Эротика и национальный вопрос: хроники «Кинотавра»
- 06 июня 2013 11:24
- Максим Марков
Третий конкурсный день «Кинотавра» подарил встречу с душещипательной лентой «Иван сын Амира» и скандальной эротической зарисовкой «Интимные места». Встреча, впрочем, оказалась безрадостной.
Во время войны Маше сообщают, что её муж погиб в боях под Севастополем – и она с двумя детьми устремляется за спасением в Ташкент. Но в пути по воле случая «зацепляется» за Амира, у которого и остаётся жить: сперва, пока сын не выздоровеет, а потом уж и третий ребёнок оказывается на подходе.
На этом пересказ сюжета следовало бы остановить – если б не неотступное ощущение, что всё равно фильма «Иван сын Амира» почти никто не увидит: прокатную его судьбу в нынешних реалиях трудно вообразить, да и по телевизору вряд ли ей найдётся время раньше полуночного «Закрытого показа». Поэтому добавлю всё же, что муж-то потом «оживёт» и увезёт вновь обретённую семью в родную Ялту – вместе с маленьким Ванькой с чужим лицом, привыкать к которому он будет с трудом и долго. И случится ещё один в этом сюжете поворот – когда первые две жены узбека (да, Маша была третьей) приедут с детьми спасаться к «своим» после разрушительного землетрясения, и Ивану-старшему придётся-таки открыть всем им своё доброе сердце.
«Нету чужих детей», - произносит Маша ту мораль, которая становится духовной скрепой этой бесхитростной и художественно наивной мелодрамы, в полной мере удовлетворяющей соцзаказ по линии «дружбы народов». Странно даже, что это не про нашу страну, а про ближайших соседей, - иначе Министерство культуры мигом поставило бы «галочку» напротив соответствующего пункта своей «декларации» (того списка, что рекомендуется нынче к постановке отечественным мастерам). Но, может, поставит и так – ибо глупо ведь говорить о государственных границах в фильме о том, что все люди – братья.
К большому сожалению, помимо гуманистического сюжета дебютная лента 44-летнего Максима Панфилова ничем более похвастаться не может. Приличия ради можно отметить Каролину Грушку, которая старательно пытается вытащить на себе весь груз двухчасового хронометража (с уже упомянутыми поворотами). Трудно хвалить сыгравшего русского мужа Дмитрия Дюжева, актёра спорных талантов, не за что – Андрея Мерзликина в не доведённой до ума второплановой роли; прочих артистов мы не знаем – и реалии таковы, что вряд ли узнаем впоследствии. Прекрасный оператор - Олег Лукичёв, но говорят о «картинке» чаще тогда, когда она либо действительно восхитительна, либо когда говорить больше попросту не о чем; данный случай – второй. Хотя на самом деле тема, поднятая съёмочной группой, велика, важна и необычайно актуальна; даже жаль, что её глобальность оказалась в итоге для авторов неподъёмной.
Вторая картина третьего дня сочинского соревнования – на данный момент единственная, имеющая в отечественном прокате хоть какие-то, но шансы. И всё потому, что название «Интимные места» не обманывает – именно этим местам и отдано здесь предпочтение. Об этом свидетельствует уже первая произнесённая в фильме фраза: «Я просто фотографирую х*и, пё**ды – или пи**ы, не знаю, как правильно». Это говорит герой Юрия Колокольникова, фотограф, нашедший свой исключительный путь в искусстве. Параллельно с его историей (не шибко растянутой) развиваются и другие – молодой супруги, узнавшей о беременности и опасающейся, что отец ребёнку не обрадуется; мужика, дающего зарок не пялиться на красивых баб, а пялиться только на уродин (в результате чего начинают нравиться и уродины). Актриса Юлия Ауг играет депутата Госдумы, которая днём работает в комитете по защите нравственности и утверждает схему прогноза падения таковой к 2020-му году, а по вечерам, запершись дома, довольно умело справляется с вибратором…
Вот как тут вновь не вспомнить г-на Милонова?.. Нет никаких сомнений, что возмущение с его стороны последует тут же, как только он вообще узнает о существовании совместного дебюта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Но это будет уже новый сюжет, которого авторы, безусловно, только и ждут – ведь скандал всегда отменно способствует славе. А вот зачем подобное «Кинотавру» - не очень понятно. Неужто тоже ради дешёвого скандала?.. Зря. Хотя фестивальная аудитория была этой откровенной, но пустой картине рада – что подтвердили дважды случившиеся во время сеанса перебои с электричеством. В первый раз погасший экран вызвал к жизни крики «Долой цензуру». А вторичное отключение света и вовсе превратило показ в балаган. Оказалось, что профессиональная публика с большим воодушевлением приветствует подобную похабень, щедро награждая её аплодисментами и скабрезными комментариями. Зато есть теперь, о чём поговорить; беда в том, что не о чём подумать.
См. также:
«Жажда» и «Стыд»: хроники «Кинотавра»
«Отдать концы» в «Трубу»: хроники «Кинотавра»
«Кинотавр» открылся «Weekend’ом». Фоторепортаж»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: