«В преддверии третьей мировой внутри страны не должно быть конфликтов»: Алексей Чадов играет скинхеда
- 17 июля 2013 13:15
- Максим Марков
Могут ли темы ксенофобии и бытового национализма стать основой авантюрной трагикомедии, претендующей в отдалённом будущем на широкий прокат и, быть может, на звание нового российского блокбастера? Вполне – решили авторы снимающегося сейчас фильма «ЧБ» о непростых отношениях кавказского жулика Нурика и ярого скинхеда Ярослава. Мистическим образом «связанные» воедино, герои проживут вместе несколько дней – и придут к полному переосмыслению своих жизненных воззрений.
«ЧБ» - это черно-белое восприятие жизни, - говорит сценарист и один из продюсеров картины Андрей Галанов. - Очень многие не видят других цветов: либо все плохие, либо все хорошие. А это не так. В каждом человеке есть хорошее и плохое. Наши герои такие – со всеми своими недостатками, со всеми своими прибамбахами, но они нам оба симпатичны». «Мы одинаково любим обоих героев, обоих своих детей, - разделяет позицию соавтора режиссёр Евгений Шелякин. - Если бы мы кому-то симпатизировали, кино не было бы честным. А мы стараемся его всё-таки снимать честно. Не рассчитывая кому-то угодить, кого-то рассмешить или кого-то в чём-то убедить». «Мы не даём никаких рецептов, мы стараемся обращаться к чувствам людей», - заключает ранее живший в Махачкале Галанов, знающий о национальных конфликтах не понаслышке и искренне болеющий за сложившуюся в нашей стране ситуацию.
Как в итоге всё это выйдет – мы узнаем нескоро: фильм только недавно начали снимать и у создателей ещё есть время определиться с вопросами его продвижения. Но несмотря на то, что вопросы эти очевидны, расчёт всё равно делается именно на самые широкие зрительские массы: людям, уверены в этой команде, эта история будет близка. С этим согласны и задействованные в картине артисты - Сергей Маковецкий, Игорь Жижикин, Александр Головин, Кахи Кавсадзе, Мария Андреева, Екатерина Редникова. И исполнители главных ролей - Мераб Нинидзе и Алексей Чадов, с которыми "Киноридус" встретился на съёмочной площадке нового фильма – в поле близ Переславля-Залесского.
- Здесь очень интересная история, сценарий очень хороший, - рассуждает Алексей, с которым мы расположились в теньке за его актёрским трейлером, в составе длинного каравана приткнувшимся на обочине поселковой дороги. – В нём поднимается больная тема межнациональных отношений, в частности, в нашей стране. Это тема международного интереса, и у меня есть личное отношение к этой проблеме. Со времён слома и развала «совка», великого Советского Союза, мы ушли в серьёзную стагнацию и потеряли все основные направления, о которых только сейчас начинаем опять говорить. Это же не вопрос национальности - вот мы, москвичи, мы же не только к приезжим относимся настороженно или раздражённо, мы в принципе друг к другу так относимся! Это вопрос, скорее, организации скопления большого количества людей в пространстве. И пора уже начинать относиться к этой проблеме цивилизованно. Потому что если сейчас этого не сделать, то мы отстанем тогда совсем далеко. Если вопрос решать конфликтом - это огромный шаг назад, это не путь цивилизованного общества. Вопрос нужно решать цивилизованно, нужно относиться друг к другу по-настоящему, с уважением. Чётко понимать: есть хороший человек, есть плохой, есть глупый, необразованный, а есть воспитанный, человек, который шевелит мозгами. И цвет кожи здесь, конечно, не имеет никакого веса. Совершенно.
- Я совершенно не расист, совершенно не националист, - продолжает актёр. - Но я, безусловно, могу испытывать раздражение, когда в метро танцуют лезгинку. Наш фильм и об этом тоже, потому что здесь - не путь русского человека к дружбе с Кавказом, а путь кавказца и русского к новым отношениям. С пониманием культуры единой страны и реальным друг к другу уважением. Нужно любить всех, любить людей. И уважать - и русских, и кавказцев. Но это совместная работа, понимаете. Это не проблема русских или кавказцев, это общая проблема и тех, и тех. И потому, помимо издания законов (а у нас в России пока не совсем это дело работает), надо ориентировать людей, настраивать их правильно через эмоцию - через кино, через книги. В данном случае проще через кинематограф. Вот в своё время в Соединенных Штатах решили, что в каждом блокбастере уровня «А» обязательно должен быть чернокожий герой – и, пожалуйста, через десять лет отношения в стране изменились, люди стали меньше воевать и очень дружно теперь живут, очень дружно. Конечно, и у них остались ещё беспредельщики, даже в Лос-Анджелесе есть опасные районы, но это тоже вопрос организации. Ведь в чём проблема: даже если мы придём к взаимным договорённостям, будем уважать друг друга, всё равно без организации общества, без расслоения населения по национальностям, по конфессиям, не обойтись. Но это технический момент. А духовный – это вот история нашего фильма.
Насчёт Голливуда Алексей, кстати, совершенно прав: заслуга американского кино в изменении отношения, например, к афроамериканцам не просто велика – огромна. Чтобы не вдаваться в исторические подробности, достаточно вспомнить хотя бы полицейские комедии с Эдди Мерфи, «прорывные» для своего времени. И вот прошло тридцать лет - и Дэнзел Вашингтон такая же безусловная звезда, как, допустим, и Рассел Кроу. Аналогичные «примирительные» картины снимались, разумеется, и в СССР – назовём только легендарное «Мимино» Георгия Данелии или до сих пор любимый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» о любви простой русской женщины и хорошего кавказского парня. Но вот готов ли сегодняшний зритель к подобному разговору?
- Конечно, готов, - убеждён Алексей. – Я вам больше скажу: русский и кавказец – это большой бренд, за их приключениями очень интересно наблюдать, наблюдать за тем, как очень разные культуры по-разному относятся к одной и той же проблеме, к одним и тем же темам. После Советского Союза не было ещё таких фильмов. И у нас не просто артхаусное кино - мы хотим сделать народное кино. Мы не хотим поковыряться в сознании определённой кучки людей - и этим удовлетворится. Нет, мне это интересно, я – народ, вы – народ, вам тоже будет интересно, я уверяю вас.
Тут, кстати, нельзя не вспомнить, что первым фильмом Чадова была «Война» Алексея Балабанова, где тот же «кавказский вопрос» решался в совершенно другом, жёстком ключе.
- Тогда была война. И у Балабанова всё было жёстко так, как оно и было на самом деле. И это был честный фильм. Он не говорил о том, что русские какие-то хорошие, там была показана война такая, какая она есть. Там был и Александр Матросов, который продает родину, и настоящий герой, молодой пацан, который бьётся, не зная за что, но бьётся. Там были кавказцы-бандиты и нормальные люди, которые тоже попали в такие условия. Вот это всё – война. Тогда общество было всё в гнойниках; Чечня - это был большой гнойник. Балабанов его вскрыл. Сейчас другое время, сейчас нет войны – и слава богу. Ценить нужно это время. Внутри страны не должно быть никаких конфликтов, это признак здорового общества.
Но вы понимаете, что сейчас вообще в мире происходит?.. Мы живём в преддверии третьей мировой войны. У американцев есть серьёзный план - и они идут срок в срок. Вот мы сейчас на перевооружение тратим двадцать два, допустим, триллиона рублей – а они такую же сумму вкладывают в свою армию в год. И окружают мир. У них одна простая задача: постараться без крови завоевать основные ресурсы Земли, стать их хозяевами. Сейчас уже никто воевать не будет так сильно - стрелять в голову, чтобы отобрать у тебя ведро с нефтью, такого уже не будет. Но можно цивилизованно, на бирже, манипулировать ценами. Цены опустят – у нас нефти до хрена, наша экономика уйдёт в стагнацию. В Китае, где нет нефти, они её покупают, цены поднимут - и их экономика будет тормозить. Вот таким образом американцы смогут рулить вообще всей ситуацией - без войны. Но для того, чтобы к этому прийти, нужно заставить всё самолётами, вертолётами, ПВО, подводными лодками – и, угрожая таким образом, попытаться договориться.
Вот такая сейчас, в принципе, ситуация. И иметь конфликты внутри страны, когда вокруг есть серьёзный агрессор – ну, это… Поэтому наше правительство правильно понимает проблему и хочет соответствующим образом настроить общество. Но, к сожалению, из-за того, что не всё так хорошо у нас с законодательством в целом, не так всё чётко получается, как бы хотелось.
- В своём новом фильме вы в большей степени задаёте вопросы – или пытаетесь дать какие-то ответы?
- Полфильма – это одни вопросы. А полфильма – это разрешение этих вопросов. Понимаете, я патриот своей родины. Я хочу, я желаю ей добра. Вот мой патриотизм заключается не в том, что я люблю «Ладу Калину», - я всё же считаю, это шаг назад. Но я желаю добра своей земле, я горжусь людьми, которые здесь жили и процветали. И я хочу, чтобы мы относились к этим вопросам так, чтобы их поскорее разрешить. Я живу в Москве, я люблю свой город, и я хочу, чтобы не было этой проблемы. Хочу, чтобы меньше стреляли на свадьбах, – наш фильм тоже об этом говорит. Но также хочу, чтобы не было националистов, чтобы не унижали приезжих кавказцев, не говорили, что они «чурки» – это же обидно, агрессия порождает агрессию. Так возникает комплекс малочисленных народов: когда нас мало, мы за себя постоим – нам терять нечего. И соответственно – не надо провоцировать.
- Вы очень серьёзно рассуждаете, берётесь говорить на такие важные темы, особенно в кино… Но при этом на Новый год выходит очередная, скажем так, «глупая» романтическая комедия с вашим участием - «Любовь в большом городе 3». Как вы совмещаете серьёзные темы и развлекательные?
- А вы националист, смотрите какой!.. В том плане, что если вам нравится – если ВАМ нравится – интеллектуальное кино, то это не значит, что соседу – Мите, который работает на заводе, - тоже должно нравиться это интеллектуальное кино. И в этом смысле вы националист, потому что навязываете свой вкус, понимаете. Мне, может, тоже не очень нравится романтическая комедия, но людям!.. Поверьте, это очень успешный проект - людям очень нравится. И третья серия очень смешная получилась. Так что даже если я, допустим, не очень люблю этот жанр, не очень он мне близок, а людям нравится – я актёр, я играю разные роли и мне интересно быть разным, вот и всё. А как я это совмещаю? Любой артист не должен быть тупо настроен на одну волну, он должен быть меломаном, должен уметь всё. Поэтому я совмещаю это легко. Я стрельбу из оружия легко совмещаю с балетным танцем - потому что десять лет стоял у балетного станка (если так понятнее будет про мою личность). Поэтому вот представьте меня в лосинах с автоматом Калашникова – я и то, и то очень сильно люблю. Хотя это и очень контрастирует визуально.
На такой вот забавной ноте мы с Алексеем жмём руки и расстаёмся. Признаться, меня этот разговор приятно удивил – своей серьёзностью, тем, насколько честно популярный актёр рассуждает на такую взрывоопасную тему, как межнациональные отношения. Возможно, столь же честным будет и сам фильм «ЧБ» - но его выхода на экраны нам ещё предстоит дождаться.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: