+1
Сохранить Сохранено 7
×

Про Иуду, про Холокост – российские темы на ММКФ


1 12 650

Про Иуду, про Холокост – российские темы на ММКФ

Российские картины принимают участие в нескольких программах Московского кинофестиваля, но особое наше внимание – конкурсным работам. Тем более что они в этот раз довольно «острые»: «Иуда» - очередная трактовка библейского сюжета, в которой Иисус Христос оказывается скорее второплановым героем, а документальная лента «Холокост – клей для обоев?» рассказывает о девушках, до поры до времени ничего не знавших об одной из главных трагедий ХХ века.

 

Кадр из фильма «Иуда»

Первый российский фильм в главном конкурсе ММКФ не требует пересказа сюжета – это «Иуда», экранизация повести Леонида Андреева, основанной на известной всему миру истории, но перенёсшей центр тяжести с Иисуса Христа на Иуду Искариота. Поставил картину 28-летний Андрей Богатырёв. Естественен вопрос: не рано ли, не слишком ли молод для такой темы режиссёр? Он сам же на него и отвечает – говоря, что был впечатлён этим произведением ещё во ВГИКе и вообще считает его очень «юным», обращённым в первую очередь к только начинающей жить аудитории: «Когда же за него браться, как не сейчас?». «В нашем обществе сейчас назрела попытка более серьёзного разговора на все эти темы», - считает Богатырёв, с горечью отмечая, что нынче в вопросах веры и церкви присутствует определённый формализм. Не все знают, что именно говорил Христос, но многие при этом старательно пекут куличики – так что очередное обращение к религиозной теме вполне отвечает потребностям времени. Не стоит «смотреть по верхам» - «хочется поднять дополнительный пласт смыслов, попытаться копнуть к сути».

Другой вопрос, конечно, насколько Богатырёву это удаётся. Да, он очень вежливо и довольно грамотно следует по тексту – но не привносит в сюжет своего нерва. И в этом очевидным образом отличается от Мартина Скорсезе с его не только скандальным, но и очень мощным «Последним искушением Христа». Мы чувствуем в фильме хорошего постановщика, но есть ли тут Автор?.. Режиссёр оправдывает тот «ляп», что современно звучащая речь вступает в диссонанс с «аутентичными» проповедями Иисуса, непринципиальностью того, где именно и на каком языке происходит действие – мол, важна суть, смысл рассказа. Но в чём этот смысл – формулировать отказывается, говоря лишь, что Иуда не отрицательный персонаж, а сложный, всё прошедший и всё наперёд знающий: «Без света нет тьмы, без тьмы нет света, но это не значит, что Иуда – это тьма». Иуда – живой, а уж насколько – это уже к Алексею Шевченкову, с большой отдачей эту роль исполнившему, но не достигшему, увы, впечатляющего результата (возможно, именно из-за отсутствия у режиссёра собственной продуманной концепции).  

Продолжая сложившуюся в последние годы «религиозную линейку» («Царь», «Чудо», «Орда», «Иуда»), Московский кинофестиваль в этот раз выбрал не самую удачную картину – хотя объяснить этот выбор легко. Три года назад первая большая работа Андрея Богатырёва «БАгИ» принимала участие в «Перспективах». Она тоже была о выборе и о предательстве и оставила о себе более чем приятные воспоминания – но позже совершенно не проявила себя ни в прокате, ни как-либо ещё (а попросту пропала, к великому сожалению). Таким образом, включая в конкурс новый фильм режиссёра, ММКФ продолжает курс на «выращивание» собственных авторов – равно принимая как их удачи, так и их творческие промахи. Впрочем, нет сомнений, что «Иуда» найдёт себе и поклонников – как-никак, поднимаемая тема это позволяет.

Кадр из фильма «Холокост – клей для обоев?»

Не меньшее, а, наверное, даже большее внимание привлечено и к российской ленте в документальном конкурсе ММКФ: «Холокост – клей для обоев?» (реж. Мумин Шакиров). История, конечно, не такая нашумевшая, как в случае с Христом, но тоже известная: где-то год назад близняшки Ксюша и Женя Каратыгины принимали участие в телешоу «Муз-ТВ» «Безумно красивые», в  котором «умные» парни делают ставки, ответят ли их «тупые» подруги на тот или иной вопрос. Всё шло нормально, пока Ольга Шелест вдруг не спросила: «Что такое Холокост?» Посовещавшись, сёстры ответили, что это, наверное, клей для обоев. Что тут же сделало их «звёздами» интернета: ролик с их ответом был выложен на YouTube и вызвал активное обсуждение. Разыскав девушек, автор фильма решил отвезти их в Освенцим – чтобы они узнали правду не из «Википедии», а увидели её собственными глазами.

Результат этой поездки – получившийся фильм – вызывает, честно сказать, противоречивые чувства. С одной стороны, очевидно, что это едва ли не самая важная картина всего фестиваля – и недаром её показ был назначен на 22-е июня. Понятна тема, понятна позиция, понятно, что мы не должны этого забывать – и по возможности наставлять на путь истинный забывчивых. С другой стороны – с художественной точки зрения, лента выглядит довольно наивной (возможно, это преднамеренно?) и держится исключительно на главном вопросе, мало что предлагая сверху. Говоря проще, идея фильма, его отправная точка, впечатляет куда больше итогов. Да, этих девочек и правда следовало свозить в Польшу, показать, что там было. Но почему их повёз именно этот человек?..

Документалистика – вообще зыбкое искусство, её принципы серьёзно отличаются от правил игрового кино. Порой неигровые фильмы воздействуют хроникальным или специально отснятым материалом, порой – сильной авторской позицией. Данная лента держится лишь на самом факте: в России есть люди, которые не знают про Холокост. Факт не новый, но, разумеется, печальный. Но вопросов, почему так, здесь не звучит. Режиссёр констатирует – но не копает глубже. Это, конечно, тоже позиция – возможно, что глубже и не надо, кадры из Освенцима говорят сами за себя. И тем не менее – тема заявлена, но не кажется раскрытой. Да, перед нами портрет современных молодых девушек – не самых плохих, кстати сказать, даже талантливых, хорошо поющих, любящих маму. Но встаёт ли за ними поколение, встаёт ли за ними страна?.. Нет. Случай остаётся единичным – а обобщения если и напрашиваются, то не проговариваются.

Впрочем, такой подход, конечно, тоже важен и ценен – и картина заслуживает, безусловно, того, чтобы её посмотрело как можно больше людей. Причём не только и не столько молодых – куда важнее, если её увидят те, кто ответственен за так называемое патриотическое воспитание, из которого тема Холокоста действительно зачастую куда-то испаряется. Ведь нет вины этих девушек, что они чего-то не знают. За их незнание ответственны те, кто обязан был им всё рассказать ещё до съёмок того памятного телешоу.

В Центре документального кино эту ленту начнут показывать в июле.

 

См. также:

«Конкурс на злобу дня – от Чечни до гомосексуализма»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (12)

  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 23 июня 2013

    Кто же снимет фильм о геноциде Русского народа ?
    Наверное "деятелям искусства" это неинтересно
    Лучше тиражировать про своих

    Ответить
    17 +
  • DMG
    DMG 23 июня 2013

    О каком-каком геноциде, простите?

    Ответить
    1 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 23 июня 2013

    Ну хотя бы о геноциде русских в чечне

    Ответить
    18 +
  • DMG
    DMG 23 июня 2013

    Кадыров не одобрит.

    Ответить
    2 +
  • Damaskus
    Damaskus 23 июня 2013

    чечения? - не она а ЛИБЕРАСТИЧЕСКИЕ "реформы" унесли миллионы жизней Россиян. Общие людские потери, которые понесла РФ от либеральных реформ с 1991 по 2010 год, составляют 28 миллионов человек (преимущественно русских). Нынешнее вымертвление русского народа превосходит по своим масштабам т.н. «сталинские репрессии» в 100 (сто) раз (za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task...). В 2017 году число молодого трудоспособного населения (людей 15-34 лет) в РФ будет 15 миллионов. В 2017 году русская молодёжь в Российской федерации станет национальным меньшинством. При сохранении нынешних тенденций к середине века от русского народа останется, в лучшем случае — 50 млн. В любом случае, к концу XXI века в результате деятельности оккупационных властей русского народа не останется совсем.

    Ответить
    3 +
  • Сопричастный
    Сопричастный 23 июня 2013

    Интересная мысль, только надо уточнить что этот самый геноцид русских в Чечне происходит при правлении Путина и его ставленника Кадырова.

    Ответить
    11 +
  • ВсёПутём
    ВсёПутём 23 июня 2013

    Когда искусство будет принадлежать русскому народу. Сейчас и на ТВ и в кино русских почти нет.

    Ответить
    2 +
  • Максим
    Максим 23 июня 2013

    вот вот .согласен.

    Ответить
    1 +
  • Damaskus
    Damaskus 23 июня 2013

    геноцид Русских - Политически выгодными стала борьба против собственного народа, «совков». Все преступления и несправедливости 90-х: разграбление промышленности и за ней науки, голодные смерти, наркомания, волна сиротства и детской проституции, уничтожение бесплатного образования и медицины вкупе с оплевыванием всего патриотического тобишь воспитанием национального самонеуважения, блядвой по телеку и братвой на улицах, воровством, массовой эмиграцией, потребительской культурой и тотальным имморализмом молодого поколения — все это стало политически выгодным сразу после событий августа 1991.

    Ответить
    9 +
  • Максим
    Максим 23 июня 2013

    кому выгодна?

    Ответить
    0 +
  • Ariella
    Ariella 23 июня 2013

    Задолбали уже со своим локалхостом.

    Ответить
    21 +
  • dmitrydreamer
    dmitrydreamer 23 июня 2013

    Интересно у них получается — снять фильм о том, чего не было.

    Ответить
    12 +