они все знают, как я работаю, уже привыкли.
Студенты киношколы много спрашивали о методе работы с актёрами, об импровизации, о репетиционном периоде.
- Я очень нетерпеливый человек, поэтому обычно мы не репетируем. Или я прошу снимать репетицию. Потому что актёрская игра очень спонтанна и нельзя раз за разом одинаково хорошо играть одну и ту же сцену. Если искра появляется, её нужно сразу поймать. Поэтому мы просто раскладываем мизансцену, я говорю, кому куда нужно идти, как двигается камера... Актёрам я даю лишь основные инструкции, позволяя им самим определять всё остальное. То есть я предоставляю актёрам полную свободу в рамках определённого диапазона. Тут надо помнить, что мы все работаем с визуальным искусством, где крупный план иногда говорит гораздо больше десяти реплик. Поэтому мы всегда вместе отрабатываем то, что хотим в итоге выразить. Мне кажется, важно доверять актёрам, быть в них уверенным. Важно подбадривать их, подталкивать к тому, что им необходимо сделать. Важно, чтобы и они были уверены в том, что вы – их страховочная сетка, что они могут «прыгать» – и вы их обязательно «поймаете».
Поймать в прямом смысле, впрочем, получалось не всегда: Тони Люн, например, во время съёмок два раза ломал руку – ведь все трюки в фильме актёры исполняли самостоятельно, немало времени потратив на обучение боевому искусству, на консультации с китайскими чемпионами и теми самыми «великими мастерами».
- Я очень долго готовлюсь к фильму – обдумываю не только сюжет, но и каждого персонажа. И на это уходит около 60% всей работы над картиной, в данном случае - по меньшей мере три года. Всё-таки кунг-фу – это то, чему нельзя научиться, читая книги. Поэтому я путешествовал из одной провинции в другую, по всему Китаю, по монастырям, встречался с разными мастерами, слушал их рассказы. Только так можно получить полное представление о том, что такое подлинное боевое искусство, о философии, стоящей за ним. Сами же съёмки в сравнении с подготовительным периодом уже менее затратны по времени, хотя и на них у нас ушло 22 месяца. В Китае говорят: «Чтобы стать настоящим мастером, требуется десять лет». Так что в сравнении с десятилетием те 22 месяца, что мы снимали «Великого мастера», - это довольно нормальный срок, как мне кажется. А уж постпродакшен я всегда стараюсь закончить вовремя, на него остаётся порядка 10%.
Но как при таком подходе к процессу понять, когда же остановить съемки?
- Вот пример. Сегодня большинство фильмов снимается на цифру, но «Великий мастер», возможно, одна из немногих последних лент, снятых на плёнку. И можно было бы снимать бесконечно, но в один день я получил письмо от «Фуджи»: «Сэр, это последняя поставка нашей плёнки для вашей картины». И я понял: это сигнал к тому, что пора, наверное, сворачиваться.
А успели ли уже сами Великие Мастера посмотреть новый фильм?
- Да, они посмотрели. И очень им гордятся. Потому что понимают, как сложно его было сделать. Великим мастерам сейчас уже по 70-80 лет, но они по-прежнему продолжают учить новое поколение. И именно благодаря им боевое искусство передается из поколения в поколение.
Разумеется, Великим Мастером называют и самого Вонга Кар-Вая – в связи с чем возникает вопрос, а есть ли у него собственные ученики и кого он может назвать собственным учителем?
- Есть только один Великий Мастер в кино – это Сергей Эйзенштейн. Потому что он был основоположником всего. Мы же, все остальные, просто следуем его тропой, продолжая и развивая его начинания. Но сам я плохой учитель. Представьте себе преподавателя, который говорит, что можно приходить на съёмки без сценария и снимать три года!.. Нет, не думаю, что такое бы прошло в киношколе.
Я вырос, смотря фильмы, потому что моя мама была большой фанаткой кинематографа. Когда мы переехали в Гонконг, у нас там не было родственников, и почти каждый день мы ходили в кинотеатр. Я не могу выделить какой-либо один фильм, после которого я решил стать режиссёром. На меня повлиял сам опыт в целом – вот когда ты заходишь в тёмный кинотеатр, а там что-то фантастическое происходит перед тобой на экране!.. Мне просто захотелось быть хоть как-то причастным к этому миру.
При этом надо помнить, что сам Кар-Вай режиссуре как таковой не учился, придя в киноискусство из дизайна.
- Многие режиссёры, которых я знаю, не учились в киношколе, кто-то вообще учился на улице. Они могли бы стать кем угодно - аптекарем, адвокатом, сценаристом, актёром… Есть разные дороги. Правил нет. Так что не думаю, что формальное образование в кино настолько уж важно.
«А как можно попасть в вашу съёмочную группу?» - интересуются студенты.
- Можно просто прислать резюме.
По ходу диалога всплывает ещё два крупных режиссёрских имени. На вопрос о дружбе с Тарантино Кар-Вай усмехается: мол, уж тысячу лет с ним не виделся, а увиденную цитату из «Однажды в Америке» признаёт:
- Я специально провёл в «Великом мастере» определённые параллели с этим фильмом, чтобы отдать дань уважения Серджио Леоне. Сегодня уже редки такие эпические фильмы, какие снимал он.
Спрашивают о музыке:
- Как правило, у меня уже вертится в голове несколько мелодий, которые я ставлю на площадке во время съёмок. Это помогает и камере, и актёрам – получается такой их совместный танец. И музыка помогает всем поймать ритм будущего фильма.
Спрашивают об операторе Кристофере Дойле, с которым Кар-Вай снял свои лучшие фильмы:
- Крис – это моя семья. Просто в последние годы у него было много других проектов, он занят тем, что ему интересно, он хочет помогать новым режиссёрам. И я думаю, это заслуживает уважения. «Великого мастера» я снял с оператором Филиппом Ле Сурдом. Правда, я его слегка подвёл: он очень привязан к своей семье и с трудом соглашается надолго её покидать. И когда он спросил у меня, сколько мы будем снимать, я сказал: «Ну, может быть, год». А в конце концов он провёл в Китае три года, едва не развёлся из-за этого.
Спрашивают о Гонконге:
- Гонконг - это место, подобного которому нет во всём мире. Это место, которое закаляет, здесь мне пришлось всему научиться самому. Но именно потому, что никто тебе не помогает, ты учишься выживать - и выживаешь. И хоть я начал работать в Гонконге, который на тот момент был британской колонией, я всё равно считаюсь китайским режиссёром.
Кстати сказать, основную разницу между континентальными и гонконгскими фильмами Кар-Вай видит в том, что в 90-е годы в Гонконге снимали преимущественно о городской жизни, а в Китае - о деревенской. Сейчас, впрочем, эти различия уже размываются.
Не обошлись и без традиционного вопроса «как вам Москва?» - в разных вариациях его задавали аж четыре раза. Кар-Вай вежливо отвечал – тем более что Россия ему действительно вроде бы небезразлична и здесь он вовсе не в первый раз.
- Когда наша семья переехала в Гонконг, мне было пять лет. Мы поселились в районе, в котором проживало очень много русских. За углом от нас был отель, управляемый русскими, и там жили и герцогини, и генералы, и князи… И мы с ними очень близко общались, потому что они научились говорить и по-китайски. И вот я был сейчас в доме Эйзенштейна – там мне приготовили сюрприз. Я как только зашёл в его комнату, сразу почувствовал такой знакомый запах – запах русского пирога!.. Поэтому Москва – это город, вызывающий у меня ностальгию, это то, что мне хорошо знакомо.
Также наш гость признался, что прочитал за свою жизнь много русских романов, знает Пушкина и Чехова, а о визуальном стиле нашей страны ему многое рассказали фотографии Родченко. Самые нежные чувства режиссёр питает и к Санкт-Петербургу, и искренне надеется, что его новый фильм поможет российскому зрителю побольше узнать об истории Китая – что в свою очередь послужит ещё большему сближению наших государств.
С подлинно азиатским хладнокровием режиссёр пресекал любые попытки увести разговор в сторону его личной жизни – упоминая разве тот факт, что в начале съёмок настоящей картины его сыну было 13 лет. Всё прочее в этом плане – под замком, никаких ответов. Нечего ему пока сказать и о «творческих планах»:
- Я всё ещё нахожусь в 50-х годах прошлого века, мне сейчас сложно отойти от этой эпохи.
И естественен вопрос: а сам-то он научился кунг-фу?
- Если ты хочешь чего-то добиться в восточных единоборствах, нужно очень много работать, тренироваться, - отвечает Кар-Вай. – Но у меня на это нет времени. Может быть, когда-нибудь, но не сейчас.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: